среда, 18 ноября 2015 г.

"Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз!"

   Помните  эту строчку из знаменитой песни  Давида Тухманова в исполнении "Самоцветов" ?

Это песня из моей юности. А теперь история, которая приключилась с нами  в году так 1988 в Германии, когда мой муж служил в ГСВГ.

   В тот вечер мы возвращались  домой из Потсдама всей нашей маленькой  дружной семьей - муж, дочка и я . Уже не помню по каким делам мы наведывались в красивый и уютный город , но скорее всего, что это был выходной день, и мы ездили отдохнуть всей семьей в Потсдам.
И так вокзал. Ожидаем вечернюю электричку, которая довезет нас до небольшой деревни            ( название уже совсем вылетело из головы), а оттуда еще пешком будем добираться домой в свой офицерский городок минимум 30-40 минут. Людей  на вокзале немного,  время позднее .
А вот и электричка. Садимся, по просьбе дочери поднимаемся на второй этаж. Занимаем места. В вагоне кроме нас едет немка, дама средних лет. Она сидит рядом через пару сидений. И где-то вдалеке вагона слышна еще тихая речь. Поезд трогается. Ехать около часа, а может и меньше . Пытаемся глядеть в окошко, но на улице уже темно. Медленно проплывают фонари, какие-то полустанки. Ладно, все равно ничего не видно. Разговаривать тоже не хочется - устали.  Полумрак, мягкие удобные сидения. Главное, не уснуть и не пропустить свою остановку. Но как же укачивает  - это равномерное постукивание вагонных колес...

Вдруг слышим какое-то движение и разговор. Возле немки остановились два молодых человека. По внешнему виду оба азиатской внешности. Это видно по характерным чертам лица, небольшому росту. Молодые люди пытаются что-то узнать у немки. Глядя на женщину, я вижу, что она совершенно не понимает, что от нее хотят. Юноши продолжают что-то говорить, но немка разводит руками .

- Не понимаю вас, - слышу я ответ дамы.

Молодые люди в растерянности, но тут они замечают нас. Прощаются с немкой и уверенно шагают в нашу сторону. Дальше на очень ломаном исковерканном с сильным акцентом немецком они задают вопрос нам. Вот хотите верьте, хотите нет, но я их все-таки поняла. Они спрашивали про какую-то станцию, где должны были выйти. Я совершенно не зная никаких других названий станций, кроме той, где должны были выходить мы, решаюсь спросить об этой станции у немки. Женщина явно уставшая, говорит с неохотой, но все-таки объясняет мне, что эта станция будет следующая после того, как она сама покинет вагон. Пусть молодые люди ждут ее сигнала, она им даст знать. Из ответа немки я понимаю, что наша станция будет раньше, и мы уже не сможем помочь азиатам на пути следования электрички.

Ну, вот вроде разобрались. Немка сразу понимает, что я тоже не местная. Еще бы! С моим - то русским акцентом! Весь ее  внешний вид говорит, что мы ей все надоели, но немецкая дисциплина и воспитание требуют  ее соблюдать все знаки приличия. Ладно отдыхай , фрау!  Может у тебя сегодня был тяжелый день, и ты  почему-то едешь одна в пустом вагоне неизвестно куда.

Между тем молодые люди не спешат уходить от нас. Они явно хотят общения, и когда не получилось разговора с немкой , просят разрешения сесть рядом с нами. Да, пожалуйста, ребята. В руках у одного из них появляется блокнот. Говорить им очень тяжело. Поэтому парень открывает первую страничку блокнота, и оказывается что это написанный вручную словарь-разговорник немецкого языка  с переводом. Пробегаю глазами первую страничку. Элементарные вопросы для знакомства. Как зовут, сколько лет, где живешь и т.д.  Мы начинаем медленно общаться. Медленно, потому что ребятам тяжело. Они очень плохо знают немецкий, и еще сильный акцент, который мешает мне понять их. То, что мы не немцы, молодые люди совершенно не понимают. Мой муж и дочь , кстати, тоже молча наблюдают за нами. Муж учил  в школе и училище английский,  маленькая дочка знает только элементарные слова типа здрасте - до свидания.                                                                                                                                                  В процессе разговора я выяснила, что ребята приехали из Вьетнама учиться в Восточной Германии. Не знаю, как бы пошел наш  разговор дальше, но после того как на их очередной вопрос, я ответила, что мы из СССР и дочку зовут Аня, последовало что-то невероятное.

- Лев Толстой, Анна Каренина, Советский Союз,-  на  русском языке затараторили оба сразу, - мы учили русский язык в школе, мы любим русский язык, мы так рады, что Вы из Советского Союза.

Ну, вот теперь мы разговаривали обо всем все вместе на родном нашем русском языке. Ребята действительно приехали учиться в Германию. Они рассказывали о себе , мы о себе. А потом один из них  вдруг запел : "Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз".

Представляете! Ночная электричка в Германии. В почти пустом вагоне я пела с вьетнамцами на русском языке слова любимой песни! Это было что-то! Вот честно! Это было потрясающе!

Немка смотрела на нас , как на сумасшедших, но по-моему и она  вдруг улыбнулась.

 А нам было радостно и светло на душе!







                                        Фотография из Интернета для наглядности.








80 комментариев:

  1. Тогда ее называли “песня алиментщика” )))
    И на Тухманова не похоже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот спасибо, напомнили про этот вариант. А почему не похоже на Тухманова?

      Удалить
    2. Да, Тухманов конечно. Ошибся.

      Удалить
  2. Это очень важно - гордиться страной, в которой живешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это важно. Нас и воспитывали так - октябрята, пионеры, комсомол, партия. Счастливое безоблачное радостное сытое одетое детство.

      У меня не было такого детства, но я свято верила, что живу в самом лучшем государстве мире.

      Удалить
    2. Никогда не понимал значения этого слова. Если гордиться перед собой, то это вроде как просто быть довольным. А перед другими это комплекс неполноценности какой-то. Если у меня все ОК, чего мне щеки то надувать? Чтоб завидовали? А зачем мне это?

      Удалить
    3. Так ведь не было все хорошо. Вот и приходилось внушать это чувство своим гражданам и всему миру. До сих пор помню, как на уроке истории наш преподаватель( он же директор школы, ветеран войны ) с восторгом объяснял нам , какие мы счастливые сытые грамотные. А в других странах , и особенно в капиталистическом лагере ( подчеркивал наш директор) , дети бомжуют, замерзают,голодают, побираются и не учатся. Самое главное, что он верил в это больше нас.

