воскресенье, 18 января 2015 г.

Шуба на колесах Часть первая.

" Шубу надо покупать в молодости, потому, что в старости, одев ее и подойдя к зеркалу, понимаешь, что шуба выглядит лучше тебя... "


     Ой, давно это было. Мы были молоды, нам хотелось всё и сразу. Мы не хотели думать о последствиях своих поступков. Поэтому покупка первой нашей машины была больше похожа на авантюру. Потому, что ни денег, ни разрешение на ее приобретение у нас не было. Но было огромное желание ее иметь. Нет, не так. Желание иметь своё авто - это заветная мечта моего мужа. Я не смогла его отговорить, а даже наоборот, помогла его мечте сбыться.

    И так по порядку. Мой муж бывший военный. Одно из мест его службы  ГСВГ - группа советских войск в Германии. Кто помнит те времена? Срок пребывания  на службе в Германии - 5 лет. Мужья на службе, жены дома с детьми. Работы для женщин  не было совсем. Хотя ошибаюсь. Была школа, был детский сад, был госпиталь, домоуправление и магазины. Там работали женщины,  но в основном это были либо вольнонаемные, либо командирские жены. Была еще работа на немецких предприятиях и в сельском хозяйстве, но там жены офицеров работали на свой страх и риск. Если начальство узнавало, то семье грозила отправка на родину в СССР. Для таких как я, даже  надежды не было найти работу. Мы воспитывали детей  и тратили зарплату мужа.
    Это была целая наука "Как тратить зарплату мужа-военного  в Германии". Курс молодого бойца я прошла под руководством своей соседки по лестничной клетки Наташи. Мы подружились с Наташей, наши дочки были примерно одного возраста. Наташа на тот момент , когда мы познакомились, уже прожила в Германии года три.  И что же необходимо было мне усвоить? Во-первых, приобрести толстую тетрадь, записать все размеры одежды и обуви ребенка чуть ли не до института. Во-вторых, перечислить все виды одежды - куртка, колготы, джинсы, футболки, свитера и т.д.,  и обуви - сапоги, сандалии, туфли. Попалась в магазине нужная вещь, например, куртка на 8 класс, поставь "галочку" напротив соответствующей строки в тетради. Самое прикольное было в том, что дочке в то время было всего три года.
 Пару страничек в тетради я должна была посвятить на одежду для  себя и мужа .Затем должна была быть страничка для домашних вещей - чайного сервиза" Роза " или" Мадонна", пуховых одеял, китайских полотенец, носовых платочков, детских книг, мохеровых и шерстяных ниток для вязания. И смешно, и грустно вспоминать об этом . Кто помнит времена полного дефицита в СССР, тот поймет. За пять лет пребывания в Германии опытная жена  советского офицера должна была проставить галочки напротив всех записей в тетради.

   Завела я такую тетрадочку. Покупала вещи, ставила "галочки" напротив купленных вещей. Одна из записей  в тетраде гласила : "Шуба для Жени". Шуба из натурального меха - мечта любой женщины. Купить в магазине такую шубу было невозможно. Но наши советские женщины найдут любые пути для своих целей. В одном из городов в Германии (название вылетело из головы напрочь) находилась швейная мастерская по пошиву шуб из натурального меха. Предварительно заказывалась очередь на пошив. Платите залог из небольшой суммы и ждете, когда вас пригласят на первую встречу, чтобы оформить заказ, снять мерки. Ожидание первой встречи можно было ждать  почти год, а то и больше. Очень много наших женщин хотели иметь хорошую шубу  на холодную зиму.
Я дождалась своей очереди через год и сделала заказ. Много раз ездила на примерки.   И вот свершилось. Я обладательница красивой черной шубы из мурмеля. Дома крутилась перед зеркалом во все стороны, примеряла с разными сапогами, свитерами, шарфиками и шапочками. Красиво и богато!
В тетрадочке стоит жирная "галочка", в письме к маме я во всех подробностях описываю свою шубу и свою радость.

     Но, как вы понимаете из моего заглавия, шуба плавно переместилась  на.... Собственно всё по порядку. Не буду забегать наперед.
Время нашего пребывания в ГСВГ совпало с великими переменами в СССР, разрушением Великой Берлинской Стены, объединением двух Германий. Хорошо ли это было для нас?

     Вопрос, конечно, интересный, но ответа, наверно,  у меня не будет. Моя семья - это маленькая частичка большой страны СССР тех лет. Нас посадили в конце 80-х в скорый поезд, который шел без тормозов на большой скорости. Трудно было сойти, сориентироваться и найти нужную станцию. Что произошло  с трудом можно разобрать и понять сегодня, некоторые разбогатели, некоторые стали нищими, некоторые проснулись в других странах.  А что происходило тогда?

