вторник, 20 января 2015 г.

Шуба на колесах. Часть вторая.

Мой муж умеет подкидывать мне идеи, а как их решать и что предпринять для этого, тут приходится выкручиваться мне самостоятельно. Его фраза : "Пробуй сама, ты же можешь", вроде ничего незначащая и не обязывающая меня ни к чему, но зацепил  он меня сильно.


И не только зацепило, что надо  было действовать для достижения желаемого, но и хотелось  доказать  и себе, и ему, что да - могу.  Характер такой! Было еще одно удивительное во фразе мужа. Он дал "добро" на работу у немцев. Дело в том, что даже не смотря на запреты нашего командования, офицерские жены таки да работали у немцев. Это были сезонные подработки на сельскохозяйственных работах. Я тоже  изредка ездила на такие подработки. Главное, это было узнать, что эти работы уже начались. Здесь всегда помогало "бабское радио". Кроме этого следовало найти няню для дочки.

Помните, как назывались наши войска в Германии - группа советских войск. Для себя вижу в этом больший смысл - возрастная группа. Не было у нас пожилых и старых жителей в городке. Молодые новоиспеченные лейтенанты  с еще более молодыми женами - это примерно от 21 года. Полковники, подполковники - это может 40-45 лет. В дивизии сидели и более высокие чины, но на уровне полка нет. И много детей разного возраста !!! Было в этом тоже что-то необычное и удивительное. Меняется поведение молодежи, когда за ними не наблюдают старшие, а за детьми не смотрят бабушки. Но сейчас не об этом.

 Я о женской солидарности, дружбе, взаимовыручке , помощи. Это в двух словах не опишешь! Но без этого невозможно было выжить. Если на заработки ехала я, то оставляла дочку соседке, а на следующий день ехала она, и тогда с детьми оставалась я.


Так что же это за работы такие сельскохозяйственные? В основном сбор урожая фруктов, ягод, овощей. Первой созревала клубничка . Честно скажу, что на клубнику я не ездила ни разу. Моя хорошая соседка киевлянка отговорила меня сразу, как только посмотрела на мой внешний вид.


- Ну, и куда ты собралась, - сказала она мне,- посмотри на себя в зеркало. Тебя там затопчут и убьют наши бабы. Или ты сама загнешься.


И это абсолютная правда! Как только наши женщины узнавали об открытии клубничного сезона, начинался настоящий ажиотаж. Чтобы добраться до немецких полей, садов и огородов надо было встать в четыре тридцать утра. Добраться до электрички, следовавшей на Потсдам ,  а это примерно 40-50 минут пешком до станции от нашего городка, проехать на электричке до определенного поселка, где уже стояли грузовики , ожидавшие людей. Здесь главное было успеть вскочить в грузовик. Мест для всех не было. Иногда начиналась давка, несколько раз доходило до драк и выкидывания друг друга из грузовиков. Немцы терпеливо ждали, когда закончится эта возня. Были случаи, что пригрозили больше не брать наших женщин на работу, но рабочие руки были нужны. И опять подъезжали грузовики и опять начиналась давка.


Благословила меня моя соседка  на работу только , когда начался помидорный сезон.

- Вот теперь вперед. И работа легче и давки меньше.
Ехать вдвоем с соседкой  на работу мы не могли, оставляли детей друг другу, а одна я бы , наверно, не решилась. Но была у меня уже к тому времени очень хорошая подруга москвичка. Познакомились мы  с ней в очереди за пайками , которые получали на складах в части. Почему-то запомнила день нашего знакомства.
 Чтобы получить паек, приходилось выстаивать в очереди. В тот день я стояла в очереди за мясом , следом за мной подошла очень интересная молодая женщина, одетая в красивый вязаный свитер с удивительным узором-вышивкой.
 " Новое лицо, раньше не видела ее", - промелькнуло в голове. И точно. Женщина обратилась ко мне, стала расспрашивать, что и как здесь принято. Мы разговорились, время прошло незаметно. Звали новую знакомую Света. Она  недавно вышла замуж , приехала с мужем из Москвы, учиться  на  модельера -дизайнера. Пока взяла вынужденный отпуск от учебы, чтобы быть с мужем.  Шьет, вяжет, отлично рисует.  Муж не кадровый военный, в армию попал после института и  должен отслужить всего полтора года. Нам было очень интересно общаться , и время в очереди  пролетело незаметно. Но самое удивительное , оказалось , что мы живем в одном доме только в разных подъездах. Все полтора года , пока ребята не уехали в Москву , мы дружили.
Время проведенной в обществе Светланы - это взрыв мозга. Потому, что количество фантазии на отдельно взятого человека у нее зашкаливало за  все разумные пределы. Но об этих приключениях в других рассказах.