      Удалить
    4. “Самое главное, что он верил в это больше нас” – ох сомневаюсь. Всяко конечно бывает, но директора школ как правило наивностью не страдали. Эта должность требовала ооочень большой сообразительности и гибкости позвоночника, гадюшник на уровне РОНО был знатный. Серпентарий))).

      Удалить
    5. Да, скорее всего надо было угождать и изворачиваться. Думаю , что закалка партийная , звание ветерана и участника войны помогали . При этом мы дети знали его все десять лет учебы, как добрейшего человека. И верили ему.

      Удалить
  3. Я не СССР имела в виду.
    Это применимо к любому государству в мире.
    Гордиться -не надувание щек перед кем то.
    Наверное, это удовлетворение всем тем, что ты видишь вокруг, комфортом жизни, её высоким уровнем .
    Это -уверенность в том, что страна тебя всегда защитит и никогда не предаст.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я сразу поняла, что вы про Израиль.

      Удалить
    2. Угу. И защитит, и не предаст, когда народ выйдет на улицы и вставит государству клизму в три ведра. Если такой народ имеется. А если народ сидит на попе ровно и гордится государством, то оно предает с превеликой радостью. И что характерно, гордость при этом прет как на дрожжах.
      Историю с Шалитом вспомните.
      Люди в Израиле другие, точнее другая культура. А продажных чиновников всюду полно.

      Удалить
  4. Добрый день , Жека !
    Ждала ответ Ани, о защитит и не предаст..
    Жека, вы действительно так считаете, что эта страна такая?
    Что особенного вы здесь получили благодаря этому государству ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Реалистка, добрый вечер! Надеюсь, что Аня появится и ответит. Немного не поняла вопрос про какую страну идет речь и какая она " такая".

      Наверно, все-таки Вас интересует Израиль. Особенного я ничего здесь не получила. И собственно ни к чему особенному не стремилась. А что Вы подразумеваете под этим словом " особенное"?

      Живем, как и все. Учились, работали, имеем все необходимое для жизни - в смысле материальных благ. Квартира своя собственная, машина, телевизор, компьютер и т.д. Что еще надо особенного ?

      Может быть самое особенное - я живу после тяжелой болезни , благодаря отличной израильской медицине. А что может быть дороже самой жизни?

      В сфере безопасности сейчас везде сложно. И все-таки именно в Израиле я чувствую большую защищенность не смотря ни на что.



      Удалить
    2. Реалистка, я согласна с Женей на 100%. У меня тоже ценности обывателя - квартира-машина-устроенные дети-неалкоголики. Разве этого мало?
      А у Ани философия лузера, ставшего в позу (извини, Женя). Если бы Аня жила в хорошем районе, то и грязи бы там не видела. Лень продолжать - ее песня не меняется, увы((

      Удалить
    3. Я не в праве делать какие - либо выводы в отношении своих комментаторов. Сложности были и будут у всех в разных странах, на разных этапах жизни. Важно наше отношение ко всему происходящему.

      Удалить
  5. Написала ответ а он исчез...
    Может и к лучшему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А может все-таки напишете по-новой. Интересно же !

      Удалить
    2. Кстати, и я написала тоже, и тоже исчез...

      Удалить
    3. Не знаю в чем дело. Может перед публикацией стоит воспользоваться функцией " копировать".

      Удалить
  6. Женя, государство Вам дало законы, суд, полицию и армию. И то за ваши же деньги.
    А все остальное- Вы сами себе дали :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И это хорошо во всех отношениях. Не знаю или об этом спрашивала меня Реалистка.

      Удалить
    2. Я таки спрашивала Николая по поводу Шалита - что вы имели в виду?

      Удалить
    3. Демонстрации с требованием его обменять. И совершенно жуткую разницу в отношении к обмену сабр и русскоязычных. Это ведь не люди добрые/жестокие, это культуры разные.

      Удалить
    4. Я не знаю, как это связано с культурой. Скажу только про себя, как я это воспринимала. Во мне боролись с огромной силой два чувства - материнская любовь, готовая защищать своего ребенка в любой ситуации, и твердая гражданская позиция, т.е. никаких сделок с террористами-убийцами. И еще . Прожив долгие годы с военным человеком ( моим мужем), я очень четко понимаю разницу между простым гражданином страны и человеком в форме. Шалит был человеком в форме.

      Удалить
    5. Про культуру никакой разницы не было. Люди все рассуждали или как Женя (и я в том числе), или без понятия - верните пленного, и все тут. Но те, кто был ближе к армии, знали, что именно там произошло. А произошло вот что: арабы напали на экипаж танка, когда экипаж спал, и дежурил Гилад Шалит. Он не предпринял никаких попыток вступить в бой - просто поднял руки вверх и пошел в плен своими ногами. Экипаж попытался отбиться, но был уничтожен.
      Никто его в плену не пытал, напротив, он прожил много времени в доме, с беседки которого была видна наша граница. Он знал все, что происходит в Израиле,знал, что за него борется его семья. В общем, тихо ждал.
      Все это можно прочитать в интервью его отца, Ноама Шалита, французской газете (у Шалитов французское гражданство). Еще можно прочитать у Дани Данона.
      Я. как мать двух сыновей, прошедших достаточно войн в Израиле, с глубоким уважением отношусь к семье Шалита, вернувшего своего сына домой, но как гражданка ненавижу эту сделку. Что она дала Израилю? Уверенность в том, что правительство любой ценой вернет сына домой? Выпустив при этом тысячи новых убийц?
      Левые погубят мир.

      Удалить
    6. Уважаемые Женя и Pampushka, так нельзя. У каждого человека есть личные мотивы, каждый человек уникален. Нельзя статистику переводить на личность, кроме обид ничего не будет. Ваше личное отношение может иметь любые мотивы, и вы имеете право на свое мнение.
      Но обсуждать то статистику можно. И соотношение 20%за-80%против и 80%за 20% против было. На погрешность такое не списать. Значит, были причины.
      Обстоятельства (пленения) в данном случае не важны, я ведь не про суть вопроса, а про реакцию на него. Обстоятельства были известны всем одинаково, а реакция разная.
      Для одних оказалась важнее общественная сторона дела – последствия для государства, опасность для общества и тд. А для других конкретный человек. Это прямо по учебнику: культурная разница между западом и востоком. Очень яркий пример.