     Тогда мы даже не задумывались о происходящем. Мы были молоды, полны оптимизма, нам нравилось, что стало возможно без проблем сесть в электричку или в автобус и заехать в Западный Берлин. Даже Восточная Германия разительно отличалась от СССР. Заходя в любой магазин в Берлине, в Потсдаме  и даже в маленькой деревне недалеко от нашей части, удивляло разнообразие товаров, продуктов, чистота и порядок даже в мелочах. С горечью и болью я всегда думала, как несправедлива жизнь. Наши ветераны войны доживали свой век в нищете, продукты по карточкам, мебель по талонам в очереди, ютились  в квартирках вместе с выросшими детьми. Сейчас выскажу вслух мысль, которая не дает покоя : "Кто же выиграл ту войну ?". Можете меня ругать, но мне хотелось жить там в достатке, в сытости, в хорошей квартире.
     Нет, я ни минуточку, ни на секундочку, ни на мгновение не забывала о своих закопанных живьем, погибших от пуль родных в годы войны.
Помню, как плакала моя бабушка, когда я сказала, что едем служить в Германию. Я впервые увидела такую боль в ее глазах, такое вселенское страдание, что сердце готово было разорваться от жалости.

- Внученька, они нас убивали, не надо туда ехать, а если они и вас убьют, это же немцы, а мы евреи, такое не забывается, - причитала моя бабушка.

- Все будет хорошо, войны уже нет, Германия другая , - успокаивала я свою бабушку, которая потеряла в той войне почти всю свою родню.

Разгуливая свободно  по Западному Берлину, посещая достопримечательности города, вдыхая запах жареных кур, сосисок, которым был пропитан воздух, я одновременно гордилась, что я здесь, что войны больше нет, что ничего не напоминает о тех годах, что мы победили, но  одновременно внутри  меня разъедало сомнение: "Правильно ли, что я здесь? Почему мне здесь нравится? Не предательство ли это перед памятью погибших? ".
Мы, наверно, могли бы подать документы на ПМЖ в Германию, когда это стало возможным. Да, я хотела этого. Очень!!! Я влюбилась в Германию. Не получилось по ряду причин. Ну, и что теперь жалеть и думать об этом.

    А пока шел третий год службы мужа в  Группе советских войск в Германии. На мировой арене бушевали свои страсти, в конце года было назначено долгожданное объединение Западной и Восточной Германии. Контроль за перемещением наших сограждан на территории Германии был ослаблен, женщины (жены  советских военных) получили негласное разрешение устраиваться на работу на немецкие предприятия. Разрешения, конечно, никто не давал, но и никто уже не наказывал за это. Всем советским военнослужащим (офицерам и прапорщикам), срок службы в Германии которых перевалил за четыре года (полный, установленный в те времена, срок пребывания в Германии  - 5 лет ), было разрешено покупать машины в Германии и перегонять их в СССР. Для этого надо было взять разрешение в  своей воинской части специальной формы с подписью  командира части, начальника штаба и печатью части, затем в отделении немецкой дорожной полиции с помощью этого разрешения надо было взять открепление, заплатить "дорожные" за эксплуатацию дорог Германии и Польши и всё - машина ваша, можно перегонять в СССР.

    Первое, чем я воспользовалась в этой ситуации, я нашла работу в небольшом  немецком городке, который находился недалеко от нашей воинской части. Кстати, наша советская ментальность гласила, что без протекции, блата, взятки устроится на работу просто невозможно. Такое же мнение было распространено и среди многих наших женщин в городке. В разговорах между собой,  гуляя во дворе нашего дома или сидя на лавочке, назывались какие-то бешеные суммы, которые надо было кому-то заплатить, чтобы кто-то замолвил слово на каком-то предприятии у немцев. Ох, если бы немцы знали об этом!




Кстати, нашла в интернете фотографию нашего дома в Германии. Здесь мы прожили с 1987 по 1991 год . Подъезд в центре, четвертый этаж. С левой стороны на заднем плане невысокое здание- это наш продовольственный магазин, который принадлежал советскому военторгу. Мы были последними, кто жил здесь (семьи офицеров и прапорщиков нашего полка) до полного расформирования нашей дивизии. Немцы не воспользовались нашим жильем, вот в таком виде находятся почти 20 или 30, а может и больше домов. А когда-то там кипела жизнь, напротив дома была детская площадка, где играла наша дочка .