А сейчас о том, как работали мы на помидорных плантациях на благо Германии.

Примерно в шесть утра начиналась работа. Расставляли всех в начале поля на две полоски для каждого работника. Выдавали два ведра , объявляли стоимость каждого собранного ведра на сегодняшний день. Дело в том, что для оплаты существовало понятие  - норма, которая составляла 25 марок . Те, кто выполнял свою норму, получал премию в количестве еще 7-ми марок. А сама норма складывалась из количества собранных ведер урожая, которая в свою очередь зависела от величины продукта. Т.е. , если перед нами было поле с крупными помидорами, то стоимость ведра была 40 пфеннигов, а если с мелкими - то 50 пфеннигов. И чтобы выполнить свою норму к часу дня, надо было соответственно цене собрать 62 ведра крупных или 50 ведер мелких помидор. Мы собирали помидоры в ведра и относили к контейнерам , которые стояли вдоль поля. Возле контейнеров стояли немки и выдавали маленькие жетоны. Ведро - один маленький жетон. Насобирал 10 маленьких жетонов, можно обменять на один крупный. Работа кипела .Полные контейнера практически сразу увозили в магазины.
 Были женщины, которые успевали выполнить за рабочий день три нормы, две нормы.  Вот теперь я поняла , как была права моя соседка-киевлянка. Я от силы собирала полторы нормы, а то и меньше, и всегда плелась в конце . Немки выкрикивали мне : "Шнель арбайтен( быстрее работай).". А я и так старалась, как могла. Светик успевала собрать больше меня, но две нормы тоже не тянула никогда. К концу рабочего дня мы успевали пересчитать количество  жетонов на двоих , чтобы получить в сумме три нормы. Это давало нам дополнительные 7 марок за каждую норму. Потом дома делили что и кому полагалось. А на поле надо было успеть, потому, что немцы народ пунктуальный, и ровно в час дня раздавался возглас : " Нихт арбайтен ( не работать)". И многие такие же, как и мы, кому не хватало пару ведер, ползком добирали их. И если уж совсем мы не успевали со Светой, то всегда приходили на выручку другие, у которых в запасе было пару жетончиков.

После работы все дружно шли мыть руки и кушать. На поле привозили хорошие и вкусные порции вторых блюд. В основном мясо с гарниром. Хлеб, компот. Я не помню или платили мы за еду, или бесплатно кормили. А если и платили, то это была чисто символическая сумма .  Пока мы обедали, к караванчику , который стоял здесь же в поле приезжала бухгалтер с деньгами. Мы выстраивались в очередь, обменивали свои жетоны на деньги, расписывались в ведомости. Обычно я получала за одну норму, Света - за две, потом делили , кому что причитается.  Здесь же возле бухгалтерии можно было взять корзинку помидор за цену раза в два дешевле, чем в магазине.


Потом длинная дорога домой. Сначала добирались до станции на  электричку, потом с электрички шли пешком домой те же 40-50 минут. Домой я приползала измочаленная, разбитая, уставшая. Перед глазами стояли красные точки, а когда закрывала глаза - плыли желтые, зеленые и другие цвета.


К чему весь этот рассказ? Муж мой пришел в ярость, когда я рассказала  о моей работе и когда он понял, что ужина вечером не будет.


- Ты больше никогда не будешь пахать на немцев, я запрещаю тебе даже думать о такой работе, это эксплуатация, грабеж.

Уф, сколько я всего выслушала. Никогда мой муж не повышал на меня голос, а тут кипел и злился, примешивая воспоминания о войне и ужасы  в концлагерях.

