понедельник, 23 ноября 2015 г.

Про археологию ( продолжение)

Как и обещала вам - продолжаю свой рассказ про мою работу на раскопках.

  Изредка к нам приезжали другие археологи. Перхия с Гришей водили их по всем участкам, показывали, рассказывали, советовались. Рассматривали они и мои чертежи. Один из археологов дал мне много полезных советов, как правильнее и точнее делать чертеж стенок и чертеж местности. Да, по мере углубления надо было делать и чертеж всего участка: вид сверху, что называется.. А стенки отдельных мелких участков постепенно сносились, и из множества мелких участков получался один большой. Вот сейчас у меня у самой возник вопрос: " Почему не делали съемок с фотоаппаратов?". Может быть и делали, и
 я просто не помню про это, но в те времена не было такой точной аппаратуры, чтобы выдержать все нюанса в правильном масштабе.

   Постепенно и чертежей стало меньше. Вглубь теперь не копали, а снимали каждый последующий слой  земли с особой аккуратностью. Всю почву тщательно просеивали через специальные сита. Так нашли несколько монет, сережку. Сказать, что это  на самом деле монеты, было очень сложно. Время убивает и металл. Перхия дорожила такими находками больше всего. Как-то раз в одной из ям показался край кувшина. Перхия  доверила работу по откапыванию этого предмета самому аккуратному парню в нашей экспедиции. Здесь важно было не спешить. Поэтому, буквально по миллиметру очень медленно шла работа. И вот через несколько часов кропотливой, почти ювелирной работы на свет показался совершенно целый, чудесный кувшинчик. Вы бы видели, как радовалась наша руководительница. Это была уникальная и редкая находка - достать с такой большой глубины целый, а не разбитый, расколотый предмет. Перхия сама несла кувшинчик на склад, из всех участков собрались посмотреть на удивительную находку. В каждой профессии есть  свои удачи. Для археологов - это найти, как можно больше старинных предметов под землей и достать  их из глубины веков.

   По мере дальнейших раскопок мы наткнулись на стены дома, вернее на то, что от них осталось. Если бы я увидела эти сложенные камни, то в жизни бы не догадалась, что это остатки древнего дома. Перхия терпеливо показывала и объясняла, и постепенно картинка складывалась. А вот и очаг, жернов. Ну, видно же! Потрясающе интересная профессия! По глубине ямы, в которой мы нашли стены, можно было даже сказать в каком веке здесь жили люди. А черные тонкие  горизонтальные полоски разрезающие светлые  широкие участки земли - это оказывается прямой указатель на присутствие здесь человека, остатки, так сказать,  кропотливой  нашей жизнедеятельности : костры, очаги, пыль.

    В какой-то из дней Перхия говорит мне, что сегодня к нам приезжает корреспондент из газеты. Надо будет давать ему интервью.

- Отвечать на вопросы корреспондента будешь ты,- голосом, не признающим возражений, сказала  мне Перхия, - я не могу отвлекать всех,  и иврит  у тебя лучше, чем у других.

И вот приехал корреспондент  газеты нашего южного округа. Газета "Бонус" занималась освещением экономических вопросов в Негеве. Мы устроились на нашей импровизированной столовой за столом. Вопрос - ответ. Ничего такого заумного.

 Как попала на проект? Чем занимаюсь? Довольна ли я, что есть работа? И т.д.
Через какое-то время, присмотревшись друг другу, мы понимаем с корреспондентом, что где-то уже пересекались. Слово за слово, оказалось, что он живет в кибуце. Да, да в том самом, где мы проходили  с семьей программу "Первый дом на Родине". Опять удивительное-невероятное под названием "А земля то ведь круглая".

   После интервью корреспондент начинает фотографировать нас на рабочих местах. И я попала пару раз в кадр. Расстаемся с ним, как самые лучшие друзья, прошу передать от меня привет всем моим хорошим знакомым в кибуце, перечисляю всех поименно.

Через несколько дней Перхия приносит мне свежий номер негевской газеты "Бонус", где на самой первой страничке цветная фотография. Моя фотография. Вот это да!!! Листаю газету, и опять фотографии и статья про нас  и мои ответы.
Газета у меня сохранилась. Так, что в конце поста поделюсь с вами.

А еще через несколько дней Перхия созывает нас всех в столовую, там сидит какой-то незнакомый человек с аппаратурой, включено радио, идет репортаж из израильской студии про нашу археологическую экспедицию .У Перхии в руках телефон.

- Нас сейчас подключат в прямой эфир.

И правда, диктор называет имя Перхии, и прямо в трубку она начинает рассказывать про наши раскопки.

Ну, что еще ? Это было увлекательное приключение в моей жизни. Я ни минуточки не жалею, что ввязалась в эту удивительную экспедицию и познакомилась с замечательным человеком по имени Цветок, только женского рода. Жалко, что всё быстро, очень быстро закончилось. Наши археологи получили разрешение на новый проект в другом районе страны. На бирже труда набрали новых людей, а нас уволили.

А теперь обещанные фотографии. Качество, конечно, не очень. Газета старая, но это моя память.



                         
                                        Первая страничка газеты. И я, собственной персоной.



                                         
                                         Просеиваем землю в поисках сокровищ. Слева - это  опять я.



                                     

                          Руководитель нашей экспедиции - Перхия. Ставит очередную задачу.




 Один из участков раскопок. На переднем плане моя соседка, с легкой руки которой я оказалась на раскопках. Сегодня она работает медсестрой в больничной кассе " Клалит"






Это начало статьи. Собственно, сегодня я понимаю, что этой статьей в газете хотели рассказать, как правительство борется  с безработицей на юге страны. И в качестве примера приводится наш проект.


На этом всё. Спасибо, кто читал.

2 комментария:

  1. Первая фотография очень-очень удачная. Хоть в рамочке на стенку вешай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подумаю об этом. И фото хорошее, и время хорошее. Ах, как молоды мы были!

      Удалить