суббота, 15 августа 2015 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Дайте время привыкнуть к хорошему

   Общепит - так мы называли нашу кибуцную столовую. В своих первых постах я уже рассказывала об этом удивительном месте. Здесь все кибуцники пересекались минимум два или даже три раза в день.

В какой-то период времени нам стали делать постоянные замечания именно из-за столовой, хотя мы за собой не усматривали никаких нарушений. Брали из столовой  продукты, которые можно было выносить. Об этом подробно писала в одном из первых постов про кибуц.

Помню, как раздражалась и злилась на очередное замечание от кибуцников.

Так что же происходило? Чем мы  навлекали на себя неприязнь? И скажу по правде  -  справедливую. Понимание происходящего пришло не сразу.

Разобралась я с этой ситуацией гораздо позже, прожив определенное время в кибуце и понаблюдав за новыми репатриантами, которые приехали после нас.


   Заинтриговала? Тогда вернемся в 1917 год, чтобы разобраться. Это  актуальная шутка  на все времена от Михаила Задорнова, и мне она нравится.  А смысл такой -  иногда чтобы понять, что происходит сегодня и сейчас надо проанализировать, что было вчера и раньше.

А раньше мы жили в СССР. Мы выстаивали огромные бесконечные нескончаемые длинные очереди за самыми необходимыми продуктами. Сколько времени нашей жизни мы простояли в очереди, волнуясь - хватит или не хватит. А когда подходила наша очередь - покупали  продукты  в том количестве, которое разрешалось, а не то которое надо было бы купить. Чтобы взять побольше, брали с собой в очередь маленьких детей. Тогда отпускали колбасы, сливочного масла, подсолнечного масла в  одни руки в два раза больше. А когда в сезон созревали фрукты и овощи! И надо было варить варенье из клубники, закручивать помидоры и огурцы в банки.  И опять бесконечные очереди,  и в результате только пять кг в руки.
 Стояли, покупали и привыкли к мысли - взять сейчас и сегодня столько сколько дадут в руки, а не столько сколько необходимо для семьи. Парадокс!!! Но ведь никогда не были уверены, что завтра можно будет купить необходимое, а вспомнив какую очередь  три часа отстояла с маленьким ребенком, отпадала всякая охота стоять на следующий день опять.

   А потом настали времена  карточной системы. Почти как во время войны. 1 кг сахара на месяц  или чего-то там еще. Лучше и не вспоминать о тех временах, наступивших перед нашим отъездом.

Вот с таким грузом приехали в Израиль.

А тут !!! Можно  было брать в столовой каждый день продукты. И брали, брали. Даже, если не надо было. Не могла пройти мимо помидор, огурцов, творога, масла. Где-то там внутри постоянно жил страх остаться завтра без еды, а значит сегодня надо брать много.

А потом не успевали съедать дома на завтрак или ужин и выкидывали продукты. Было стыдно, но первое время побороть в себе желание взять ОПЯТЬ и МНОГО, даже  если и нет необходимости, было сильнее здравого смысла и всех получаемых замечаний от кибуцников.

Время  "вылечило" и избавило от этой дурной привычки. Пришло полное понимание, что и завтра и послезавтра и на следующей неделе продукты в столовой будут, и голодными мы не останемся. Ох, как тогда стало стыдно.

   Удивительно, но каждый раз за два года жизни в кибуце я становилась свидетелем точно такой истории с вновь прибывшими. Со стороны это выглядело ужасно, и было так же стыдно и за них, и за свое поведение. Ко мне, как к старожилу подходили кибуцники и просили сделать замечание новеньким. Я отказывалась, я знала - это пройдет. Я терпеливо объясняла кибуцникам, что это временно, дайте людям время привыкнуть к хорошему.







34 комментария:

  1. Ответы
    1. А что ужасного по вашему?

      Удалить
    2. Для меня прежде всего - осознание происходящего и стыд за свое поведение. В 90-м году я только родилась, поэтому мне все это неведомо. А вот в 98-м падала в голодные обмороки, так как дома нечего было есть, кроме макарон с сахаром или жареной/вареной рыбьей икрой...

      Удалить
    3. Можно вас спросить? Где вы жили в 98 г.

      Удалить
    4. Ужасно было, когда мы приехали сюда в 95 году. Худые , бледные. У меня нашли анемию, у мужа прогрессировала язва. За полгода нормального питания - в рационе постоянно свежие овощи и фрукты, полноценная еда три раза в день, поправились , окрепли.
      Главное, что мы осознали свои ошибки. Это было еще одно звено в непонимании новой жизни в Израиле в кибуце.