И все равно время от времени я ездила на заработки. А мужу знаете, что сказала?


Эксплуатировали нас там в Союзе, когда  детьми заставляли убирать картошку, кукурузу, сахарную свеклу. Бесплатно, в любую погоду. Помню как собирали сахарную свеклу, которой славилась наша область на Украине, и сильный  дождь шел, и было жутко холодно, и на мои резиновые сапожки 35 размера  налипло грязи на полный 50. И надо было идти выдергивать эту проклятую свеклу и кидать ее на большую кучу, которая находилась совсем не рядом. А пьяные колхозники отсиживались по домам и даже не привезли нам воды, чтобы помыть руки  и горячего чая, чтобы согреться. Некоторые  мои одноклассники после такой работы заболели, простыли, некоторые отказывались еще раз ехать. Нам угрожали исключением из рядов пионерии,  из комсомола, двойкой в четверти за плохое поведение. Вот это был ужас, так ужас.



Вот куда меня занесло. Всё на сегодня. Ошибки буду исправлять завтра. Пора баиньки. Завтра рано на работу. Спасибо всем, кто меня читает.




















40 комментариев:

  1. Захватывающе интересно!
    А мужу ты правильно сказала. У нас школьников не гоняли, но студенты в этих колхозах огребали по полной. Меня мама с огромным трудом отмазала по стостоянию здоровья, спасибо ей. Потому что это был ужас-ужас: сентябрь на Урале - это преддверие зимы, все время дожди, погода отвратительная, работа непосильная. И ведь это целый месяц! Многие студенты болели после колхоза, иногда серьезно. А не поехавших легко могли исключить из института. Да что там студенты! Сотрудников института тоже гоняли на эту проклятую картошку...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, я действительно считаю, что использование детского труда ( на картошку нас стали вывозить лет с 12 ) это преступление. Мы таскали тяжелые ведра, на нас кричали, нас наказывали. При этом нас отрывали от учебы, не платили ни копейки за адский труд. Помню, как один из одноклассников , который жил с мамой в бедности, взял несколько картошин в сумку для дома. Вместо того, чтобы помочь семье, мальчика обвинили в воровстве, выставили на осуждение на пионерской линейке. И на минуточку ! Ведь это было начало 70-х, война давно закончилась, голода вроде не было. Наше государство продолжало воевать и уничтожать уже свое молодое поколение. Потому, что потягав такие тяжелые ведра, простудив яичники, многие девочки уже не могли стать мамами. Я до сих пор помню ту сахарную свеклу, когда я не могла даже двигаться, а на меня орали и заставляли в дождь и холод выдергивать и относить ее на кучу. Вот такое у нас было счастливое детство!

      Зато на уроке истории нам вбивали в голову, что заграницей люди живут на улице, умирают с голода, а мы тут , как сыр в масле живем. Какого же было увидеть правду своими глазами !!! У меня был полный шок!

      Удалить
  2. Здравствуйте!
    В этой жизни каждый кого -то эксплуатирует- за идею или за деньги! Нравится нам это или нет каждый решает сам...
    Да , когда я читала о вашей работе на полях, так и подумала- концлагерь! Только заключенные - добровольцы! Но и нас в Ссср , тоже эксплуатировали, за идею-дурь! Помню , как я студенткой ездила в колхоз- мы убирали зерно на току. Все убрали, успели, осталось накрыть, но колхозники прозевали и все пропало под дождем!
    Но тогда мы были молодые и вспоминается сейчас уже без негатива) я думаю что и вы Жека, описываете все с хорошей настальгией)
    Пишите-интересно !)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Реалистка! Для меня в этом вопросе принципиальная разница . Во-первых, мы ездили на работу в Германии в сознательном взрослом возрасте добровольно и никто не заставлял меня делать несколько норм, даже при том, что немки и кричали . Во-вторых, нам платили за работу и платили довольно неплохо. В-третьих, мы могли взять продукты домой намного дешевле, чем в магазине.

      Негатив из детства все же остался. Я всегда была хрупкая худенькая , жили с мамой очень тяжело на частной квартире впроголодь. Для меня такая работа была, как каторга. Я же не могла работать и таскать, как мальчишки, а с меня требовали работать наравне. Это была узаконенная эксплуатация детского труда и точка ! Я так считала и буду считать.