      Удалить
    7. Я не знаю, откуда вы взяли такую статистику. За каждого солдата у всех болит душа - неважно, сабра или нет. По-моему, то, что вы написали про разницу запада и востока, высосано из пальца. Я работаю с сабрами, они, кстати, первые говорили о том, что нельзя любой ценой освобождать солдата.
      Хотелось бы получить от вас ссылки на ваши примеры.

      Удалить
    8. Пампушка, не надо за меня домысливать. Я сам во всем сознаюсь :).
      Я же не говорил, что у вас не болит душа или вам наплевать. Речь только об одном – кто был за обмен на известных условиях, кто против. И не лично, а статистика. Без моральных оценок, без поиска виноватых и без рецептов всеобщего счастья. Не со злости, а кто что считает правильным.
      Тема была очень горячей, писали о ней много. Ну вот:
      http://izvestia.ru/news/504198
      или вот:
      http://newsru.co.il/israel/16oct2011/shalit_opros_104.html.
      Или Вики. Да и все блоггеры об этом тогда писали.

      “что вы написали про разницу запада и востока, высосано из пальца” – чесслово нет))). Это настолько известная вещь, что практически банальность. Азиатская культура предполагает приоритет общественного и целесообразности, европейская приоритет личности и законности. В штатах “Браун против США” – рутинный процесс о 10 баксах. В союзе “Иванов против СССР” 10 лет без права переписки. Вот как-то так.

      Удалить
    9. Вот честно - я ни разу не интересовалась статистикой в вопросе Шалита. Переживала, как и все И когда правительство решило пойти на обмен, приняла это его решение. Обменяли - значит сберегли молодую жизнь, значит это правильно. И очень радовалась, что принимать такое тяжелое решение надо было не мне.

      Удалить
    10. Я тоже. Сейчас прошлась по ссылкам, предоставленным Николаем - это не те газеты, которые могут отражать реальную статистику. Я ради интереса полезла в ивритоговорящие издания. Прочитала 7 опросов. Ни в одном из них я не нашла разделения на восток-запад. Вопросы стояли так: готов ли ты отпустить 1000 террористов за одного спецназовца? - 90%, за одного джобника - 80%, за полицейского, за твоего друга, за твоего брата, за то, что он станет ортодоксом, за сына, за себя...процентность менялась в зависимости от этих параметров. В общем, я осталась при своем мнении.

      Удалить
    11. Да с чем вы не согласны то? Что цена жизни в России и в Израиле разная? Или может в Европе и в Иране она одинакова? Это и называется “разные культурные традиции”. Один человек может родиться в самой заднице мира, но быть абсолютно европейцем. А большая выборка неизбежно будет под влиянием той культуры, в которой росла и взрослела. С чем тут можно спорить?

      Посмотрите, какое количество народа жалуется, что государство Израиль им что-то “не дало”. Вот откуда эта светлая мысль? Мне вот в окно видно откуда :).

      Удалить
    12. Николай, а где ваше окно и что из него видно?
      Я не жалуюсь. Всё , что можно было взять - взяли сами и продолжаем брать. Может потому, что никогда не ждали, что нам кто-то что-то должен. И если что-то не получилось, ну, что же - это значит наша недоработка, лень или нежелание добиваться результата.

      Удалить
    13. Россия из моего окна видна. Славный город Санкт-Петербург.
      Женя, я же знаю, что вы сами. Я же читаю ваш блог. Собственно, потому и читаю. Потому и интересно.

      Удалить
    14. Николай, мы же говорили о статистике опросов по поводу Шалита. Если вы имеете в виду электорат в России и в Израиле, то надо было хотя бы сказать об этом. Про Россию мне сказать трудно, я слежу только за основными новостями, но никак не за рассуждениями российских блоггеров о Шалите.

      Удалить
    15. Нет, уважаемая Пампушка. Мнение российских блогеров об Израиле меня вообще не интересует. Мне интересен Израиль и рассказы о нем израильтян. Естественно, русскоязычных, откуда ж мне знать иврит.
      Я понимаю, что ссылки на сайты не документ, но таких документов (официальных исследований) вероятно вообще нет. Единственно что могу сказать, Авигдор Либерман, которого вполне можно считать выразителем мнения значительного количества русскоязычных (я так понимаю, тем более в 2011г.), голосовал против. И был в подавляющем меньшинстве.
      Пампушка, я, кажется, задел тему, которую не стоило. Просто мне казалось, что история закончилась давно и счастливо. Но она, видимо, еще горячая. Ну и я все-таки иностранец, понимаю далеко не все. В общем, извините если что не так.

      Удалить
    16. Спасибо, Николай. Очень мне приятно знать ваше мнение.

      Удалить
  7. Мы сегодня всей нашей семьей - я с мужем, дочка с мужем и внуки ездили в пещеры заповедника Бейт-Гурвин. Погода выдалась чудесная. Погуляли славно. Впереди трудовая неделя.

    ОтветитьУдалить
  8. Женя, у вас там теракт? Вы в порядке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, теракт был в Кирьят- Гате. Мы не там, хотя сегодня проезжали рядом по трассе , ехали в сторону Лахиш за Кирьят-Гатом, а там по дороге и Хеврон не так уж далеко.

      Природа там очень красивая, много зелени. Сидела сегодня на высоком высоком холме с внучкой на руках , вокруг такая красотища, воздух прозрачный , даже можно было увидеть вдали многие города в округе. И небо над нами - такое необъятно голубое.

      Удалить
  9. Я не заходила на блог, времени не было. Вчера зашла, увидела продолжение разговора.
    В израильской школе был (не знаю , есть ли сейчас) такой предмет "понимание прочитанного". Я даже и не подозревала, насколько он актуален! Вот и сейчас столкнулась с тем же. Написала о том, что значит гордиться своей страной. И вдруг в ответ пишут , что это философия лузера.
    Вот уж не поняла , в каких строчках моего данного комментария это было увидено....
    Впрочем, я давно заметила, что многим не мешало бы посетить уроки понимания прочитанного , а заодно и уроки вежливости.
    Хотя, хватит об этом. Интереснее написать конкретно по теме.
    Гордость за страну складывается из многих компонентов. И , да, для меня это прежде всего осознание того, что "не предаст и защитит".
    Если говорить конкретно обо мне, то в мирное время я не слишком хорошо это чувствую, а в военное стараюсь в это верить .
    Гордость за страну не надо смешивать с гордостью за себя. Здесь , кстати, мне есть , чем гордиться. Выросший в очень сложных условиях нищей эмиграции мой сын сумел многого добиться . И мне в голову не приходит радоваться , что он неалкоголик. Это само собой разумеется. В нашей семье и вообще в нашей родне такого явления никогда и не было.
    Но у всех свои преоритеты. Гордиться квартирой-машиной....нет, не горжусь. Это не предмет гордости, это -предмет комфорта.
    А гордость и комфорт я не путаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я честно ответила на вопрос Реалистки:"Что особенного я здесь получила?". Мой ответ был , что ничего особенного. Все , как у всех - , учеба, работа,квартира, машина. И этим всем мы можем , кстати, гордиться лично.

