пятница, 23 января 2015 г.

Шуба на колесах . Часть третья.

Обещаю больше не отвлекаться. Хотя было еще одно важное  и, пожалуй, главное событие, которое подтолкнуло меня немедленно начать поиски работы на немецком предприятии. Заинтриговала? Не сейчас. Это длинная история, про нее в другой раз.

В тот вечер получив напутствие мужа, я была настроена очень решительно. Договорилась с соседкой , чтобы она посмотрела за дочкой на следующий день. Утром мой боевой настрой поутих, а когда я села в автобус, который ехал в ближайший город Науэн, я совсем приуныла.
" И куда ты едешь? И где искать работу? Куда ты пойдешь? Что скажешь? И кому ты там нужна?"-  вот примерно в таком порядке крутились мои мысли в голове.
Поездка до города , если не ошибаюсь , занимала полчаса. Вышла я на центральной остановке. Решила первым делом узнать, где находятся хоть какие-то заводы или фабрики.

Немецкий язык я знала неплохо. В школе имела твердую пятерку. Даже участвовала в городских олимпиадах по немецкому языку. Потом учила язык  в институте. Преподавательница в институте давала мне кроме основных понятий, читать  дома  дополнительно свежие газеты, журналы из Германии. При моей загруженности на вечернем отделении, это было нелегко. За то отличную оценку на экзамене я получила автоматически. И попав жить в Германию, я была очень благодарна своим педагогам.

И так начинаю расспрашивать прохожих немцев на улице, где  в городе находится промзона. На удивление никто не отказывает в помощи. И довольно быстро я нахожу дорогу в нужном направлении. Дома постепенно заканчиваются, начинаются большие характерные  заводские строения. Читаю таблички, не совсем понимаю, что за производство , но это точно завод. На проходной сидит охранник, объясняю, что ищу работу. Меня свободно пропускают и указывают куда обратиться. В кабинете представляюсь и опять объясняю, что ищу работу. Мне вежливо отказывают. Я, наверно, обошла все заводики в городе, когда стала четко понимать, что мои старания напрасны. Заходя на территорию очередного завода, решила, что это последний мой заход. Глупая затея получилась. Ну и ладно, хотя бы попробовала.
На проходной очередной охранник указывает куда идти. И опять в кабинете мне вежливо указывают на дверь. Грустная и очень расстроенная двигаюсь к проходной. Неожиданно ко мне подходит охранник с вопросом : " Что не взяли ?".  " Нет", - отвечаю я.
 - Видишь вдалеке красное двухэтажное здание, - говорит и одновременно показывает мне охранник, - иди туда, там всегда нужны люди.  Вдруг повезет. Счастливо!

И я пошла в указанном направлении. По надписи на табличке я поняла, что это здание имеет отношение к торговле. Думаю, что это было городское управление торговли . Не знаю, как правильно назвать. Я зашла и опять на входе объяснила, что ищу работу. Мне сказали пройти на второй этаж в такой-то кабинет и ждать.  Ждать - потому, что хозяйка кабинета отсутствовала по делам. Я терпеливо сидела и ждала.

И вот появилась женщина.

- Вы ко мне , ищите работу?

- Да, - отвечаю, - ищу работу.

Похоже женщина уже знала, что я ее ждала.

- Как Ваш немецкий язык ? Расскажите о себе. Можете назвать стоимость каких-нибудь продуктов? Сколько стоит пустая бутылка из под молока? Пишите на немецком?

Вопросы неожиданные. С трудом и огромным волнением  начинаю отвечать . Но постепенно  обретаю уверенность, успокаиваюсь, и мой голос уже не дрожит.

- Хотите работать в продуктовом магазине ?

Вот это да !!! Конечно, хочу !!! Внутри меня распирает. Представляете , мне предлагают работу в немецком магазине.

- Где Вы живете? Когда приезжает первый автобус с Вашего городка? Я буду ждать Вас в восемь утра на самой первой остановке на въезде в город.

Домой я летела. Я действительна была счастлива. ПОЛУЧИЛОСЬ !!!

Муж не поверил мне. Вот после всех его наставлений накануне, он не ожидал, что на следующий день я найду работу.

- Ну, мать, ты даешь ! А сколько часов? Какая зарплата ?

- Не знаю, даже не спросила ничего. Завтра всё узнаю.

На следующее утро первым автобусом в семь часов пятнадцать минут выезжаю на работу. Приезжаю чуть раньше, но меня уже ждет вчерашняя знакомая.

- Я узнала, когда автобус будет на этой остановке и пришла встретить раньше.