      Про колхозников даже не могу подобрать нормальных слов.

      И спасибо за теплые слова.

      Удалить
  3. В том-то и дело, что дети ничего не решали. Да и студенты тоже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, никто не спрашивал нас . И ничего мы не решали. Я была знакома с женщиной, которая от такого труда в детстве , потом лечилась всю жизнь от бесплодия. Простудила яичники . Это нормально?

      Удалить
  4. Тоже всегда с интересом читаю ваши воспоминания, пишИте, Жека, очень интересно!
    Что касается работы в колхозе: тут выскажусь с противополжной точкой зрения. В школе нас возили осенью на уборку винограда, реже - на помидоры. На виноград ездили дети с 5 класса. Для всех детей это всегда был праздник: во-первых, да, снимали с уроков. Во-вторых, там всегда было весело - начиналась работа всегда серьезно, под конец виноград летал через ряды - шли бои. Аналогично было и с помидорами. Размеры ведер, соответственно, у детей были разные - у пятиклашек начинались с 5-6 литров, у старшей школы - уже полноценные ведра. Домой перли всегда те, кому было надо, сколько могли унести. Да, не любили ездить в совхоз в июне на прополку свеклы - было жарко и неинтересно. Но никто на рядах не умирал, над нами никто не измывался. И сейчас я очень сожалею, что школьников перестали возить на такие мероприятия. Ничего вредного с точки зрения приучения к общественно-полезному труду да и в принципе к труду для формирующейся личности я в этом не вижу. И многие родители моих лет, прошедшие в свое время такую же практику, имеют аналогичную точку зрения.
    В универе на первом курсе нас тоже возили - на уборку яблок и помидоров. Мы жили месяц в селе. Прекрасное было время, никаких негативных воспоминаний. Хотя и умывались на улице, и в комнатах было по 25 кроватей - по молодости все воспринималось абсолютно без напряга и недовольства.
    Так что я ЗА умеренный детский труд. Я бы и уборку в классе вернула бы сейчас в школах, чтоб не уборщицы мыли полы, а дети. Это играет немаловажную роль для того, чтобы научить детей ценить как свой, так и чужой труд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арлена, спасибо , что читаете и спасибо за комментарий. Я училась на вечернем, поэтому в студенческие годы избежала колхозов.

      У нас в классе по- моему никто не любил поездки в колхозы. Помню , как устав выбирать картошку из земли, закапывали ногами ее опять в землю, только бы не нагибаться и не таскать тяжелые ведра.

      Согласна , что приучать к труду детей надо, но и платить тоже надо, согласитесь.

      Удалить
  5. Вы знаете, я вот сейчас задумалась: не помню про пятый класс, а вот в старших классах нам начислялись деньги. Не вспомню уже систему начисления - то ли за количество ведер, то ли за посещенные дни, но деньги потом платились. Конечно, это не были астрономические суммы, но для детей было приятно получить собственные денежки.
    Но это за виноград платил колхоз. А вот за свеклу совхоз платил гораздо меньше. Совсем копье. Вот эти работы мы не любили. Благо, летняя практика была недолгой и нас туда возили буквально несколько дней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, хотя бы платили. А нам никогда. Может быть перечисляли что-то в фонд школы .
      Опять воспоминания всплыли. Кто собирал подорожник летом? надо было сдать 15 кг за лето. Интересная летная практика была после 9-го класса. Целый месяц нас возили в какой-то лес , срезать хвойные ветки с деревьев. Вот там практически не было нормы и мы в перерывах бегали купаться в реке. И действительно это было здорово и весело !

      Удалить
    2. я очень извиняюсь, а зачем им столько подорожника?( смайлик с вытаращенными глазами ), что они с ним делали, интересно?

      Удалить
    3. Это на лекарства какие-то собирали, и хвою мы на лекарства резали. Ну, так нам говорили. Я добросовестно собирала, я же всегда все должна была делать правильно. А пацаны плевать хотели на оценки, комсомол и учителей вместе взятых. Теперь думаю, что они были правы, а не я.

