суббота, 22 августа 2015 г.

Второй дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Начало

   Официально не было такого названия - второй дом на Родине. Большинство кибуцев сразу подписывали договора с новыми репатриантами только на период учебы в ульпане. После ульпана практически сразу следовало уезжать из кибуца или по обоюдному согласию между сторонами оставаться на два года, срок необходимый для рассмотрения кандидатуры новой семьи на постоянное членство в кибуце.

   Название "второй дом" придумали наши репатрианты. Наш кибуц в отличии от других кибуцев остро нуждался в рабочей силе. Те, кто учился в ульпане, могли работать только в вечерние смены. Но оставались еще утренние и дневные смены, а также работа по субботам. По этому можно было остаться на проживание в кибуце еще на какой-то срок, поработать на заводе, поднакопить деньги на покупку квартиры. И только после этого уезжать на вольные хлеба. Причем за проживание на втором доме платили точно такую же сумму, как  и за первый дом. Получалось взаимовыгодно для всех сторон.

   Практически все наши караванные соседи оставались на второй дом. Почему-то я считала, что у нашей семьи шансов остаться нет. Из-за меня. Скорее всего так и было бы - нас могли попросить в любую минуту оставить кибуц. Но нас не попросили, и спасибо за это моему мужу. Он очень хорошо работал все это время, чудесно и грамотно справлялся со своей работой, помогал новеньким освоить работу, его уважали и прислушивались к его мнению. Майкл не рискнул потерять хорошего работника.

   И так мы продолжали жить в кибуце. В конце сентября я свалилась с высокой температурой. В столовую не ходила. Муж брал на меня порцию еды на раздаче и приносил домой. В какой-то день к нему подошла Женя и спросила - почему я не прихожу в столовую. Муж объяснил, что я болею. Женя пришла меня проведать в караван. Я рассказала ей, что меня отстранили от работы совсем, и что дальше делать - не знаю. Женя оставалась нашим куратором, она пообещала узнать как обстоят дела.

  Через день Женя появилась у нас снова. Новости были неутешительные. Майкл не хотел меня возвращать  на завод. Но появилась маленькая подработка. Зная мою любовь к чистоте и порядку, видя как я убирала помещения на заводе, меня согласилась взять к себе Тами. Как правильно звучала  должность этой женщины в кибуце, честно, не знаю. Вроде получалось, что она отвечает за порядок и уборки в кибуце. Женя объяснила мне,  что если я согласна и как только я выздоровею, могу обратиться к Тами. Я получила от Жени номер телефона .

   Через пару дней я стояла уже напротив Тами, которая объясняла мне чем придется заниматься. Обеспечить меня полноценным рабочим днем было не в компетенции этой женщины, но она на какое-то время стала моим добрым ангелом. Почти каждый день в течении какого-то периода времени я мыла поочередно то зал заседаний, то кабинеты, то фойе на заводе, в пятницу отмывала, как и обычно, столовую и туалеты. Вдруг Тами предложила мне делать уборки в гостевых домиках. Оказалось, что в кибуце есть домики для гостей. Наш кибуц в те времена не занимался туризмом, но иногда в кибуц приезжали гости, и им сдавали квартирки-домики на время. Вот таким образом я стала подрабатывать по 2- 4 часа в день на уборках. Тами старалась загрузить меня работой, находя всё новые объекты для уборок. Причем никогда не указывала, не делала замечаний. Я видела, что она хотела мне помочь заработать, и  была довольна моей работой.

   Могу точно сказать, что и когда убирала и когда работала на заводе - делала свою работу хорошо и ответственно. Уже не помню точно дату в октябре, но вдруг ко мне подошел Майкл и сам предложил вернуться на работу фидером (помощником строителя колес) на завод. На полную ставку. Посменно. Период отчуждения закончился. Вина искуплена тяжелым трудом и потом. "Нарушительница " кибуцного порядка была прощена.

Я согласилась.

   В новом расписании работы мое имя было записано ежедневно. Теперь в основном это были утренние и дневные смены. В первую очередь я отказалась от уборок у молодой семьи. Позволить себе одновременно убрать квартиру в семь комнат, а после отработать смену на заводе, уже не могла. Оставила только два часа уборки у Хаи.

Начинался новый период. И не только в плане работы. Но об этом в другом рассказе.






10 комментариев:

  1. Вы такая молодец, как Вам на всё хватало сил? Понимаю, что выбора особо не было, но как Вы находили моральные силы на всё?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Часто меня спрашивают - как выжили, как выдержали, как справились?

      Не знаю. Жили, просто жили.

      Всегда везде и во всем у меня была сильная поддержка - мой муж.

      Многие семейные пары не выдерживали испытаний , связанных с переездом. Все проблемы извне разрушали семьи внутри.

      Мне повезло. Очень повезло. Трудности нас не только не оттолкнули друг от друга, а наоборот - сблизили как никогда до этого в жизни. Я знаю точно, что вместе можно преодолеть всё, даже тяжелую болезнь и смерть.

      И еще. В начале 94 года похоронила маму. Не стало самого дорого для меня человека. Боль была невыносима. Иногда там дома в Украине срывалась средь бела дня и летела на кладбище, чтобы просто посидеть, прийти в себя возле родного холмика.

      А потом уехали. И было тяжело. И не было возможности сорваться и поехать к маме, чтобы набраться сил.

      Первые годы мама часто снилась мне. И всегда это сопровождалось чувством огромной вины, что не могу поехать к ней.

      Я рассказывала в своих постах, что мои ночные смены на заводе заканчивались в час ночи. До каравана идти было минут пять - семь. Часто я шла одна со смены. Поднимала голову к звездному небу и ... разговаривала с мамой. Выбирала одну звездочку, обращаясь к ней : " Ты же сейчас так же видна и в нашем городе над маминой могилой, передай ей как мне тяжело, но я обещаю, что мы справимся, обязательно справимся".

      Я знаю, что мама слышала меня и помогала

      Удалить
  2. Жека, доброе утро!
    Так спокойно ( в коычках) можео описывать только сейчас, а в то время- какие эмоции, противоречивые , протестные, пере подняли вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть, Реалистка. Сегодня совсем другие проблемы. И самое дорогое в жизни - это здоровье и мир.

      И еще. Написала, что Майкл вернул меня на завод. И вроде только из-за того, что работала хорошо. Это было бы здорово. Но скорее всего меня вернули из-за нехватки рабочей силы. Две семьи примерно в это время уехали жить в город.
      Вот так будет честнее и правильнее.

      Удалить
  3. Вас очень интересно читать. Пишите дальше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина. Мне очень приятно это знать.

      Удалить
  4. В нашем кибуце уже довольно официально был второй дом на Родине. Договор сначала подписали на период учебы в ульпане. Это было 5,5 месяцев. После ульпана мы остались на срок второго ульпана, но цена за караван поднялась с 1600 до 1800. Через год надо было решать-платить 2100 или уезжать. Многие женщины- одиночки оставались работать на заводе на упаковке, были довольны и собачились с вновь приезжающими за ночные и вечерние смены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, все знакомо. Мы тоже остались подзаработать. Тем более, что на следующем этапе поставили цель получить права. . В кибуце для этого были условия. Но об этом в следующем рассказе.

      Удалить
    2. Нелли, 2100 с оплатой коммунальных услуг или только за караван?

      Удалить
    3. У нас оплата за кибуц приравнивалась к нашей корзине плюс 200 шекелей за караван Амигуру. В те времена наша корзина на троих составляла примерно 1650 шекелей. Но это примерно - я точно уже не помню.

      Удалить