пятница, 7 апреля 2017 г.

Воспоминания. Часть 17.

 Наверно, описывать весь период выздоровления не имеет смысла, расскажу только о главном.

  Мне пришлось еще раз съездить в Хмельницкий за лимонами. И прожить еще две ночи под стук колес. Но главное, что теперь в  мамин рацион  питания добавился этот полезный продукт.

    Через несколько дней маму перевели в общую палату аж на 16 человек. (!!!) Огромный такой зал, где у больного человека не было никакого своего личного пространства ни днем, ни ночью. Вечно кто-то стонал, кто-то кряхтел, кто-то храпел и т.д. ( включите свое воображение). Железные кровати скрипели, сетки на них проваливались. В такой обстановке и  здоровому человеку не поздоровиться, а что уж говорить про больных. А туалеты ! На огромное хирургическое отделение  всего несколько кабинок. И бесконечные очереди к ним.
     
    То, что в СССР не было секса - это уже общеизвестно и общепринято. Запретная тема в  мои годы детства и юности. Туалеты не предусматривались в общественных зданиях видимо по той же причине. Ну, не надо было советскому человеку справлять нужду. Если продуктов  в магазине нет, то и кушать нет необходимости, а если не кушаем, то и в туалет незачем ходить. Поэтому во всех  огромных зданиях ( школа, институт, завод, фабрика, вокзал, больница) количество туалетных комнат ограничивается до минимума, создавая множество неприятных и дополнительных неудобств для  простых людей.
   А помыться? Вот еще одна проблема в советских больницах. Отсутствие  достаточного количества умывальников, душевых. Если человек находится в больнице три недели - месяц, должен же он хоть изредка принять нормальный душ, соблюдая элементарные правила личной гигиены. Конечно, как-то выкручивались в любых ситуациях. Но, увы... как же это все доставало и напрягало.

 Обещала написать про перевязки. И теперь точно понимаю, что я ни разу не видела, как маме их делали. На эти ежедневные экзекуцию после  операции мама ходила сама. Она брала перевязочные материалы, шоколадку для медсестры  (шоколад был куплен мною тоже заранее именно для этих целей)  и отправлялась в процедурный кабинет. Я оставалась ждать ее возле этого кабинета и переживала. Мама  почти не жаловалась, но я точно знаю, что это была очень болезненная процедура. А вот одеколон получается мы использовали с мамой уже после того, как шов немного зажил, и  основные перевязки уже были не нужны. Я сама промывала маме ежедневно утром и вечером шов, чтобы максимально дезинфицировать  его, и для быстрейшего заживления.

 Мы продолжали с мамой ежедневные прогулки. Сначала ходили только по длинному коридору отделения. С одного конца в другой. Первые дни - одна, две прогулки. А потом каждый день добавляли  и добавляли  количество и расстояние прогулок. Мама уже не опиралась на мою руку, а шла рядом со мной, разговаривая, и главное, что меня радовало : её ровное свободное дыхание. Через некоторое время  в хорошую погоду мы даже  стали спускаться  на лифте с шестого этажа и гулять во дворе клиники. В одну из таких прогулок мы встретили Самого Главного Человека  -  Николая Михайловича Амосова.  Еще до того, как мы увидели его, во дворе клиники началось оживление, и раздались голоса :  "Амосов, Амосов". Мы увидели, как через центральный вход заходит худощавый высокий подтянутый аккуратный мужчина. Он  легко и просто здоровается со всеми, кто находится в тот момент во дворе и направляется в здание клиники. А люди смотрят на него, как на Б-га !
 И он простой  добрый человек уже в почтенном возрасте (в то время ему было уже больше 70), продолжает оперировать и спасать, и давать надежду всем нуждающимся!

  Несмотря (или как любит говорить одна моя читательница), а скорее  вопреки всем трудностям, мама шла на поправку. Анализы крови были хорошие. Положительная динамика наблюдалась во всем. Врач даже отменила какие-то таблетки, объяснив, что не хочет давать лишнюю химию, при этом похвалила меня:

- Ты очень хорошо ухаживаешь за мамой, делаешь все необходимое. И все добавки к  питанию правильны. Вы обе - молодцы!

А мы с мамой ждали с большим нетерпением момента выписки из клиники !