      А вот фраза из вашего комментария:"Гордиться -не надувание щек перед кем то.
      Наверное, это удовлетворение всем тем, что ты видишь вокруг, комфортом жизни, её высоким уровнем ".

      Все-таки и у вас прослеживается связь между гордостью за страну и своим личным комфортом.

      Не знаю или я правильно поняла написанное вами. Я же подразумевала, что в СССР нам исскуственно прививали понятие гордости за свою страну. В Израиле мне это мнение никто не навязывает.

      Удалить
  10. Jeka, я не ваши комментарии имела в виду.
    Выражение "надувание щек" взято мною тоже не из ваших комментариев.
    Говоря о комфорте, я имела в виду не что то сугубо личное (квартира и т.п.), а транспортную и банковскую системы, здравоохранение, суды и т.д.
    Уют моего личного маленького мира (квартира) , к сожалению, не всегда может перекрыть неуют за его пределами. И тут, хотелось бы, чтобы вы не подумали, что речь идет о мусоре.
    Мусор можно убрать при желании , сложнее его убрать в системе , тем более при отсутствии желания его убрать.
    Я , кстати, говорила и говорю не только об Израиле, а о любой стране.
    Что касается СССР, то не считаю , что нам искусственно прививали понятие гордости.
    Книги о войне я читала еще до школы. Разве у меня не могла возникнуть гордость за героев страны? В школе тоже не помню особых уроков о гордости. Я никогда не была членом каких то комитетов, а мои родители не состояли в партии.
    И бабушка рассказывала мне и о революции, и голоде ,и 37-м годе и денежнрй реформе, и деле врачей и т.д. Я всё это знала еще в школе.
    Но! Моих родителей уважали на работе, и мама получила квартиру от работы, и наша жизнь действительно становилась лучше. Но при этом мои папа и мама никогда никого не восхваляли, они просто жили.
    Не знаю, гордились ли они страной, мы никогда не говорили об этом.
    Так что это чувство было во мне и всё.
    Прививают ли его здесь?
    Думаю, что уроки истории должны не прививать , а вызывать у детей это чувство. Без него крайне тяжело жить.
    Кстати, наряду с гордостью за СССР, я гордилась и Израилем. Шестидневная война, война Ссудного Дня....Мы очень гордились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, как все неоднозначно. Помните плакаты: " Спасибо дедушке Ленину за наше счастливое детство!", " Народ и партия едины", " Слава КПСС" , " Пионер всем ребятам пример" и многие другие плакаты и лозунги. Промывали нам мозги по полной. Это и фильмы, песни на заказ, это и пятилетка за три года. Только это все было бы ерундой, но заграницей-то жизнь была лучше. Как только приехала в Германию, сразу задалась вопросом: " А кто же победитель?".

      Благосостояние? Мои родители квартиру не получили. Больше всего запомнились длинные очереди, заштопанные колготки и желание кушать. Вот такое счастливое детство.

      Жизнь становилась лучше? Не было нужных лекарств для мамы, посещение специалиста врача на дом обошлось нам 25 рублей. При тех зарплатах это было целое состояние.

      Можно вспоминать и вспоминать.

      Здесь с годами наше благосостояние тоже становиться лучше.






      Удалить
  11. Я не обращала внимания на лозунги. Висят ...ну и пусть, как реклама сейчас. На мозги мои они не действовали.
    Не смотрела концерты по ТВ с псевдопатриотическими песнями в начале, разве что только в конце Пугачеву.
    Очереди были, конечно. Но голодной я не была никогда. Мы не считались людьми богатыми, хватало на еду, а одежду и мебель родители покупали , что называется, потихонечку.
    Но у нас была полная семья. Работали папа и мама. Хотя и детей в семье было двое.
    Мои родители , повторяю, не жили богато, кругом люди жили и лучше. Я, правда, не была избалована, и всё равно здесь я живу намного беднее, чем мои родители там.
    Они прожили там стабильную , хорошую жизнь, их уважали на работе, и при уходе на пенсию папе , единственному на всё предприятие, вручили орден.
    Тогда папа этим не хвалился. Получил и ладно.
    Но недавно сказал мне об этом. Наверняка ему всё таки это приятно.
    И мама сделала хорошую карьеру. И втайне гордилась этим. Ведь они всего добивались сами. Конечно, государство им в этом помогало. Работа была, их не увольняли просто так, им в голову не могло прийти, что им не дадут зарплату, что неверно начислят пенсию .
    Очереди? Но после стояния в очереди они могли купить дефицитные продукты, а для меня нет очередей, но я очень многое как не покупала, так и не покупаю. Есть очень строго очерченная корзина. А потому я с первого дня не пребываю в восторге от обилия продуктов. Для меня всё это музей с экспонатами , которые я никогда не трогаю.
    Тут уже писали, что я завожу старую песню.
    Да я бы её и изменила, но в том то и дело , что она не меняется.
    Но это конкретно моя судьба. Не думаю, что таких вариантов больше нет. В мире ничего никогда не бывает в единственном экземпляре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И все-таки книжки вы читали, а насколько там правдиво все отражалось ? Чем эти книги отличались от плакатов, песен, кинофильмов?

      Дефицитные товары , типа баночки майонеза и зеленого горошка? Аня, вы серьезно считаете это нормальным? И стояние в очереди по три часа за 200 грамм сливочного масла или 300 грамм колбасы?

      И была налажена транспортная система? Я каждый день штурмом брала крепость под названием автобус, который ходил всегда без расписания. И билеты на поезда всегда доставались в километровой очереди.

      Банковская система? А она была. Может только для предприятий.

      Медицина? Счастливый, кто не сталкивался с этим.

      Право на работу? Маму уволили сразу , как только она попала на месяц в больницу. И никто не смог ей помочь восстановиться - ни профсоюз, ни партком, а про судебную систему никто и не слышал.

      Образование? Школа , да, всеобщая. доступная. А институты в большей мере по блату за большие денежки. И тарифы в разные ВУЗы были известны. У моей мамы денег не было, я сама смогла осилить поступление на вечернее отделение по совсем неженской профессии.

