среда, 12 августа 2015 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Окончание ульпана

                        Где-то в августе состоялась наша экскурсия в Иерусалим с ульпаном.

Наша группа перед выездом в Иерусалим. Ждем автобус.


    Это было очень волнительное событие. Первый раз соприкоснуться с величием древнего святого города. Из-за того, что группа была у нас языково-смешанная                   репатрианты из Аргентины и из бывших республик СССР, экскурсовода взяли ивритоговорящего. Поэтому понимали мы совсем чуть-чуть.  Рахель пыталась объяснять более доступными словами. Но зато смотрели, смотрели и впитывали величие великого города. 

Экскурсия началась с посещения  музея Яд Ва -Шем. Там мы смогли разделиться, и слушать русскоязычного экскурсовода. Это было такое сильное соприкосновение с огромной трагедией, вот где я впервые ощутила масштабность произошедшего и вселенское горе и скорбь. 

После того первого раза я посещала Яд  Ва-Шем еще много раз. И с каждым разом я все сильнее чувствую боль. Почти вся родня моих дедушек и бабушек погибла в той страшной мясорубке.

Потом мы посетили Стену Плача, положили заветные записки с просьбами. Походили по улочкам древнего города, впитывая атмосферу древности и величия. Ох, как давно это было!

В  конце сентября наша учеба в ульпане заканчивалась.  Экзамены были назначены на конец месяца. Всей нашей группе было предложено записаться в ульпан Бет (т.е следующий уровень обучения). Занятия  должны были проводиться в вечернее время раз или два в неделю. А вести ульпан Бет должна была преподавательница, с которой мы познакомились в июле, когда она замещала нашу Рахель. Мы в один голос стали просить Рахель продолжать заниматься в нами и дальше. Но, увы. Это было невозможно. Мы сказали, что напишем коллективное письмо с просьбой, на что Рахель очень вежливо попросила нас не делать этого.

- Вы же не хотите, чтобы у меня начались проблемы. Та преподаватель моя начальница. Я не могу нарушать субординацию и не хочу остаться без работы.

Мы отступили и решили дружно не идти в ульпан Бет. Может и неправильное решение, но уже поняли, что особых знаний от той особы не получим.

Экзамен. Очень волновалась. Учиться и работать - это сложно. Наши неработающие аргентинцы и бывшие соотечественники опережали нас в классе  по уровню знаний. По этому больших результатов не ожидала, хотя привыкла быть впереди по учебе и в школе, и в институте. Мечтала получить хорошую оценку, чтобы не было стыдно и чтобы меньше расстраивать нашу любимую Рахель. И какого же было мое удивление, когда Рахель объявила результаты экзамена. Я набрала самое большое количество баллов, обогнав, пусть хоть и с минимальным разрывом, самого толкового в нашем классе Марсела. Потом был день, когда Рахель вручала нам дипломы об окончании ульпана.





                                        Всё. Закончился этот нелегкий марафон.

Отметить окончание учебы Рахель предложила в Беэр - Шеве в маленьком китайском ресторанчике. Согласились все с радостью, кроме одной семейной пары из наших репатриантов из другого кибуца. Сначала они мялись, а потом  объявили, что денег у них нет на рестораны.  Мол не работали они, как некоторые, а учились. Рахель предложила сброситься всем классом и помочь ребятам. Но они отказались брать деньги на ресторан. Я подумала тогда, что и правда давать деньги на ресторан, как -то не очень (даже слов не подберу правильных). Слава Б-гу  все здоровы, молоды, руки и голова на месте. А как зарабатываются деньги знала очень хорошо - тяжелый труд на резиновом заводе и уборках.

И тогда  сообща решили сделать сладкий стол прямо в классе, чтобы никого не обидеть и никто не чувствовал себя обделенным. Скинулись, накрыли, посидели  и... прощай ульпан, учеба. Что же дальше?

6 комментариев:

  1. Нам оставалось учиться в ульпане еще месяц, и ряды наши заметно поредели. Ушли те, кому не то , что иврит, а вообще всякая учеба давалась с трудом (всегда).
    Вообще это было не совсем верно, людей разного уровня интеллекта и образования определять в одну группу.
    Учительница вернуть ушедших не могла. Мой муж ночью работал, часа четыре спал и приходил в ульпан. Но вдруг очень сильно увеличили смену , и он просто физически уже не мог ходить учиться. Получалось, что ему сразу после 16 часов физической работы надо идти в ульпан. А потом сразу на работу. Я объяснила это учительнице (иврита было достаточно). Но хотя муж был лучшим учеником и говорил свободно, она мне сказала, что не сможет дать ему справку об окончании из за недостатка часов. "Он должен приходить хотя бы на два часа!"И муж приходил. А потом вдруг ульпан закрыли из за недостатка учеников. И дали справки несмотря на недостаток часов.
    И мужу. И всем. Не обращая внимания на уровень знаний.
    А справки мы так и не поняли, кому были нужны. При поступлении на курсы (от лишкатки) их никто и не попросил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наша группа закончила ульпан в полном составе. Все ученики приехали в кибуцы, как и мы, по программе " Первый дом на родине". А это подразумевало обязательную учебу.

      Справки об окончании ульпана у нас попросили в Министерстве абсорбции, когда мы захотели продолжить учебу на трехмесячных курсах иврита с профессиональным уклоном. А потом, когда пришли в колледж, чтобы продолжить учебу на курсах .

      16 часов????? Что за издевательство над людьми? Даже по 12 часов практически никогда не работали - ни я, ни муж. Посменно - да, но только по восемь часов.

      Удалить
  2. А в наше время многие бросали ульпан. Не каждый сможет совмещать учебу и не просто работу , а очень тяжелую многочасовую работу.
    А без работы было не на что жить. Правда, израильская пресса вовсю критиковала алию за нежелание ходить в ульпан. Обвиняли нас в излишней меркантильности. Жадности. Желании урвать большой куш.
    А группа и поредела. Хотя были и откровенные дебилы (извините) в плане учебы.
    Я, кстати, слышала, что в последние годы ввели денежное вознаграждение для успешно закончивших ульпан (что то около пары тысяч, но точно не помню).
    А 16 часов работы? Мой муж не то ,что тогда так работал, но и еще совсем недавно тоже случалось. А уж 12 часов...даже не обсуждается.
    Причем заранее ничего не планируется. Производственная необходимость и всё.
    И никто никого не просит. Велит.
    Ну, ладно, мужчины....
    Когда я работала на таких работах, мне всё таки удалось договориться на четкие 12 часов. А не так, что сегодня 10, а завтра и 14. Всё таки на мне был еще дом.
    Так что Израиль ...он разный, впрочем, как и любая другая страна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проблемы с учебой в ульпане у репатриантов были в разные годы, насколько мне известно. Нам в этом плане повезло, что мы жили в кибуце, и практически полностью были освобождены от бытовых забот. Ульпан в кибуце заканчивали все. По крайней мере за те два года, что мы там прожили, его закончили все вновь прибывшие.

      После окончания учебы в ульпане мы могли себе позволить с мужем переработки , живя именно в кибуце, потом напишу подробнее об этом.
      Но потом в городе - больше никогда . Может кто-то и не поверит, но ни я ни муж не оставались в дальнейшем на работе, где был безразмерный рабочий день. Наш установленный максимум для себя был до 10 часов рабочего времени и то очень , очень редко.

      Удалить
  3. Я не знаю, кто не поверит, но я верю.
    В конце концов человек сам решает , где ему работать. Сам взвешивает свои возможности и оценивает свои нужды.

    ОтветитьУдалить