      Удалить
    5. Вот честно, я не понимаю, как с макарон можно падать в голодные обмороки. И в 98-м такие ужасы точно не припомню, хоть все и подорожало. Поэтому вас и спросили, где конкретно вы жили?

      Удалить
    6. Да, Женя. Я поэтому и спросила. И я имела ввиду город, где в 98 году падали в голодные обмороки. Извините, но я не верю. Либо девочка приукрасила, либо семья была неблагополучная. Да , в 98 году, когда казалось, что всё , жизнь наладилась, инфляция остановилась, произошёл дефолт. Рубль упал, доллар подорожал. Ну не было голода! Что хотите со мной делайте!

      Удалить
    7. В 1998 году, ровно за два месяца до дефолта, у меня родился сын. Так что эти времена я помню очень хорошо... Да, в голодные обмороки не падала, но реальный продуктовый набор - макароны, картошка, репчатый лук. На то, чтобы кормить ребенка, сил не хватало. Спасала свекровь, которая тогда работала в роддоме: когда я поняла, что точно уже не выкормлю, она стала привозить банки с молочной смесью. И тяжело было очень долго. Ни о каком нормальном прикорме для ребенка речи не шло: манная каша - это максимум. Сын до сих пор не понимает, что фрукты и овощи - это вкусно, и до сих пор любит кашу. Ест любую, кроме овсянки. Я вполне допускаю, что если в семье работу потеряли сразу оба родителя (а запросто, тогда многие без работы остались), то мог быть и голод. Не в стране, а в отдельно взятой семье.

      Удалить
    8. Что же это такое? Все пишут о разных временах, а проблемы остались те же.

      Удалить
    9. Жека, мы все (почти) родом из СССР. Да и уезжает большинство не из-за того, что просто скучно стало жить на одном месте...

      Удалить
    10. тут дело не в верю-не верю и не в благополучности. У меня родился сын в 1998, и соответственно я была в декрете, работал муж. На работе у него случился какой-то катаклизм( уже не помню) и он искал другую работу, при этом не увольняясь со старой. В поисках прошло 5-6 месяцев. Вот тогда мы и узнали, что такое покупать картошку и яблоки-бананы ребенку поштучно. Помню моя мама привезла нам огромную камбалу, а я смотрю на эту рыбу, знаю сколько она стоит, и думаю, что на эти деньги могла бы прожить 2 недели. Конечно, муж нашел хорошую работу и этот период закончился. Но такие периоды могут случиться в любой семье, и это никак не показатель семейного благополучия.

      Удалить
    11. Этой девочке в 98 году было 8 лет. Я не имела в виду материальное благополучие семьи, а совсем другое. Вот вы поштучно ребенку яблоки бананы покупали в чем то себе отказывая, а ребенка кормили. И не вы одна так жили. У меня в 98 детей уже было трое. Дочь старшая школу закончила, никуда не смогла поступить учиться, потому что планку себе очень высокую поставила. Да, была безработица после дефолта. Дочь год просидела дома. Никуда не смогла устроиться. В 99 уехала в Италию со словами" Я не хочу жить так, как вы живёте". Да, я переступила через себя и отпустила 18 летнюю в неизвестность. Сейчас уже думаю, что правильно сделала. Но в голодные обмороки не падали, тем более дети.

      Удалить
    12. Это могло быть не из-за голода, а неправильного питания, нехватки витаминов.

      Кстати, знаю в Израиле немало детей-подростков, которые падали в обморок из-за быстрого роста организма в определенные периоды взросления. И питание здесь не при чем.

      Удалить
    13. Да из за неправильного питания может быть. Но я в своей жизни с этим не сталкивалась, врать не хочу.

      Удалить
    14. Давайте вы не будете здесь обр мне говорить в третьем лице, ок? Падала в голодные обмороки потому, что макароны на обед и ужин - удавиться можно. И я не ела, пока были силы не есть. Потом давилась и ела. Наша семья всегда жила небогато, но в тот год было уж как-то совсем. У мужа семья достаточно обеспеченная, и то говорит, что им очень тяжело было.
      Я лишь пыталась донести, что знаю, что такое голод и отсутствие разнообразия в продуктовой корзине. И мне страшно пережить тако еще раз. На этом, пожалуй, отклаеяюсь, а то в неблагополучные уже записали, дальнейших диагнозов ждать не хочется.

      Удалить
    15. з.ы. Прошу прощения у автора блога за резкость, обращенную к некоторым комментаторам.