      Этот список можно продолжать и продолжать.

      Удалить
  12. Мы жили с вами в разных местах Союза.
    И у нас с вами была во многом похожая , но и во многом непохожая жизнь.
    Я не знаю, что было там в 90-е , меня там не было, но до 90-х масло и колбаса были, а за мясом надо было постоять .
    Майонез и горошек были в заказах. Заказы были еженедельно (только не думайте, что родители были в ЦК, обычная организация).
    Транспорт у нас хорошо работал. А билет на поезд в отпуск можно было заказать по телефону, и я это делала .
    Банковской системы для граждан не было.
    А медицина....папа однажды попал в больницу. Его никто не уволил. Ему давали путевки на работе. И маме. Причем бесплатно и на 14 дней.
    И в пионерский лагерь для меня и сестры. И я, начав работать, брала на работе путевки практически бесплатно.
    Я поступила в ВУЗ без блата, сестра тоже, и наши мужья тоже. И, разумеется, без репетиторов, они нам были не нужны, и тарифы я не знала .
    Книги? Фильмы? Конечно, было много неправды. Но в 60-е в оттепель было много стоящих произведений. Кстати, еще тогда маленькой девочкой я прочитала запрещенный потом "Бабий яр".
    И знаете, я довольно быстро перестала читать советскую литературу, где то с 11-ти лет читала классику. Французскую, в основном, русскую , английскую.
    Да, мы жили по разному. И я вам верю.
    Но и вы мне поверьте. Причем повторяю, родители мои не работали в торговле или в ЦК.
    Это были и есть действительно простые люди.
    Но так сложилось , что их простая обычная жизнь оказалась намного лучше моей.
    (Мы никогда с ними это, кстати, не обсуждаем).
    И это факт.
    Я не говорю, что майонез в заказе - это нормально. Я лишь говорю, что лучше , когда есть деньги купить его пусть и в заказе, чем видеть его на полках и не иметь денег его купить. И в данном случае я не образно говорю, а именно о майонезе, впрочем, это можно отнести и к любым другим продуктам.
    Из двух зол выбираем меньшее....
    Спор на эту тему уже был однажды в другом блоге. И мне пытались доказать, что Там было много плохого. Я и не спорила с этим. И сейчас не спорю. Я просто говорю: может быть хуже. И настолько, что то зло покажется мелкой неприятностью.
    И там все жили по разному. И здесь тоже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не спорю. Я знаю, что так же тяжело жили и другие вокруг нас. Жили - выживали. Аня, а вы квартиру там получили отдельно от родителей?



      Удалить
    2. Я жила в миллионном Свердловске. Мяса в магазинах не было. Вообще. Никогда. За маслом и плохой колбасой надо было стоять по 3 часа, как пишет Женя. Стояла бабушка. У нас под окнами был гастроном, и бабушка дежурила на балконе - не пришла ли машина с продуктами. Если да - сразу бежала занимать очередь. А потом стояла часами. Я про конец 70-х - начало 80-х.
      Майонез - только на Новый год, горошек - большая редкость. Копченая колбаса тоже отсутствовала как класс. Папа привозил из Москвы, куда он иногда ездил в командировки.
      Зарубежная литература - а где ее было взять? Только по талонам за макулатуру. Впрочем, у папы был блат в книжных магазинах и мы реально им пользовались. Но это была редкость.
      Вузы - да, у нас в городе можно было поступить бесплатно и без блата. Но, конечно, с репетиторами. Потому что вступительные экзамены были ну о-о-о-чень далеки от школьной программы.
      В моей семье материальных проблем не было. Вообще. Родители-доценты преподавали в вузах, я была единственным ребенком. Тем не менее это время дефицита, когда даже деньги есть - а купить ничего нельзя, я вспоминаю с содроганием.

      Удалить
    3. У нас мясо в Украине не продавалось в магазинах примерно с 1974 года. Только на рынке. А в магазине максимум можно было взять суповой набор , но и за ним надо было стоять несколько часов в очереди. Колбаса, масло - это я тоже про конец 70-х и начало 80-х. И так вплоть до 90-х. Полжизни или в транспортной давке , или в очереди. Ужас!!! И блат, блат, кругом нужен был блат. В магазине, аптеке ( даже не за лекарством, а за упаковкой ваты), в вузе, в больнице. Нет, не хочу туда , тоже содрогаюсь от этих воспоминаний.

      Здесь мы не шикуем, но и не отказываем себе с самого первого дня приезда.

      Удалить
    4. Женя, а представьте, мы в Свердловск ездили за продуктами из своего изподсвердловска! То есть вообще пустые полки. За молоком занимали очередь задолго до открытия магазина.
      Не согласна про поступление. Конкурсы были дикие, поступали действительно сильнейшие. Репетиторов не было как класса совсем, но у меня была очень сильная школа (обычная, не спец). Слабые отсеивались после восьмого класса, оставшиеся 100% поступали во все вузы страны.Но, блат был, да..
      Квартиру мы с мужем получили как молодые специалисты года через три, это так. Вот еще что хорошее про СССР от меня - безопасность на улицах и доступность передвижения по стране. Все, пожалуй.
      Аня, мое поколение, то, которое жило в союзе и продолжает жить в России, совсем не вспоминает про СССР, совсем. Столько всего произошло за это время и происходит - не до воспоминаний, ей богу. Ностальгия по прошлой стране осталась, на мой взгляд, только у некоторых уехавших в то время. У тех, у кого не сложилось на новом месте, без обид.

      Удалить
    5. Очень даже представляю. Когда родилась дочка , прочувствовала нехватку продуктов еще сильнее. Не было детского питания, а это в миллионы раз хуже, чем что-либо.

      Про институты знаю не понаслышке. Платили за поступления , у нас в Украине это было распространено. Поступление в Винницкий медицинский стоил до 7 тысяч рублей. А еще был курьер - аферист ( муж нашей родственницы), он жил тогда с семьей в Ленинграде. Каждый год по весне приезжал с визитами в Украину, чтобы собрать мзду с родителей абитуриентов на текущий год. Набирал человек 5-7 выпускников школ, родители которых могли заплатить за поступления своих чад в Ленинграде , цена поступления - 5 тысяч. Поступали все, кого он набирал.
      В наш местный институт за учебу на стационаре надо было заплатить тысячу. Это не значит , что все поступали за деньги, но это было, увы. Из нашего класса поступил мальчик, который еле учился, но родители пристроили свое чадо ( я это знаю наверняка). А я училась хорошо, но денег у мамы не было. В результате я поступила сама, но на вечернее отделение.