Представляете, какая пунктуальность и вежливость. Мы направляемся к магазину. От остановки это минут пять ходьбы. По хорошему : магазином это можно назвать с натяжкой. Маленький уютный чистенький магазинчик. Нас уже ждут. Директриса , очень приятная и аккуратная женщина лет сорока.  Протягивает мне руку для приветствия. В магазинчике еще две продавщицы. Одна в колбасно-сырном отделе , вторая на кассе. Они здороваются за руку и представляются.
Проходим в кабинет. Женщина, которая меня привела , прощается . У нее другие дела. Я попадаю под расспросы своей новой начальницы.

- Пойдем, я покажу твое рабочее место.

Ого, меня ставят в винно-водочный отдел. Но отвечать буду не только за спиртное, но и принимать пустую тару - из под молока и из под соков ( примерно, такие бутылки как у нас в Союзе из под ситро и лимонада). Моя задача, чтобы на полках всегда был порядок, бутылки блестели, принимая тару, я должна была выписывать бумагу с  количеством и ценой бутылок. Например,  5 штук по 20 пфенниг и 3 штуки по 15 пфенниг и общая сумма. Эти бумажки отдавались на кассу, а потом сдавались на проверку к директрисе. Оплата за работу по-часовая. Заканчивать буду примерно в пять часов вечера, чтобы успевать на автобус домой. Проезд оплачиваемый. Каждое утро я должна положить  свои билетики в специальную корзиночку на столе в кабинете у директрисы. Получать деньги буду еженедельно в конце недели. Обед прямо здесь в магазине  полчаса. Можно покупать в магазине колбаску, сыр, жарить яичницу. Садились всегда все вместе .
В подсобке у каждого работника стояла своя корзиночка для продуктов. Отложила необходимое для дома, а в конце дня рассчиталась на кассе.
Требовательная была моя директриса !!! Поучала нас всегда :

- За прилавком стоят только ровно, не облокачиваться, следить за чистотой  на рабочем месте, протирать стекла, бутылки(это ко мне ), мыть полы каждый день, внимание и вежливость к покупателям( это ко всем).

Я вспоминаю время, которое проработала в маленьком магазинчике в Науэне с огромной благодарностью и любовью.  Честно, скажу, как на духу. Так приятно , легко и хорошо мне не работалось больше ни на одной работе ни до того, ни после того.
Я познакомилась быстро с покупателями. Утром приходили пожилые бабушки, молодые мамы. Днем на обед прибегали работяга с ближайших предприятий, к вечеру подтягивался народ после работы. Бабушки любили поговорить, им нужно было общение. Расспрашивали обо мне, о моей семье. Как-то  я разговорилась с  одной из бабушек, рассказала что мы  приехали из Калининградской области из города  Черняховска (Инстенбург в прошлые времена). Бабушка начала плакать, она родилась и выросла с Кенигсберге ( Калининграде)

- Проклятая война, - причитала бабушка,- отняла у нас всё , спасибо , деточка, за память.

Подружилась с молодой мамой. Её ребенок был очень привередлив к еде. Я оставляла ей определенные баночки с детским питанием. Кто думает, что в Восточной Германии был полный достаток, ошибается. Привозили некоторые продукты в определенном количестве. Я всегда оставляла молодой маме необходимые баночки. Как она меня всегда благодарила!
Мне стали преподносить разные подарки. Сперва я отказывалась, было очень неудобно и стыдно. Директриса провела со мной разъяснительную работу:

- У нас не принято отказываться, это неуважение к человеку. Люди дарят тебе от чистого сердца.

За все время работы был у меня только один единственный инцидент с покупательницей. Утром прибежала в магазин женщина с огромным пакетом и начала что-то очень быстро мне говорит. Я ничего не поняла из ее слов. Попросила говорить помедленнее. А она тянула мне пакет и говорила , говорила. Я попросила ее зайти в кабинет к директрисе и объяснить. Она со злостью забежала  в кабинет, ругаясь на меня на ходу . Из кабинета директрисы она вылетела , даже не глядя в мою сторону. А моя начальница позвала меня и сказала, что женщина опаздывает на автобус, ей срочно нужно куда-то ехать, а пакет тяжелый, и она просила его поставить под прилавок до вечера. Я поставила . Потом забыла. А потом пришла эта женщина. Я напряглась, было неудобно, что не поняла ее.

-  Извините меня, - вдруг говорит она мне,- я очень торопилась, я не сразу поняла, что вы русская и не понимаете. Еще раз извините и спасибо.