21 комментарий:

  1. 16 человек?! Это ад!!
    Я, если честно, не помню, что были проблемы с туалетами. Но вот помыться в душе в советской больнице, по-моему, было совершенно нереально! И как, спрашивается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в 86 году лежала в больнице на сохранении. У нас была палата на 16 человек. Но мы были молодые... жизнерадостные... Вечером после ужина в палату прихожили мужья с вкусняшками, тогда у всех токсикозных начинался массовый зажор (картошка-жарёшка, пельмешки, оладушки вперемешку с конфетами, тортиками, грилёваными курицами и кислыми огурцами)))

      Удалить
    2. Да, и я когда лежала в лор отделении нас в палате было 9 человек. Особенно тяжело было первый день после операции. Все разговаривают, смеются, а меня разрывает жуткая боль в горле, отдающая во все тело, и сказать ничего не могу. Ад настоящий!

      Пока мама лежала в горбольнице в нашем городе, то врач время от времени давал разрешение и отпускал на одну ночь домой , чтобы нормально помыться, и то если врач знал, что ничего не угрожает жизни пациента. А тогда в Киеве и отпускать было некуда. Я теперь вспомнила, что ходила на помывку в местную баню.

      Поход в туалеты был особенно тяжелый в первые послеоперационные дни. Мама еле доходила до нужного места, а стоят и ждать в очереди совсем не могла - тяжело после операции, голова кружилась, слабость сильная. Поэтому я заранее ходила в " разведку", занимала очередь , и только тогда мы выдвигались в нужном направлении.

      Удалить
    3. Лена, напомнила мне и мою молодость. Тоже довелось лежать на сохранении недели две в Черняховске. Палата у нас была , наверно, на 20 человек. Тоже было очень весело. Вот только мужей к нам не пускали. А кушать хотелось жутко. И тогда мой муж придумал способ доставки нам продуктов питания . Он сделал железный крюк, привязал к нему длинную стропу от парашюта ( он тогда служил в десанте) . Чтобы получить сей прибор в руки, пришлось мне сделать вылазку к центральному выходу, где бдительно дежурила бабушка- вахтерша. Мы на глазах бабушки обнялись , при этом мой муж успел положить мне в карман больничного халата крюк с веревкой. Бабушка подняла шум,но дело было сделано. Вечером мы с помощью крюка поднимали в палату через окно вкушняшки. Самое смешное, что большинство женщин в палате были такими же женами военных, как и я. Помните я писала, что продуктов в городе практически не было. А даже , если бы и были, то сварить из них что-то более-менее съедобное наши мужья не умели.

      Мой муж решил удивить меня оладушками. Открыл книгу " О вкусной и здоровой пище", которую я получила в наследство от своей мамы, а ей в свою очередь подарил мой дедушка ко дню свадьбы. Замесил мой муж все ингредиенты указанные в рецепте и понял, что процесс приготовления будет долгим - жарить по одному оладушку. И решил он сделать сразу огромный на всю сковородку одним махом. Таких огромных у него получилось три штуки. Один он оставил себе, а два таких блина принес мне в больницу. Кому-то принесли картошку в мундирах. Да,наши мужички были еще те повара. А мы прожоры съели все!

      Удалить
    4. Да туалеты это что то! Я в 2010 сломала ногу и лежала в больнице скорой помощи в отделении травматологии. Там туалет был в конце длинного коридора и до него надо было как то добраться на костылях. А когда добиралась, то надо было уместиться в маленькой кабинке . Приходилось сидеть с чуть открытой дверью, потому что загипсованная нога не помещалась.Ну и само собой туалетную бумагу надо было еще с собой носить. Не было её в туалете.Эти десять дней в больнице были для меня адом. Потом два месяца ходила на костылях уже дома. А ещё вспомнила, как лежала в онкологии в 2009. Вырезали мне щитовидку.Шея перевязана, перевязки делают один раз в день утром. И вот вечером у меня повязка вся пропиталась кровью. Я пошла к медсестре просить, чтобы снова перевязали. Услышала ответ: мне за это не платят, надо заплатить. Вот так вот нагло в лицо беспомощному человеку. Это г. Липецк. Почти наши дни.

      Удалить
    5. Все для людей ! Я даже боюсь обо всем рассказывать здесь. Получится Книга жалоб. Медсестры оправдывались низкой зарплатой, санитары, вообще, работали за копейки, а в итоге страдали больные люди.