      Квартирой нас обеспечивали воинские части, в которых служил муж. А потом начались 90-е. Нас выкинули в никуда, оставив практически на улице с ребенком.

      Блат был и воровали жутко. Выносили с заводов, фабрик, магазинов все, что можно было вынести. Об этом надо писать отдельно.
      Была даже шутка" Ничего не вынес- день прошел зря".

      Ностальгия есть по друзьям, молодым годам, по рано ушедшей маме.

      Удалить
    6. Инна, охотно верю насчет тагильских магазинов.
      А насчет вузов буду спорить. Я училась в немецкой спецшколе, причем у нас была сильная математика, но очень слабая физика. Поэтому репетитор. И не одна я у нее занималась. И другие одноклассники, насколько я знаю, тоже занимались с репетиторами. Кто и как поступал, во многом зависело от вуза. В УПИ, например, не набравшие балл могли пойти на другой факультет, где баллы ниже. А вот, скажем, с медицинским было по-другому, и моя подруга смогла поступить только со 2-го раза.
      И с квартирами у нас было похуже. Отцу дали квартиру только после защиты диссертации, он уже больше 10-ти лет отработал (первые три в Тагиле, кстати). Да еще пришлось идти на какие-то ухищрения: они с мамой заявляли, что разводятся... а потом вновь сходятся...

      Удалить
  13. Jeka, вы ведь с Украины? Мои родственники оттуда тоже говорили про взятки при поступлении. У нас тогда с этим было получше, очевидно. Из всех своих многочисленных друзей и знакомых знаю одного, поступившего по блату. Дядя работал в институте.
    Блат был везде. Моя мама работа в торговле, чтобы мы без нее делали))

    ОтветитьУдалить
  14. Jeka, у моего будущего мужа была комната в трехкомнатной квартире с соседями.Через несколько месяцев после свадьбы одна наша соседка выехала, получив квартиру от работы.
    Мы подали просьбу о предоставлении нам второй комнаты, приложив справку о беременности. И нам дали вторую комнату, причем ЖЭК сделал там ремонт. А после рождения сына я разменяла квартиру . Причем размен был сложный, я организовала цепочку таким образом, что все остались довольны.
    Так мы оказались с мужем и сыном в отдельной квартире в очень хорошем месте.
    Ну, а в предыдущем комменте я писала о том, что мама получила квартиру от работы. Там я жила до замужества, ну, а родители до отъезда в Израиль.
    Я никогда никому не давала взяток и не пользовалась блатом.
    И эта привычка сыграла плохую роль в моей эмигрантской жизни.
    Innale, вы пишете, что наши с вами ровесники , продолжающие жить рядом с вами ,вообще не вспоминают СССР.
    И я думаю, что это нормально. А вы и написали, что слишком много произошло и происходит сейчас, и им не до воспоминаний.
    А у меня....С одной стороны, у меня происходило многое, и сейчас тоже нет спокойствия (я просто не пишу об этом ), но ТАМ была жизнь, а здесь бег на месте и борьба с ветряными мельницами.
    Причем сразу же . И по сей день.
    Можно жить трудно, но интересно. Или легко и скучно. Я прожила в Израиле и тяжело, и скучно одновременно. И воспомнания о ТОЙ жизни -это не ностальгия по молодости. Я приехала в Израиль еще молодой, но это была уже другая жизнь.

    ОтветитьУдалить
  15. А вообще , Jeka, спасибо за комментарий о тарифах за поступление. Мне очень давно тут уже рассказывали об этом. Но не в цифрах и о Молдавии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, можно подумать, что я раздавала взятки и там, и тут. Ну, смешно же! Там не было денег на это. А здесь не было необходимости. Знаю, что вам тяжело в это поверить.
      Там. Когда маме должны были делать перевязки после операции, медсестра получила от меня коробку конфет. Когда мне вырезали гланды, врач получил бутылку коньяка, когда сдавали экзамены на сессии в институте, то некоторым преподавателям надо было сразу приготовить презент , а староста относил от всей группы. Когда не было лекарств, я обратилась за помощью к однокласснику- рэкетеру, он доставал по блату, но у меня взятку не брал. Сосед работал на складе, помог достать подарок для учительницы в школу от всех родителей. Я работала на заводе, где делали мясорубки, рядом была кожгалантерейная фабрика, мы обменивали мясорубки на чемоданы. Сантехник за работу - водка, достать краску, обои- опять бутылка или конфеты. Достать конфеты - что - нибудь еще. Это был порочный круг, который создала наша советская система. Вы счастливый человек, если не пользовались этим.

      Мы просто были вынуждены " крутиться", чтобы выжить.

      Удалить
    2. Я помню эти квартиры в Ленинграде с подселениями. Мой папа женился после развода с мамой на женщине в Ленинграде с такой комнатой. Сосед у них был алкоголик и буян. Мой отец с семьей ютился в маленькой комнате с женой и сыном, и боялись выйти на общее пространство. Так длилось, пока не умерла мама его жены, они сделали сложный обмен. В результате получили три комнаты , но надо было жить с отцом его жены вместе, что тоже было не подарок.
      А моя мама нашла человека, которого надо было хорошо накормить и напоить в ресторане, чтобы просунул в очередь на однокомнатную кооперативную квартиру. Спасибо дедушке, он организовал этот напой и дал деньги на первый взнос. Для этого ему пришлось оформить по блату в кредит покупку якобы двух телевизоров в местном универмаге. Вместо телевизоров ему дали деньги ( не было тогда ссуд в банке), которые он выплачивал до самой своей смерти и работать должен был после пенсии. чтобы помогать мне и маме. Он мечтал собрать деньги мне на институт, но умер, когда я была в 9 классе. Мой папа отказался брать на себя заботу о моем образовании.

      Удалить
  16. Добрый день , девочки!
    Жека, вы как будто поменялись местами с Аней! Там она чувствовала себя человеком -вы здесь. По определению Пампушки, были этим словом, которое она адресовала к Ане....
    Так а чем вы гордитесь-за страну Израиль?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неправда, Реалистка! Я там много добилась и чувствовала себя всегда на высоте. Жалко, что вы этого не поняли. Думаю, что если бы не уехали сюда, то и там бы все наладилось. Я могу приспосабливаться к любой ситуации. Я просто описывала , как народ жил.

