среда, 19 августа 2015 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Подведение итогов или всё очень плохо

   В сентябре наступил Новый год по еврейскому календарю - Рош а Шана. Почему-то в памяти не осталось никаких воспоминаний. Песах помню, День Независимости помню, а еврейский Новый год - нет. А на нет... Выдумывать ничего не буду. Скорее всего так же накрывали столы, так же дежурили по очереди в столовой. И еще думаю, что столько забот и проблем свалилось на нас в сентябре, что про праздники уже и не думали.

   Примерно в конце августа или в начале сентября закончилась наша "корзина абсорбции", рассчитанная на первые полгода. Переходили на свои хлеба, и сразу резко упали наши доходы. Практически  стали жить только на зарплату мужа, я  продолжала работать на заводе через день и соответственно получала в два раза меньше.
Кроме этого  по программе "первый дом " приехали в кибуц еще две новые семьи. И они сразу приступили к работе, заняв какие-то смены. 

Я решилась поговорить с Майклом. Хотела узнать, когда меня начнут учить строить колеса. Майкл ухмыльнулся и ответил следующее : "Учить не будем, нет у тебя задора, искорки".  На иврите это звучало  так - эйн лах пильпель (нет у тебя перчинки). А было ли  у меня желание работать, вообще, на резиновом производстве?  И почему, собственно, я должна была гореть этим желанием?

Доброжелатели сразу обсудили данную новость - предупреждали же тебя все в один голос, не надо было так с Майклом. Не надо было сопротивляться кибуцным правилам, вот другие всё делали, как им говорили, и теперь спокойно работают и зарабатывают.  Хочешь работать - иди проси его.

Придя  в начале  новой недели на завод посмотреть расписание работы,  вдруг увидела,  что в расписании  у меня вместо трех смен, осталось только две смены, а на следующую  неделю и вовсе осталась только одна смена в пятницу. Зато в вечерние смены  почти каждый вечер была записана ... Мила. Я сперва решила, что Милу перевели со столовой на завод. Но ко мне подошли две наших соседки и сказали:

- Посмотрела уже? Мила приходила к Майклу, просила работу вечером в дополнении к работе в столовой. Он вычеркнул тебя и записал ее. Мы слышали и видели.

Я опять пошла к Майклу.

- Мне всё равно кто - Женя или Мила. Работает тот, кто хочет работать.

Вот так в сентябре я осталась практически без работы, и уехать из кибуца не было возможности. Экзамен в ульпане был в конце сентября.

Подошла я и к Миле.

- Как же так? У тебя же есть работа в столовой, зачем отбирать и мои смены.

- Я не отбирала, я попросила работу вечером. Майкл согласился.

- Но ты же видела, что он вычеркнул меня из расписания.

- Мне все равно. Мне нужна работа, мне нужны деньги.

- Но не за счет кого-то же в конце концов.

- Здесь и так все говорят, что вас скоро отправят из кибуца, слишком много у вас проблем.

Знаете мы не разговаривали с Милой целую неделю. Проходили мимо друг друга и не здоровались. Меня мучила обида и злость. Даже не столько на Милу или Майкла, сколько на себя. Я грызла себя изнутри : "Установила свой порядок, довольна теперь. Так тебе и надо. Так тебе и надо. Так тебе и надо. Другие же смогли, а ты - нет!!! ".

Где-то через неделю во время обеда  в столовой ко мне подсела Мила и попросила зайти к ней в подсобку. Я зашла. Мила была очень расстроена. И еще было видно, что недавно плакала.

- Женька, прости меня. Пожалуйста прости. Мне очень плохо. У сына проблемы в школе. Он кого-то ударил. Ударил за дело, конечно. Но здесь все встали на сторону второго пацана - кибуцника. Мне еле-еле удалось уговорить директрису не отчислять его из школы и не подымать шум в кибуце. Я так хочу скорее набрать нужную сумму денег для первого взноса на квартиру и уехать из кибуца. Ты же знаешь, как мне тяжело с Андреем, он не может успокоиться. Каждый день жалуется  и плачет. Женька, мне так плохо. А еще у меня начались проблемы по-женски. Я таскаю здесь тяжести, а мне нельзя.

Мы стояли обнявшись и плакали. Плакали от всего, что на нас свалилось. Старались утешить друг друга, как могли. Две маленькие женщины с такими огромными проблемами, навалившимися на наши плечи.

  Что еще написать после этого? Ульпан мы закончили. Работы у меня практически не было.  Нас никто не попросил уехать из кибуца, о нас как-будто совсем забыли. Что делать дальше даже не представляла. На меня навалилась жуткая депрессия. Никуда не выходила, никого не хотела видеть, ничего не хотела делать. И в довершении всего  в конце месяца я вдруг свалилась с очень высокой температурой на целую неделю.

Вот так заканчивался наш Первый Дом на Родине.






21 комментарий:

  1. вот так же и у нас грызлись за смены))) ничего не меняется...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас тоже часто спорили, и особенно за утреннюю смену в шабат(субботу). Она оплачивалась 200 процентов, и желающих ее получить было много.

      Удалить
  2. У нас одни уехали из кибуца сразу же после того, как им рассказали про работу на заводе. Уехали со скандалом, их не хотели отпускать - но они все-таки вырвались.
    Женя, интересно, как вы смогли все-таки выкарабкаться из этой ужасной ситуации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выкарабкались. Но это уже другая история под названием " Второй дом на Родине". Интересно мне самой - смогу ли я осилить продолжение? И есть ли желание у моих читателей узнать это продолжение?