      Ну, и отдельное спасибо архитекторам грандиозных построек. Но и они видимо могут оправдаться маленьким бюджетом, небольшой площадью построек, из-за этого сводили к минимуму всё, что можно было свести.
      И опять страдали простые люди.

      Удалить
    6. Вот удивительно! Я тоже лежала как бы на сохранении, в 2006-м году, и тоже было очень голодно. Кормили по минимуму. Ужин был в 18.00, в выходные - в 17.00. При этом роддом - лучший в городе! К счастью, в 2006-м уже можно было приносить еду из дома, так что я не голодала. Но наесться тем, что давали в столовой, тем более "двоим" - маме и ребенку - было невозможно. Кормили в основном малосъедобной кашей, причем порции были крошечными.
      Женя, ты не бойся, пиши все. А то ведь до сих пор находятся люди, коьторые уверяют, что при социализме все было замечательно. Мало того, есть молодежь, которая считает так же, хотя при социализме этих ребят еще и в проекте не было...

      Удалить
    7. Всё замечательно не может быть ни при одном режиме. Мы всегда найдем, что-то за что можно покритиковать любую власть и любой режим. И в таком виде мне больше нравится вариант, если можно покритиковать в реальном времени - сегодня и сейчас, не страшась никаких последствий для себя и своей семьи. И здесь я выбираю Израиль.
      А был ли у нас этот социализм там ? Или только с высоких трибун нам навязывали высокие идеи, скрывая горькую правду ?

      Я пишу, Женя. Пишу, пропустив через себя. Пишу так, как сама видела и чувствовала.

      Удалить
    8. Ну, "социализм" - это всего лишь условное обозначение временного периода...

      Удалить
  2. Еще вспомнилось, как врач, когда я просила у неё направление в дневной стационар, сказала, что это будет стоить 3000 руб. Хотя дневной стационар мне положен раз в год так и так.Но без направления туда не пойдешь.Это тоже было недавно, каких то три четыре года назад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Варварство, средневековье! Бесплатная медицина! Даже не знаю, как еще это назвать.

      Удалить
    2. Галина, давно вы ничего не писали в блоге. Как и где вы сейчас?

      Удалить
    3. Я сейчас живу в Хайфе. Недавно закончила ульпан. Не писала, потому что забыла пароль и никак не получалось зайти в свой блог. Да и честно говоря некогда было заморачиваться с восстановлением пароля.

      Удалить
    4. С возвращением! Ждем новостей.

      Удалить
  3. советские больницы были именно такими, никому не удалось избежать знакомства с ними. но для медсестер, нянечек, уборщиц были нормы меньше, чем в теперешних израильских. одна уборщица подолгу с нами разговаривала, неспешно и неторопливо мыла полы. а вспоминала я ее тогда, когда в мыле, в поту, бегом убирала в больнице Рамбам. потому что норма того, что надо было сделать за смену предполагала ежесекундную максимальную загруженность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, это получается другая сторона медали. Конечно, любой труд надо ценить. Я очень понимаю, как тяжело было санитаркам, медсестрам. Мы, родственники больных, как могли помогали - и полы помыть, и еду разнести, и посуду пустую на мойку отнести, и поменять постельное белье.

      Не хотела бы сравнивать ничего с Израилем. Мои воспоминания не об этом. Но вас понимаю очень. И сочувствую.

      Удалить
  4. Прочитала все. У меня тоже есть разные воспоминания о медицине и о туалетах, думала: писать или нет? напишу! наверное будет смешно, я во всяком случае смеюсь, когда вспоминаю ))
    очень серьезный период восстановления! И те, кто ухаживает из родственников -- это ж целый день носишься как заведенная. больница-базар-магазин-аптека-больница- и по кругу. Сил нужноооо....

    ОтветитьУдалить
  5. Самое обидное, что и сейчас, в наше время, такая же нехватка туалетов, спартанские условия, невнимательность и хамское отношение персонала, остаются. И дело не с режиме, а в нас самих. Довольствуемся малым, возмущаемся, но ничего не делаем, чтобы изменить многолетний уклад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вчера как раз разговаривала со своей одноклассницей из Украины. так она мне сказала, что то ,что было раньше в больницах можно считать очень хорошо. А сейчас ужас кромешный. Начиная с чистоты горбольницы и кончая отношением медперсонала к больным. Нет лекарств, нет необходимого оборудование. 21 век на дворе. Люди молчат .

      Удалить