      Удалить
  17. Жека, вы же не писали о том что вы там добились , а только все отрицательное и к себе. То что вы бы добились там большего я и не сомневаюсь, тем более чего добились здесь там достигалось проще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что отрицательное к себе? Очереди - вся страна стояла. Плохо ходил транспорт - так не для меня одной он так ходил, не было лекарств - так не только для моей семьи. Выкинули в 91 году в никуда- так половину офицерского состава выкинули. Детство мое тяжелое - так тут не от меня зависело , что и как. Был блат и взятки - так не я это придумала и внедрила. Какие ко мне здесь вопросы ? Жила как все, и никогда не жаловалась между прочим.


      А достигла я многого. Я закончила вечернее отделении института , одновременно работая. Если бы не вышла замуж за военного, то работая на одном месте , так же как и другие медленно продвигалась бы к пенсии . Уволилась я, кстати, когда переезжала к мужу на новое место службы, в должности инженера- лаборанта завода. Мои сокурсники по институту всегда подшучивали надо мной : " Женя, ты всегда одной попой на двух стульях хочешь. И самое главное - у тебя это получается"
      А разве мало я добилась в Германии?

      Вроде писала обо всем. Странно, что вы не заметили.

      Удалить
  18. " А нам было радостно и светло на душе. И гордились очень - мы из СССР !"
    Жека, в отношении Израиля, чем вы гордитесь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И об этом писала. Гордость за СССР нам прививали с садика, школы.Ну, не могли мы не гордиться своей широкой и могучей страной, где так вольно нам дышалось ,и адрес наш был весь Советский Союз.

      Израиль - это моя страна. Вчера прочитала в новостях , что на митинге в Москве напротив турецкого посольства выкрикивали лозунги : " Будь готов - всегда готов резать турок и жидов!". Ну, не хочу я туда обратно. Не хочу, чтобы мой одноклассник писал , что Украиной правят жиды, не хочу туда, где на памятнике у мамы моей одноклассницы не пишут имя ее еврейского отца , потому, что ее муж ненавидит жидов.

      Не хочу всякого пафоса. Нет его во мне. Да, трудно , да, не все правильно, но это мое государство. И почему-то наши дети , которые приехали оттуда, и никто их не заставлял любить именно это государство, и которым досталось здесь выше крыши от сверстников идут в боевые войска и защищают эту страну. Почему, Реалистка?

      Удалить
  19. Жека , детям , здесь, тоже прививают гордость за это государство, можно сказать надвязывают его.
    А кого по сути защищает армия- кнесет и датишных. Так вторые , в свих молитвах , просят об уничтожении государства.
    Да , дети идут в армию и верят в то , что они защищают эту страну.только государство почему-то не защищает своих граждан. В школах родители по очереди охраняют своих детей. У солдат смешное жалованье, а они каждый день рискуют жизнью. А кто защитит их родителей, семьи? Вы пишите-" не хочу всякого пафоса" так он здесь во всем.

    ОтветитьУдалить
  20. Еще читала статью о том, что правительство хочет убрать тему о холокосте из уроков истории! Жаль что не сохранила ссылку этой статьи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Они не просто верят, они защищают. Иначе не было бы давно уже нашего государства. И не надо всех религиозных в один ряд, сперва разберитесь. Есть определенная группа , которая не признает Израиль, но нельзя такое про всех писать. Во всех странах мира солдаты получают мизерное жалование, но и живут на полном обеспечении государства - еда, одежда. Уж мне ли не знать сколько получали солдаты в СССР. Про Холокост - это точно в Израиле ?

      Реалистка, вы только два года в стране , а уже такая ненависть. Может и впрямь лучше уехать, пока не сожжены все мосты там.

      Удалить
    2. Реалиями страны я стала интересоваться задолго до репатриации, а за два года проживания в реальности вижу, что происходит. Ненависти у меня нет, с чего она должна быть?
      О нашем госте- вряд ли он стал скрывать об этом, тем более перед нами. Не практикуется у нас ненависть межнациональная. Дети его и при должности и просто по найму работают. Внуки учатся в вузах получают повышенную стипендию.

      Удалить
    3. Женя, согласна 100%! Как можно вообще писать, что армия защищает "кнесет и датишных"?! Ну, как??? Откуда это???
      Прошлым летом была война, Реалистка, вы были тут в это время. Разве на Хайфу упала хоть одна ракета?
      И религиозные бывают очень разными. Может, кто-то и молится об уничтожении государства - но это жалкая кучка. А сколько религиозных (да вся кипа сруга) служат в боевых частях и постояно рискует жизнью?
      В нашей школе родители детей не охраняют. У дверей всегда охранник.
      И государство, да, защищает своих граждан. Если кого-то, не дай Бог, хватит инфаркт - он сразу это почувствует.
      В общем, можно "ловить" всю отрицательную информацию и отметать положительную. По-моему, это крайне некоструктивный подход, если вы собираетесь жить в этой стране.

      Удалить
  21. У нас сейчас гостит пенсионер из нашего города, все ему нравится здесь как туристу, но жить здесь он не хочет и никто его не обзывает у нас на Родине жидом и его детей и внуков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так это его выбор , где жить. Нам тоже заграницей всё нравится, а пожили бы там - по другому бы запели. Везде хорошо, где не надо работать, а только отдыхать. В лицо может быть и не обзывают, а если и обзывают, так и не скажет.

      Удалить
  22. Женя, я не " ловлю" информацию, пишу что рассказывают мои знакомые, живущие больше меня здесь и что происходит с ними. Если в твоей школе этого нет, то это не значит, что этого нет ни где. Все мы жили и живем в одной стране , что здесь, что там, но видим все по разному.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про школы не знаю, у меня сейчас никто не учиться в школе из окружения. Я лучше про армию. И не из рассказов знакомых. Это касается мою дочку. Да, ежемесячные выплаты солдату небольшие были. Потом закончила курсы младших командиров, зарплату подняли. После армии получила сразу выходное пособие в несколько тысяч. Если бы пошла поработать полгода на специальных работах - сельское хозяйство, заправка и т.д. , то получила бы еще несколько дополнительных тысяч. Моя дочь не пошла туда работать. Она предпочла учебу, одновременно работала в магазине. Так вот на учебу получила специальную стипендию, как отслужившая в боевых войсках ,от управления лоторей Мифаль а Пайс. На все три года обучения. Это благотворительная стипендия, взамен должна была отработать определенное количество часов в месяц в местном отделении социальной службы. Когда выходила замуж, дочка получила оставшуюся сумму от армейских денег - это специальная сумма дается или на учебу, или на свадьбу или на покупку квартиры.