Вот такой инцидент.
Вообще, немцы вежливы и пунктуальны до безобразия. Заходя в магазин всегда здороваются, купив и заплатив, обязательно благодарят, уходя, всегда прощаются.
А среди знакомых принято рукопожатие и при встрече и при расставании. Утром первым делом  и мы пожимали друг другу руки в магазине. Перед уходом я обходила всех своих сотрудниц , пожимала руки и говорила " Чус". Это такое слово на прощание среди близких людей.
Ой, знаете могу рассказывать часами разные истории из тех времен. Но для моего повествования  сейчас важен один человек. Среди постоянных покупателей был один пожилой немец. Он отсидел в советских лагерях лет 20. Говорил  на русском лучше и знал больше анекдотов и поговорок , чем некоторые наши соотечественники. Мы с ним часто разговаривали на русском языке. Узнав, что мой муж военный , он задал мне вопрос:

- У вас там в Союзе, наверно, есть и вилла, и машина ?

- Нет, у нас нет ничего, - ответила я.

- Как так? У советского офицера нет своего дома?

Не поверил мне немец. Точно не поверил, но из вежливости не стал ничего говорить.

- А я вернулся из советского лагеря. Было мне уже за сорок. Отработал до пенсии. Есть семья, дом.  Страшная война была. Не все ее поддерживали здесь. Сложилось так .

Почему-то злости у меня уже не было. Передо мной стоял пожилой человек, такой же как и наши старички в Союзе.
Так вот у этого немца был хороший друг примерно его возраста, они иногда приходили в наш магазинчик вместе.  Оказалось, что и этот друг отсидел в  советских лагерях лет семь. На русском он понимал, но не говорил, в отличии от друга. Так вот после лагерей он вернулся в Германию, устроился на службу в немецкую полицию, где и прослужил до пенсии .

Запомнили ключевое слово - "полиция ".  Это слово будет одним из нескольких других слов моего  кроссворда- пазла : "Деньги - машина - разрешение - полиция и ... шуба". А как я их связала ? Не спешите, немного терпения.

P.S. Вы верите в чудеса? В случайные совпадения?  В кабинете у директрисы стоял телефонный аппарат еще тех старых моделей 80-х годов. И внизу было специальное место для наклейки, на которой писали номер телефона. Я когда увидела номер, мое сердце заколотилось , и  меня бросило в жар.
3-30-07 . Точно такой же номер, как и у моей мамы дома в Украине.


                                         Фотография не моя, Взята из Интернета.














8 комментариев:

  1. ух ты, как захватывает- детектив)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нелли! Очень давно хотела поделиться этой историей.

      Удалить

  2. Женя, у нас пол-первого ночи, я заглянула на минутку и зависла, читая)) Очень интересно пишете! В совпадения не просто верю, я их постоянно наблюдаю.И очень приятно читать, о работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Перед тем, как я устроилась на работу в магазин к немцам, была у меня другая работа( об этом еще напишу ) . Так вот взяла меня на ту работу женщина , которая была старше меня ровно на 10 лет, а родились мы в один день и в один месяц. Тоже совпадение?

      Удалить
    2. не знаю, как это правильно назвать: совпадения или как-то по другому. Но не впадая в излишнюю мистификацию отношусь к этому просто как к знакам. Хорошим или плохим, урок мне или я в урок кому-то, подтверждение правильности ( экологичности, как назвать это?)))) или нет ------ принятого нами решения. Думаю все встречаются с таким. Как-то так, сумбурненько )))))

      Удалить
    3. Я не верю в мистификацию, скорее какой-то знак свыше. Но что-то в этом явлении всё равно загадочно и интересно. Тоже не могу объяснить внятно.

      Удалить
  3. Да, очень интересно и приятно читать про приятную работу с нормальным начальством.
    А почему именно этой посреднице "в красном домике" всегда требовались работники? Работа продавца считалась непрестижной?
    Чус - Tschuss - это "пока", мы в школе проходили это слово :).

    ОтветитьУдалить
  4. Женя, думаю в те времена не было никаких посреднических фирм в Восточной Германии. Это было именно городское управление торговли. Продавцы принадлежали не самому магазину , а управлению. Кроме меня и директрисы, людей меняли часто. То молодая девочка ушла на учебу, другая не понравилась директрисе - часто бегала курить. Никогда не интересовалась зарплатами немцев. Наверно, для них это были небольшие деньги. А для меня более, чем достаточно. Кроме меня на такую же работу только в другом магазине ездила еще одна женщина( тоже жена советского офицера). Наши зарплаты по часовой оплате были одинаковы.

    ОтветитьУдалить