      Удалить
    16. Prana, я надеюсь , что будете читать мой блог и дальше , и оставлять комментарии конечно. У каждого есть своя правда. Я сама прошла через очень голодное детство . И мое детство пришлось не на плохие годы советской власти, а так сложились обстоятельства. Отец ушел из семьи от больной жены( моей мамы). Жили на съемной квартире, маму уволили со старой работы из-за болезни. Мои воспоминаниях о той поре всегда сопровождаются чувством голода. Тем более обостренное, что рядом жили вполне сытые и обеспеченные мои сверстники.

      Удалить
  2. Ну, может и ужасно выглядит со стороны, но для людей приехавших из "карточно-купонной" системы, которая была в 90-х -- вполне объяснимо. Прекрасно помню купоны на сахар и стиральный порошок, мыло, и очереди за этими товарами. Еще помню, что у нас в городе был 1 ( ОДИН! ) магазин сыров, где 4 сорта сыра были роскошью ( российский, голландский, пошехонский и еще какой-то ). Продавали по 1 кг в руки, и туда ходили всей семьей как за добычей.))) Совершенно не помню сыра просто в гастрономах. Еще помню в Саратовской области в конце 80-х в магазине все стены выложены коробками с такими серого цвета макаронами "Рожки". И больше НИЧЕГО!
    Это меня тогда очень впечатлило!
    В 91 году моя тетя уехала в Грецию с мужем. Так она рассказывала, что буквально физически чувствовала тошноту в магазинах при взгляде на витрины. Вот такая бывает реакция на изобилие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я как-то тоже не помню, чтобы в нашем гастрономе хоть когда-нибудь продавался сыр.... я имею в виду до реформы, когда цены скакнули в 10 раз.

      Удалить
    2. Про сыры и речи не было. Самые элементарные продукты по карточкам и в длинных очередях. Помню, как покупали на базаре один-единственный банан для дочки, потому, как и дороговизна была ужасная.

      Удалить
  3. Мне рассказывали, что туристы из Германии будучи здесь на двухдневной экскурсии после завтрака сгребали все яйца вкрутую , подносами.
    А как же! УплОчено!
    И что это? Тоже синдром дефицита?
    У меня не было желания накупить продуктов , хотя уезжала я из пустоприлавочного 91-го года.
    Продукты с первого дня воспринимались как музейные экспонаты. Трогать нельзя, ведь нет денег .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, вот честно вы в самую точку. Я ждала у кого-нибудь такой реакции на свой пост. То, что мы приехали из голодного края дефицита - это понятно. Свой тяжелый отпечаток на нашу психику те времена оставили. Но все-таки почему люди брали продукты в неограниченном количестве? Вот вы же не могли купить много в городе, брали самое необходимое, считая деньги за все. А мы платили оптом за все услуги в кибуце. И брали сколько хотели.

      А вспомним для начала , что же такое кибуц на самом деле? Маленькая задуманная моделька коммунистического общества, рассчитанная на высокую ответственность , честность и сознательность ее членов.

      Были ли мы сознательные, приехав из другого мира? Были ли сознательны законопослушные немцы, сгребавшие все яйца с подносов? Да. В своем мире мы жили честно и сознательно. А для коммунистического общества никто не дорос, даже сами кибуцники. Утопия полнейшая! Великая мечта рассчитанная на великий разум человека !

      Увы !!! Люди устроены по другому.

      Удалить
  4. Я тоже почти не помню того времени. Помню только, уже в 94м-95м, когда я жила с бабушкой, родители приезжали раз в неделю и привозили кучу продуктов: йогурты, крабовые палочки, печенье, конфеты и т.д. И бабушка каждый день выдавала мне всего по одной штуки - чтоб на дольше хватило. Тоже самое было, когда приезжал бабушкин брат из Германии. Он привозил сладости, салями, бутербродный сыр и всё мне это каждый день выдавалось бабушкой.
    А сейчас в Украине совсем другая ситуация. Есть всё. Супермаркеты и гипермаркеты забиты продуктами, но их почти никто не покупает, потому что у людей нет денег. Прошлой зимой было жутко, когда на фоне скачков доллара, народ обезумел и стал сметать с полок товары первой необходимости: масло, сахар, крупы. Люди дрались в очередях, нагребали столько, сколько могли унести. Потом магазины поставили ограничения на кол-во товаров в одни руки и стало ещё более жутко. Потом, конечно, всё появилось снова на прилавках, но осадок от того кошмара остался. Посмотрим, что будет этой зимой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рената, нужно отметить, что эта паника прошлой осенью была не на пустом месте. Народ у нас научен уже , что может быть все, что угодно. Да, было жутковато. Но взять кг пресловутой гречки по 8,50 или по 22 ---- разница висьма ощутимая и для пенсионеров и для 80% жителей.