      Вот как-то так вкратце. Где, в какой стране мира , Реалистка, есть такая мизерная помощь, как вы написали? Или ваши знакомые забыли поделиться этой информацией, легче говорить плохое, чем хорошее.

      Я читаю иногда блог Алекса, там бывают ваши комментарии, всегда с отрицательной информацией. Для меня Алекс если не приколист, то большой лентяй и неудачник. Ему будет тяжело и некомфортно в любой стране мира. Ну, нравится ему винить во всем Израиль, а вам то, что так плохо здесь?

      Удалить
    2. И еще про армию, очень вы зацепили меня , Реалистка. Спокойных вам дней и ночей. Каждую минуту кто-то из военных рискует своей жизнью, чтобы вы могли жить в этой стране. Моя дочь несла ночные вахты долгие два годы на египетской границе. И сегодня другие мальчики и девочки защищают страну, понимаете - Страну.

      Удалить
  23. Жека, и у меня сердце болит за солдат, сын отслужил и многое не рассказывал. Про эти начисления я знаю. В боевых больше , у джобников меньше. Сами мы были волонтерами.
    У меня до сих пор перед глазами стоит мать погибшего солдата в прошлую военную операцию. Сама она несколько лет приходила к родителям и приносила эту страшную весть.
    Столько тратится средств на военный бюджет а эти парни погибли на старой технике.
    К чему я это написала, за страну погибли эти солдаты?
    А вообще наш диалог бессмыслен. Я за наших солдат, я за благополучие страны Израиль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За страну. Светлая им память. Они шли защищать страну. И эти ребята герои.

      Удалить
  24. Люблю, Женя, читать ваш блог! А какие комментарии всегда интересные! Читаю, вспоминаю свое, соглашаюсь или отрицаю позиции авторов.
    Мы с вами примерно одного возраста, учеба, молодость, замужество пришлось почти на те же годы. Но отличие в том, что я родилась и всю жизнь живу в небольшом городе, раньше шахтерском, а теперь так называемом дотационном, моно городе. И семья у меня была полная и родственников много и в деревне, и в разных сферах производства. Поэтому голодных годов в детстве не помню совсем. Да, бывало, что мама готовила что-то не очень вкусное, но всегда была возможность пожарить картошки и вприкуску с какими-то заготовками наесться. Мой отец работал в связи, аккумуляторщиком, электромехаником, инженером. Оклад небольшой, но всегда была возможность подработать. Он был из деревни, поэтому тракториста у нас на предприятии не было, часть ставки или вся? доплачивалась папке, и на тракторе (рабочем!) он и пахал огороды и прочищал дороги от снега. Тогда это было возможно. Это был калым. Мама работала диспетчером в пожарной части, получала еще меньше, но работала сутки через трое. Поэтому тоже подрабатывала иногда за техничку, или ремонт делали, белили и пр. Вы писали про то, что дед взял кредит деньгами. Это мне тоже знакомо. Мама постоянно брала кредиты, то на себя, то на отца. какую-то сумму отдавала продавцам, а часть брала или товаром или деньгами. У нас всегда был огород, сажали по 10 соток картошки, закручивали кучу банок, солили грибы, делали всякие заготовки. Временами держали и кроликов и поросят, только кур не помню. Мы с братом учились хорошо в школе, но в институт я не пошла, больше из-за своей лени, чем из-за боязни, что родители не потянут другой город. Окончила химический техникум, а потом поступила на заочное в институт. Из моих знакомых только одна шла по блату, и то не отучилась. Подруга три раза поступала, три года в разные вузы, училась несколько месяцев и бросала, все не могла найти свое. Окончила иняз в итоге. Замуж я вышла за сварщика, он зарабатывал хорошие деньги, и мы могли себе многое позволить. Но наступила перестройка. Кстати вспомнила. что цветы нам на свадьбу достали по блату - три каллы. Сибирь, что поделаешь! Да, квартиры у родителей всегда были казенные, ведомственные, благоустроенные при работе. Но это так у связистов полагалось. И нашу первую квартиру я тоже получила, работая к тому времени вместе с отцом. Правда, 6 лет прожили с моими родителями, так как снять жилье в нашем городе было в то время сложно.
    В 90-е годы было, конечно, сложно. Но мы работали на разных предприятиях, муж на заводе, мама -бюджетник, мы с отцом получали зарплату ежемесячно, так что нам было легче, чем тем кто работал на одном предприятии. То на заводе рыбу и другие продукты под зарплату дадут, то у мамы подкинут, то тетя, заведующая рестораном позвонит. А вот у подруги муж в шахте работал, а она на водоканале, так была проблема, и там и там месяцами не платили. Сколько шахтеров шло на работку впроголодь?! Не зря стали бастовать и дороги перекрывать. Но все равно я долгое время гордилась своей страной и не хотела никуда уезжать. А взяток я вообще никогда не давала, не могла просто. Даже когда устраивала сына в детсвд, не взяли в один рядом с домом, пошла в другой. Как-то так все обходилось, и с врачами тоже. Хотя знаю и другие примеры.
    Женя, вы пожили в другой стране, видели что может быть по другому. А я за границу первый раз только в 2013 году выехала. Вот это был шок! Хотя к тому времени уже дочь много лет прожила в Америке, но когда увидела сама!!! По возвращению домой была и тоска и боль, и непонимание почему мы так живем. И обида тоже. Но все равно вспоминаю годы в СССР с нежностью, и трудности кажутся совсем другими. Молодые были, счастливые. Но назад не хочу, и сейчас очереди обхожу, даже если они и маленькие. Пусть уж лучше так!

    ОтветитьУдалить
  25. Вот это я накатала! Остапа понесло!!! Женя, удали если что,

    ОтветитьУдалить
  26. Наташа, спасибо. Конечно, мы были счастливые , молодые, влюбленные, целеустремленные.
    И...назад не получится. И не надо.
    Я , когда писала этот свой пост, даже и не думала куда " уведут" комментарии моих читателей. Всем благодарна и за воспоминания, и за доброе и не очень в свой адрес.

    Но... Прошло совсем мало времени с момента написания этого поста. И вот статистика . За прошлый год более 10 тысяч человек из Украины запросили политическое убежище в Израиле. Наверно, не от хорошей жизни.
    Почему-то все хотят жить и в защищенности, и в достатке.

    Наташа, пиши.Мне интересно твое мнение.

    ОтветитьУдалить