      Удалить
  6. Жобрый вечер, Жека, и спасибо за продолжение! Не могу разделить ужас от колхозов, т.к. возили нас туда из школы в конце весны в 8-9 классах. Было жарко, и мы сапали кукурузу. Из быта ничего не запомнилось. А из работы: каждому выделяли 2 рядка кукурузы ( рядки заканчивались где-то за горизонтом) и вокруг каждого стебля нужно было сапать сорняки )) Что сказать, дети асфальта, мы только тогда и увидели, как эта кукуруза растет. Вреда от нас было больше, чем пользы т.к. устав все сапали не сорняки, а все, что попадалось на глаза, в основном сАму кукурузу. А вот в техникуме нас возили на виноград и яблоки с сентября по середину ноября -- до заморозков. Может нам повезло, но были нормальные условия и горячий душ. Собрала ведро винограда -- зовешь мальчишек, что б забирали. Мы себя такими самостоятельными чувствовали. И нам платили. Не много, но платили.Такого винограда, как там я больше никогда не видела. Братьям младшим привезла от туда, что б поверили. Одна гронка -- в половину ведра. Сорт "Королева". Такой выращивают тут только для себя, а там попадались кусты среди виноградника))) И никто не запрещал брать домой, а на поле мы на него уже и смотреть не могли.
    Какие у всех разные воспоминания о колхозах!
    А детский труд, да еще с криками..... фу-у-у-уууу!
    Не могу вспомнить, что б на нас орали. Правда преподаватели сами......не до ора им было. Совхоз( колхоз? или, что оно было?) производил вино. Так к вечеру преподавателей не слышно было)))))) они тоже отдыхали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сорри за опечатки! Конечно же, ДОБРЫЙ вечер!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Наташа! Точно у каждого свои воспоминания. Для меня худенькой девочки , почти самой маленькой в классе , колхозный труд был непосильный. И не потому, что я увиливала от работы, скорее наоборот. Я же училась очень хорошо и всегда старалась все делать и выполнять безукоризненно. А тут не получалось, и когда мне делали замечания, готова была провалиться сквозь землю от стыда. Какой-то комплекс неполноценности получался. Я тогда не могла оценить ситуацию, мне было стыдно, что не могу делать эту работу, как например мальчик, который занимался борьбой и весил в два раза больше меня.

      Удалить
    3. Сапать - это на каком языке?

      Удалить
    4. Ответ из интернета:

      Сапа, она же матыга, она же тяпка.
      Сапать - это пропалывать.

      Это украинский язык.

      Удалить
  7. Вот теперь сижу и думаю - продолжать про шубу или про другие работы написать. Мы со Светкой пристроились на следующий сезон к немецкой бригаде на сбор черешни. Вот там было здорово! Собирали и ели одновременно. А черешня была величиной с помидорчики черри.

    ОтветитьУдалить
  8. Конечно продолжайте про шубу, а потом или походу обовсем )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так тому и быть. Буду пробовать соединять или потом отдельно напишу. Хотя невозможно отделить одно от другого. Вот собиралась с самого начала написать один единственный пост про покупку машины, а тут понеслось - и то вспомнила, и другое. И объяснить надо, почему так , а не по другому. А может и правда
      ностальгия ? Ведь было столько всего интересного.

      Удалить
  9. Обязательно про шубу, она ж уже была заявлена)) и про колеса нужно хотим дослушать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ХОРОШО !!! Будем переходить на колеса!!! Мне и самой хочется рассказать эту историю по скорее.

      Удалить
  10. Я как то смотрела репортаж из Европы,гастарбайтеров из Прибалтики , собирают клубнику, лежа на машинах-горизонтально, по 8 часов! Перерыв на обед и туалет! Молодежь устает, но пока силы есть и здоровье им весело...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Реалистка, и мы веселились. Хоть и тяжело было. Работали мы без перерыва по семь часов. А кушать очень хотелось. Света придумала брать с собой сахар-рафинад. И силы прибавлялись , и голод немного утоляли.

