воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Про археологию

     Побывали вчера в пещерах заповедника Бейт-Гуврин. Надеюсь, что фотографии и подробный отчет об этой поездке будет опубликован на страничке у моей дочки. Так что кому интересно - следите за блогом дочери.

    А мне вчерашняя поездка напомнила о нелегком и интересном труде археологов.
Ну, да вы не ошиблись!!! Я знакома и с этой сферой.
    Для интересующихся сразу сообщу, что список специальностей, по которым мне пришлось  учиться  или работать, действительно огромен. Так сложилось в моей жизни. Выйдя замуж за военного, я подписала себе этот "приговор", а переезд в Израиль добавил и расширил этот и без того немаленький список.

Как я попала в археологическую экспедицию в Израиле? Довольно просто. Я всегда  иду навстречу трудностям  и нахожу себе новые приключения в жизни там, где другие стараются пройти мимо или избежать их.

Сразу после выхода из кибуца мы начали с мужем  учебу на трехмесячных курсах по повышению иврита для  инженеров, после этого учились на почти годичных курсах в колледже в Беэр-Шеве. Муж после учебы устроился на работу спустя короткое время. Я была в поиске работы, но  все приемлемые  предложения  для меня приходили из центра или рядом с центром. Надо было срочно переезжать. Каюсь и жалею сегодня : не решились на новый переезд, хотя не все было так однозначно тогда. Отмечалась я исправно на бирже труда, но работы для инженера (академаим) не было, а рабочие специальности мне не предлагали . В какой-то из дней ко мне в слезах прибежала соседка. Оказалось, что ее направили с биржи труда в археологическую экспедицию.

- Ну, и чего ты рыдаешь?

- Говорят там тяжело и грязно, надо копать землю. Я не выдержу.

Пока  я успокаивала свою соседку в моей голове созрел план.

- А знаешь, я тоже возьму направление на эту работу.

- Зачем тебе?! -  у соседки от изумления отвисла челюсть, но она перестала рыдать и заулыбалась.

   Сказано- сделано. На следующий день я была на бирже. Мой куратор был в этот день в другом городе, но я подняла всех служащих на ноги. Так что свое направление на работу получила по факсу из другого отделения. Ну, вот теперь у меня есть работа в археологической экспедиции, и я буду участвовать в раскопках древнего города возле одного из кибуцев в районе Эшколя, недалеко от  границы с сектором Газа.

    Немного про археологию в Израиле или вернее про то, как нелегко быть археологом в Израиле. По каким-то непонятным для светских людей  канонам  наша иудейская религия строго-настрого запрещает погружаться в мир  усопших, ушедших, производить любые раскопки. С каким трудом выбиваются разрешения на те или иные археологические раскопки, не говоря уже, что под любой проект нужны большие деньги для оборудования, техники, зарплаты людей. И вот удача! Возле одного из кибуцев Негева шла стройка, и строители наткнулись на древний храм. Мы потом всем дружным коллективом ходили на экскурсию к тому месту. Почти в целости сохранилась древняя мозаика на полу, какие-то предметы мебели. Сам храм разрушен, только эпизоды стен.

     Археологам удалось выбить разрешение и деньги на продолжение раскопок возле этого храма. Срок экспедиции всего полгода, потом новое место и новые раскопки в другом месте. А может  быть опять полная безработица в ожидании нового проекта и разрешения на него.

   Теперь стало  понятно почему людей набирали через биржу труда по всему Негеву, причем набирали в большом количестве. Первоначальная стадия археологических раскопок предполагает тяжелый физический труд. Пользоваться экскаватором и трактором нельзя, чтобы не повредить ничего под землей. Поэтому первое время мужчины за минимальную зарплату слой за слоем снимали землю сразу на нескольких огромных участках, предназначенных  под раскопки. И хоть рабочий день был строго по 8 часов, выдерживали немногие, им на смену приходили новые и новые работники. Первоначально брали только мужчин, постепенно работа нашлась и для женщин.