      Удалить
    2. У народа хорошая память. Слишком тяжелые времена были пережиты и нашими бабушками , и родителями. В своей жизни первую панику помню в конце семидесятых. В магазинах сгребли ВСЁ !
      Помню огромную очередь за хлебом. Люди буквально давили и убивали друг друга. И тогда у продавщицы не выдержали нервы. Она стала бросать буханки хлеба прямо в толпу людей и кричать что-то неприличное. Еле-еле навели порядок. Вот это был настоящий УЖАС !

      Удалить
    3. Natasha 777, а помните наш зимний катаклизм перед НГ? Муж тогда еле взял буханку хлеба по немыслимой (ещё на тот момент) цене - 13 грн. А я шла пешком 31го декабря 3 км в одну и в другую сторону по сугробам, чтобы отнести своей бабушке продуктов. Страшно подумать, что будет если в этом году так занесёт, куда взлетят цены.
      Jeka, у нас была похожая ситуация, только сейчас, в конце 2014-го года, что особенно страшно. Мы в этот период в магазины не ходили, так как я каким-то чудом умудрилась купить всё необходимое за неделю до того как начался этот кошмар, но фото знакомых из магазинов и репортажи из новостей пугали. Особенно жаль несчастных пенсионеров, которые пытались купить хоть по килограмму сахара и гречки, а их отталкивли огромные тётки с красными от злости лицами и нагребали продукты мешками. Я очень чувствительный человек, у меня разрывалось сердце и сейчас разрывается, когда я смотрю на то, во что превращается мой чудесный город. Тогда я и решила уехать. Трусливо поджав хвост убежать, лишь бы не видеть этого кошмара (так я себя вижу со стороны).

      Удалить
    4. Это не трусость, это нормальное желание нормального человека жить нормально. Вот такое масло масляное. Мы тоже уехали больше из-за экономической ситуации. Как раз развалился СССР, бешеная инфляция, потеря всего, что было заработанного до этого. Мы фактически были выкинуты системой на улицу.

      Удалить
    5. Катаклизм помню. Я перед катаклизмом запаслась, в августе: тушенка, рыбные консервы, гречка, рис и сахар, растительное масло. И было мне до лампочки, если скажут что я сумасшедшая. Масло растительное только сейчас подходит к концу, тушенка и консервы лежат. Пусть я на рыбалку своим родственникам отдам, если не пригодится. А потом, когда цены взлетели....... Пенсионеров жаль очень!!! Как они выживают на эту пенсию при такой стоимости продуктов и лекарств?
      Наш чудесный город.... Рената, знаете, жлобье было всегда, и всегда его было слышней и видней, чем нормальных. Мне бы не хотелось думать ни о себе ни о Вас как о поджатых хвостах. Но многое видеть и слышать действительно уже невозможно.

      Удалить
    6. Рената, Наташа , даже слов не могу подобрать. Страшно, что ничего не меняется. Страшно, что приходится все время выживать. Удачи Вам!

      Удалить
  5. Женя, те туристы из Германии были не немцы.
    Те же наши, только выехавшие на ПМЖ в Германию.
    Конечно, кибуц задумывался по принципу "от каждого по способностям -каждому по потребностям".
    Но это не халява. А очень многие её любят.
    Но это ничего не имеет общего с памятью на очереди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понятно, Аня. Опять " наши".

      В кибуце у некоторых его членов не было никаких способностей - ни к работе, ни к нормам общежития. За то потребности свои они удовлетворяли всех меры. Наверно , со стороны нам это было особенно заметно, и это явилось чуть ли не основной причиной, из-за которой мы уехали из кибуца , хотя в те времена еще ничего не предвещало скорого развала кибуцев. А я уже тогда интуитивно почувствовала, что будущего там нет.

      Удалить
  6. Да...кибуц хорош для первого поколения идеалистов.
    А сколько же вы там прожили? Нам говоиили, что мы можем прожить максимум полгода, если нас не попросят выйти раньше (так и было написано в договоре "возможно расторжение договора со стороны кибуца без указания причины . Эх, жаль выкинула договор! Столько перлов !)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы прожили почти полных два года! Подробно обо всем в продолжении.

      Удалить