      Удалить
    2. Есть, Женя! Есть!!
      Дорогу осилит идущий.... никто ведь тебя не торопит :).

      Удалить
    3. Спасибо за поддержку!

      Удалить
  3. Да, кибуц тогда и кибуц сейчас - это совершенно разные вещи. Даже сравнить невозможно, ничего общего. Хорошо, что этот этап вы успешно преодолели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, все кибуцы разные. И тогда тоже не было одинаковых. В одних была работа, в других совсем не было. Одни были богатые, другие еле концы с концами сводили. Основывали кибуцы тоже разные люди - аргентинцы, французы, русские . Это все откладывало отпечаток на культуру, ментальность и т.д.

      Удалить
    2. Сейчас просто практически не осталось "коммунистических" кибуцев. Прачечная есть много где,столовая - нет, а если есть - то за деньги. Корзину никто не забирает, сам планируешь свой бюджет, н при этом платишь и за схирут, и за свет, и за воду.

      Удалить
    3. Кибуцное движение развалилось. Начался этот процесс давно, и самый сильный толчок произошел после смерти Рабина, когда Авода потеряла свою власть , и в лидеры вышла партия Ликуд. Закончились все дотации государства - не стало денег покрывать долги кибуцев перед казной.

      Скорее всего пришло время поменять название " кибуц" на другое , потому, что в том виде каком они находятся сейчас - данное название не соответсвует действительности.

      Удалить
  4. Женя, да писать, мне некогда отвечать из-за переезда, но я читаю иногда. Писать обязательно!
    Я вот переживу тофес 4 и все остальные "прелести" и тоже напишу сагу)). А пока буду хоть изредка читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Марина! ( Я правильно написала имя? ). Мы уже четыре года, как переехали в новую квартиру, а до сих пор " прелести " продолжаются. Так, что терпения, терпения и еще раз терпения.

      Спасибо, что читаешь.

      Удалить
  5. Правильно, Женя.
    Читаю с удовольствием, свое вспоминается, хотя и не кибуц. Тоже наелись всякого.

    ОтветитьУдалить
  6. Жека, доброе утро! Наревелась...
    Пишите! Везде не просто!

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже плакала читая ваш рассказ. Особенно в конце у меня сами по себе катились слёзы. А ведь я не живу в Израиле, не проходила всё это. Я просто представила свою дочь.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за комментарии. Не ожидала такой реакции . Правда . Еще раз спасибо всем моим читателям.

    ОтветитьУдалить
  9. Ну, а нам сразу сказали, что работу в кибуце не предоставят, и это тоже было одной из причин нашего отказа поселиться там.
    А вот все эти заводики-сараюжки!
    Но вспоминая это, думаю, что местные хозяйчики не были бы так жестоки (самое мягкое слово) , если бы им не потворствовали бы наши.
    Наверное, сравнение не слишком уместно, но мне всё это тогда напоминало концлагерь, где почему то вокруг были одни предатели.
    Но ведь не за жизнь же боролись в конце концов. А готовы были друг друга сожрать .
    И это наблюдение не одного места работы и не одного десятка человек.
    А ватики? Слово просто нарицательным стало.
    Что это? Откуда эта дедовщина?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Завод наш был не из маленьких. Ну, если точнее - не из самых маленьких .

      Поведение наших бывших соотечественников и правда вызывало полное недоумение. Вместо того, чтобы объединиться и отстаивать свои права вместе , многие в открытую старались "вылезти" за счет кого-то из своих - путем унижения, силы, подставы и т.д. Это я сейчас не только про кибуцы.
      Точно так же , а может еще жестче , жили в городах.

      В кибуце наши вроде старались показать себя с самой хорошей стороны перед кибуцниками , чтобы оставили их на постоянное житье-бытье.
      А почему же кибуцники не хотели оставлять? Неужели многие были так наивны, сдавая соседа, что этого никто не замечает вокруг?



      Удалить
  10. Доброе утро всем! Аня, сейчас тоже на некоторых местах работы, можно назвать концлагерь! А где-то очень цивилизованные условия.
    Жека, вы затронули очень болезненную тему- выживаемость любой ценою.- подсиживание, наговаривание!...
    Почему так получается?

    ОтветитьУдалить
  11. Это -извечная человеческая тема: выжить любой (?) ценой.
    Но ,во первых, ЛЮБОЙ ли?
    Во вторых, ну, не о жизни и смерти же в данном конкретном случае идет речь!
    Главное, для этих людей было закопать другого.
    Иногда просто так, на будущее.
    Я раньше такого не видела.
    А если бы мы действительно оказались в ситуации жизнь-смерть? Убили бы вместо палачей.
    И это я говорю без эмоций. Наблюдения многолетние. Неужели народ отбирался сюда по принципу "полицай"?
    Пыталась понять основные признаки: провинция или город, республика, образование....Так и не смогла вывести общую формулу этого явления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро всем! Реалистка, у меня нет ответа. С этим феноменом скорее психологи должны разбираться.

      Я могу только предположить, что человеком , как и любым живым существом в этом мире руководит чувство самосохранения. Естественный отбор, если хотите, который в определенных условиях жизни затмевает другие чувства.

      Удалить