   Мы с соседкой попали уже на стадию небольших углублений по всем участкам. Каждый участок был пронумерован, возле каждого участка стояли пронумерованные ведра, предназначенные для всяких находок типа черепков, костей, монет и других предметов. Руководила проектом женщина-археолог израильтянка Перхия.
Удивительное имя, неправда ли? Я спросила ее об этом.

- Перах( цветок) - это слово тебе знакомо. Так вот я цветок женского рода .

Помогал ей молодой специалист Гриша. Он репатриировал из Украины, закончил историко-  археологическое отделение в университете в Израиле. Для него это был первый проект в жизни.

Чем же занимались мы женщины? В конце каждого рабочего дня со всех участков приносили нам ведра, наполненные разными находками. С утра надо было отмыть всю грязь и землю с найденных вещей. Потом положить на просушку в специальные места. После просушки каждая партия в отдельности перебиралась. Откладывались лишь черепки с надписями, рисунками, фрагменты с ручками, носиками и кости. Все остальные черепки просто выкидывались рядом с местом переборки. Потом то, что было отобрано надо было подписать специальными чернилами. Прямо на фрагментах писали номер участка, потом фрагменты с каждого участка складывали в маленькие картонные коробочки, которые мы перевязывали и в конце дня сдавали на склад. Со склада наши коробочки отправляли в лабораторию, чтобы выяснить ценность того или иного предмета.

Ближе в концу рабочего дня все женщины шли помогать на участки. Каждый участок надо было тщательно вымести до твердой поверхности. На следующий день наши руководители глядя на убранный участок, решали где и в каком направлении двигаться дальше.

По мере углубления в землю стала появляться все новая и новая работа. Теперь это была более кропотливая и нежная работа. Аккуратно, чтобы не повредить находки, щетками, кисточками отбирать их по миллиметру от земли. Перхия и Гриша носились с участка на участок и давали распоряжения.
Как-то разговорилась с нашим руководителем Перхией, рассказала ей, откуда хорошо  знаю иврит и про свою специальность.

- Так, мне очень нужна твоя помощь. Мы с Гришей не успеваем, сроки сжатые, а работы много. Поможешь?

Наши котлованы были уже довольно глубокими с ровными гладкими  практически отполированными стенами, так нас учила делать Перхия. Теперь надо было перенести рисунок стен в разрезе на миллиметровую бумагу по всем участкам. Утром мне выдавали миллиметровку, карандаши, линейку, резинку, отвесы, уровни, веревки. Я спускалась вниз по лестнице и делала чертежи стен. Я постепенно стала разбираться в почве, из каких слоев она состоит. Почему есть светлые  широкие участки и узкие тонкие.

Я не утомила вас? Интересно? Тогда продолжу в другой раз, а то получился длинный пост.











6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Женя, это действительно был удивительный период моей биографии. На работу ходила с интересом. Каждый день узнавала много нового. И коллектив у нас сложился хороший. Те, кто выдержал первые месяцы тяжелых раскопок , в дальнейшем не хотели покидать нашу экспедицию даже при минимальной зарплате. В качестве поощрения для тех, кто не пропускал дни работы, обязательно выплачивалась премия.

      Удалить
  2. Прямо удивительный рассказ, Жека! Неожиданный.
    С нетерпением жду продолжения! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо.Я подготовила новый пост. Хочу только загрузить фотографии и тогда опубликую.

      Удалить
  3. Очень интересно. Наверное раньше многие работали на раскопках. Я недавно вернулась из очередной поездки в Израиль. И вот мы, когда с дочерью брали напрокат машину в одной конторе, там была женщина, с которой мы разговорились, пока дочь оформляла бумаги. Эта женщина 20 лет назад приехала в Израиль. И она первое время работала на раскопках. Сказала, что ей очень нравилось это дело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тогда не очень вдавалась в подробности. Видимо много было безработных , и государство искало рабочие места. В израильской археологии тоже был большой пробел , и тут желания у многих совпали . Так появился этот совместный проект. Мне тоже очень нравилось на раскопках.

      Удалить