                             А это я с дочкой недалеко от нашего дома.  Осень 1987 года .

Так вот возвращаясь к моему рассказу. Пришла я домой и поделилась с мужем своими мыслями о желании работать и о том, что надо найти кого-то кто может помочь. На что мой муж сказал:

- Ты же знаешь немецкий, зачем тебе кого-то просить. Сама, пробуй сама, ты же можешь. Завтра же и начинай поиски.


Пожалуй, на сегодня я закончу повествование. Устала, и вас замучила. Продолжение обещаю.



16 комментариев:

  1. Нет, вы нас не замучили - с интересом читаю :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо, что читаешь ( можно на "ты"). Как всегда хотела написать коротко, а память подкидывает новые и новые воспоминания. И как с этим быть?

      Удалить
  2. Да, я всегда рада перейти на "ты" :).
    Это хорошо, что подкидывает. Я иногда думаю, что в этих наших воспоминаниях времен развала Союза есть какая-то особая ценность. В конце концов, это и есть история!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первоначально хотела написать только о покупке нашей первой машины не вдаваясь во всякие подробности. Но как объяснить почему так , а не этак? Почему не было разрешения именно у нас на покупку? И кроме этого времена были действительно интересные! А мы как раз в Германии, далеко от всех центральных событий.

      Удалить
  3. Замечательные воспоминания, я тоже читаю с удовольствием! Продолжайте, пожалуйста, вы всегда прерываетесь на самом неожиданном месте. Мой дед служил в Германии сразу после войны, с 1950 по 1958. Так у бабушки тоже было ощущение предательства сначала, а каково было деду, прошедшему войну -- он никогда не говорил. Но жить хорошо и в достатке -- нормальное стремление каждого человека. А с новыми воспоминаниями, что вспомнилось, то и пишите.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо. Я всегда думаю, что если напишу большой пост, то до конца никто читать не будет. И загадку хочу оставить какую-то , заинтересовать что ли. А если честно, то времени не всегда хватает. Писать люблю в тишине, чтобы ничего не отвлекало. И еще после работы не всегда есть время и силы.

      Период нашей жизни в Германии - это замечательные годы. Очень хочу написать о них по больше.

      Удалить
    2. вы уже заинтриговали в названии)) Колеса начинают обозначаться,) Не торопитесь, рассказывайте подробнее,

      Удалить
    3. Вот, вот, лучше медленнее. Я обещаю продолжить.

      Удалить
  4. захватывающе интересно читать))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нелли, Я стараюсь, чтобы понятно и интересно. Очень приятно за отзывы!

      Удалить
  5. Жека, пишите все мысли) читать очень интересно и легко) мысли о любви к Германии , у меня по началу тоже вызывали сомнения- не предательство ли это к нашим родным? Сейчас я совсем об этом не задумываюсь) была в разных частях западной Германии, хочется возвращаться туда)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Реалистка, добрый вечер! Германия - это большая загадка для всех, но я честно очень полюбила эту страну.

      Прочитала все отзывы, и вот подумала, что начинать надо было писать не с этого рассказа. Ведь до этих событий тоже было много интересного , в первые два года нашей жизни там в Германии. Попробую плавно соединить. Подумаю об этом завтра.

      Удалить
  6. Мам, а может поедим туда на зкскурсию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доченька, я хотела бы тебя пригласить для начала в маленький городок в Калининградской области , где ты родилась и где мы были такие молодые с папой и такие безумно счастливые, несмотря на все трудности нашего бытия. А потом и в Германию можно съездить, походить по знакомым местам. Ты была тогда по старше и , наверно, многое помнишь и можешь рассказать сама.

      Удалить
  7. Очень интересно. Жду продолжения.
    А отношение к Германии у нас , похоже, у всех было такое. А как иначе?
    В 9О-м у консульства было объявление о ПМЖ в Германию. В голову не пришло сорвать телефон.
    И прошло четверть века . И только этой осенью я поехала туда.
    И было так странно видеть не только местные красоты, но и удивительное радушие немцев, их терпение и желание нам помочь при какой то нашей просьбе . И это не при покупках и не в гостинице, просто на улице.
    И это в Мюнхене! И в голове не совмещались ТЕ немцы и эти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня. Стараюсь , пишу продолжение. Пока всё в черновике.

      У меня до сих пор смешанные чувства - боль и восторг. Наверно, надо принимать новую Германию, но не забывать о тех страшных временах. Не имеем права забывать в память о миллионах погибших.

      Удалить