      Удалить
  11. Единственное, что резануло:
    Немки выкрикивали мне : "Шнель арбайтен( быстрее работай)."
    Я верю, конечно, что так и было, но ваш муж безусловно в чем-то прав. Вот сейчас перечитала и задумалась: это кровная память или что? как это назвать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, попробуйте произнести эту же фразу на других языках - быстрее работай, швидче працюй , на английском языке( я его не знаю, не учила).
      Правда, уже не так режет слух. Кричали - так поле же немаленькое, надо было, чтобы услышала. И представьте само поле , вдоль которого стоят контейнера, и машина ждет, чтобы увезти сразу собранные помидоры. А теперь меня в хвосте и тех теток, что три нормы делали. Я еще где-то в начале поля, а они уже за середину зашли. Я - два ведра, а они уже шесть. А немки должны передвигаться с жетончиками вперед, вот и кричали. Не думаю, что с умыслом и злобой.

      Название этому нашему восприятию - война, мы не можем по другому воспринимать. Любое слово, и у нас автоматически колона с пленными , концлагерь. Такое не забывается.

      Удалить
  12. Да, Жека, вы правы- мы очень помним рассказы наших ветеранов , родных, да и фильмы, поэтому и режет слух!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Реалистка, всё правильно вы написали. Даже слыша простую немецкую речь с характерными словами, в голове сразу всплывают страшные картины войны. Своего мужа мне удалось переубедить поменять отношение к моей работе у немцев. Сельскохозяйственная работа в Германии не лучше и не хуже, чем в любом другом государстве на подобных работах. Другое дело, что я сама была не приспособлена к таким работам. Вот на это и злился в последствии мой муж, видя как я устаю.

      Удалить
  13. Да, с немецким языком у меня тоже долгие годы были определенные ассоциации.
    Это при том , что идиш похож, и я этот язык люблю.
    Но в Мюнхене язык звучал нормально. Разве только один раз во время шествия юных наци снова зазвучал именно так , как в военных фильмах.
    Ведь мы понимаем, что дело не в языке, а интонации.

    ОтветитьУдалить
  14. В школе нас никуда никогда не посылали.
    Потом, уже работая, ежегодно ездила в колхоз на две недели.
    Ездила только летом.
    Погода была прекрасная, места красивейшие.
    Работа разной. Прополка, сено, коровник.
    Не тяжело. Народ собирался интересный, интеллектуальный, по роду деятельности ездивший в разные экспедиции, одним словом, физики-лирики.
    По вечерам сидели у костра, песни пели, общались.
    Вспоминаю эти дни одними из лучших.


    Погода

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Аня! Про работу и немецкий язык я уже писала ранее в своих комментариях. Обычная работа и обычный язык. Наше восприятие было другим.

      Вам повезло в школе. У нас примерно один возраст с вами, и по логике должны были быть примерно одни воспоминания из детства (разница - вы с России, я - с Украины). Помните вы писали , что ваш сын в Израиле начал зарабатывать с 13 лет. И как больно было вам это принять.
      А я начала работать с 11-12 лет, только совершенно бесплатно . И даже дело не в деньгах - дали бы хоть 10 картошин бесплатно за нелегкий труд. Уж очень тяжело мы жили с мамой, и я была бы рада помочь ей хоть чем-то.

      В СССР дети работали бесплатно за идею. Это неправильно, это экслуатация детского труда. Пусть даже кому-то казалось, что труд этот легкий.

      Удалить
  15. Доброе утро! Девочки- Жека, Аня, я сейчас подумала- у нас у каждого свое восприятие системы, кто где жил и живет сейчас, а именно, кого - то г е- то больно ранили в душу и от этого каждый видит свое! Пройдет время и и хочу надеяться боль эта пройдет , и может мы сможем принять чужое мнеие!
    Когда я читаю Аню, я с ней согласна! Когда я читаю вас Жека, я тоже хочу глядеть на Израиль вашими глазами!
    Жека, сколько вам досталось в жизни! Мне нравится ваш оптимизм, настойчивость - характер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро , Реалистка! Спасибо за комментарий. Я принимаю мнение Ани. И более того, я ей очень верю. Но у меня есть свои аргументы и примеры.

      Удалить
  16. Жека, я как раз об этом и написала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я , наверно, пишу многие воспоминания с болью, даже не замечая этого (присутствует обида ,конечно ,тяжелые воспоминания из детства). Знаю, что и в союзе люди жили хорошо. Но поверьте и мне. Многие жили плохо, мы с мамой одни из них. Впроголодь, от зарплаты до зарплаты брали в долг, одежду донашивали, перешивали, штопали, жили в холодной квартире, зимой делала уроки в рукавицах, туалет и умывальник - помойное ведро тут же в комнате. Я пока не готова написать обо всем. У меня большая обида на отца, который в это время жил довольно хорошо. Мы до сих пор с ним в очень сложных отношениях. Для меня это больной вопрос.

      Удалить
  17. Jeka, все всегда и везде живут ОЧЕНЬ по разному.
    У нас в школах на сельхозработы не посылали.
    Но в школах было дежурство. После уроков убирали классы. Разумеется , бесплатно.
    Конечно, никто это дело не любил.
    В Израиле этого нет. Но когда я приходила в здешние школы на экзамены, я поражалась грязи в классах. У нас тоже бывало не чисто, но чтобы так! Причем это было во всех школах города.
    Виноваты не дети. Виноваты учителя, которые не говорили детям, что нельзя бросать на пол огрызки, салфетки да ....всё. И переворачивать мебель тоже. Хотя бы не мусорить, не то, чтобы убрать по очереди классы.
    Информация эта восьмилетней давности.
    Информация многолетняя, не разовая.
    А что сейчас делается - не знаю.
    Потому у нас и в городе грязно (очень!), что дети не приучены к чистоте. Они , эти дети, уже выросли и ведут себя так, как и вели себя в школе.
    Впрочем, это не по теме.
    А по теме скажу, что дети у нас в школе ТАМ были разные : и богатые , и бедные. Но никто не подрабатывал. До 16 лет на работу без паспорта не брали. Мы однажды с девочками проверили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, за дежурства в классах я только " ЗА" обеими руками.
      Только для меня это разные вещи - работа в поле и мытье полов в классе. Дома мы же тоже убираем за собой. Класс - это тот же дом. Там мы проводили почти шесть часов каждый день. Любовь к чистоте и порядку нам прививалась с детства. Это правда.
      Насчет подработок. Мама приносила работу домой. Она в те годы работала в проектном институте корректором. Это сдельная работа. Таскала тяжелые типовые альбомы домой. И вечерами мы сидели с ней вдвоем и корректировали. Мне тогда было 9 лет. Мама разрешала мне ставить печати на страницах, зачеркивать под линеечку ненужные параграфы. К труду я была приучена. К порядку тоже. И ценить заработанное тоже умела.

      Удалить
    2. Вот, вот официально никто до 16 лет не брал на платную работу. По закону не положено было. А так , пожалуйста, работайте бесплатно дети, и закон не нарушается. Все взрослые дяди довольны.

      Удалить
    3. АНЯ, насчет уборки в израильской школе могу поспорить. С 4го класса училась тут. В самой первой школе каждые несколько дней менялись пара дежурных. В наши обязанности входило держать класс в чистоте, вытерать пыль, подмитать пол, стерать с доски а 2 раза в неделю оставались мыть полы. Когда переехали в Нетивот, оставаться после уроков не надо было, но во время учебного дня тоже дежурные были и уберали.
      В старших классах, только поддерживали чистоту, уборщица приходила уже после учебы, но школа у нас была чистая, мы за собой уберали. Нас не оставляли после уроков, так как мы зависили от подвозок ( школа Кфар Сильвер).

      Конечно же, не спорю, очень мешает безответственность в плане чистоты, но все приходит из дома.

      Удалить
    4. Да, в первую очередь родители должны учить детей не сорить. Начинать надо с самого себя и быть примером своим детям.
      " Чисто не там , где убирают, а там , где не сорят " - это золотое правило должно висеть во всех общественных местах. Учителя в свою очередь тоже должны это объяснять детям в школах и прививать чувство ответственности. Только так, а не иначе .
      И еще одно чудесное правило :" Не стыдно убирать грязь, стыдно жить в грязи".


      Удалить