суббота, 10 января 2015 г.

Скоро, скоро 20 лет в стране.

 Решила написать  этот пост с опережением ровно в месяц.
20 лет нашего поднятия (алии) в Израиль  исполнится 20 февраля 2015 года.
Хоть и кругленькая дата, но как и всегда подводить итоги я не буду. Это вроде, как "продолжения не будет". А у меня ещё много планов  в жизни и мечтать  я люблю.

Хотя, как говориться мы предполагаем, а жизнь располагает.  Это, как подойти на распутье к камню -  указателю. Помните: "Направо пойдешь счастье найдешь, налево - любовь , а прямо - богатство". В сказке всё понятно,  выбирай  и иди куда хочешь. В жизни - сложнее.

В 2007 году была я в Украине на встрече выпускников своего класса. Одна моя одноклассница задала мне вопросы :  "Почему уехала из Украины ? Как именно ты оказалась в том городе, где живешь? Как выбирала работу? ". Попробовала я ответить сразу и вдруг поняла, что однозначного и простого ответа нет.

Почему уехали? Об этом я уже рассуждала в одном из первых своих постов. Не буду повторяться. Кому интересно, пожалуйста, перечитайте  мои первые посты.

Приехали в Кирьят-Гат из аэропорта, потом попали на программу "Первый дом на Родине" в кибуц, потом в тот город, где живем сейчас.  Решение вроде всегда принимали сами, а вроде и нет. Кирьят- Гат - потому, что там жил двоюродный брат мужа. Кибуц - потому, что второй двоюродный брат с семьей прошли по этой программе и порекомендовали. Как попали жить в наш город - это вообще отдельная история.  Не хотелось бы заранее описывать наше приключение. Я обязательно расскажу об этом в своих воспоминаниях про жизнь в кибуце. Только получилось так, что купили мы свой домик, как кота в мешке, даже не зная где эта улица, где этот дом и... город в том числе. Хотя и здесь была направляющая рука - наш сосед по караванному городку из кибуца Валера.

И курсы выбирали по принципу - те, что сегодня начинаются. У двоюродной сестры муж отучился в технологическом колледже в Беэр-Шеве, вот и нам она посоветовала подойти и узнать на какой курс можно записаться в ближайшем времени. Отсюда и дальнейший выбор работы.

Череда случайностей одним словом. А может и собственной глупости. Молодые не всегда задумываются о последствиях. Сейчас бы выбрала другие курсы. И скорее всего бы закончила учебу в колледже на первую степень по специальности электроника. Меня уже взяли на учебу,  поступила  в колледж без экзаменов после удачно законченных курсов. Была лучшей ученицей в группе и на потоке. Все учителя за меня просили и рекомендовали. Уже заплатила залог за открытие папки  на учебу. Впрочем об этом в другой раз. Глупость, лень и другие проблемы, упустила  короче. И никто в этом не виноват, кроме меня самой.

И могли же поехать к моей родне на север, и тогда всё бы сложилось по другому. И прежде, чем выбрать свой город, мы проехали с мужем с юга Израиля на север и обратно. Присматривались.

Беэр-Шева сразу не понравилась  и все тут. Сколько не уговаривали нас родные, но заставить себя принять этот город не смогли. Поехали в Нацрат- Илит к моей родной тете. Дом у тети отличный, чудесный дворик, но... Только один взгляд на крутой подъем, дорогу серпантином  вызвал ужас. И так каждый день? Нет. И арабов вокруг видимо-невидимо, и крутые подъемы в гору и спуски с горы. Нет, нет и нет.

И поехали мы дальше к моей двоюродной тете в Пардес-Хану. О, здесь нам понравилось. У тети была чудесная квартира на первом этаже с огромной территорией. И городок тихий спокойный.  Стали мы искать подходящее жилье, даже наткнулись на распродажу квартир в соседних строящихся домах. Ходили, смотрели, выбирали . Не понравилось, что 3-х комнатные квартиры без балкона и лифта  в высотных домах. Решили продолжить поиски квартиры на следующий день, ночью остались ночевать у тети. И тут я поняла, что жить в таком  климате не смогу. Я задыхалась всю ночь, не могла дышать и спать. И поехали мы дальше.

Еще одна мамина двоюродная сестра жила с  мужем вместе  с семьей  своей дочки в маленькой  квартирке в Тель-Авиве. Старый облезлый дом. Квартирка на четвертом этаже, крутые ступеньки, лифта нет. В трех комнатах шесть человек. Но выхода у них не было. Зять моей тети ученый. Он должен был жить рядом с университетом, а семья подстраиваться под его работу. Квартирку купили, взяв ипотеку на две семьи. Этот вариант был вообще не для нас. Тель-Авив - да, но такие условия - нет. Так зачем мечтать о несбыточном?

Следующий город был Ришон -ле-Цион. Там жила наша землячка с сыном, знакомая по воскресной школе изучения иврита, где вместе учились до отъезда. Вот уж, где человеку досталось в жизни. Можно написать пособие о выживании. Муж ее погиб 8 Марта много лет назад, спешил поздравить молодую жену с праздником и обнять маленького годовалого сына. Попал в аварию и погиб. Родители умерли один за другим от рака в течении пару лет. И осталась она одна с маленьким ребенком. Уехала в Ришон к каким-то родственникам, но помогать никто не помогал. Пришлось ей работать по 12-16 часов ежедневно, чтобы встать на ноги.  А мы жаловались на свой завод, работая по 6-8 часов в день. Короче, Ришон нас тоже не вдохновил. До сих пор остался осадок от посещения в тот первый раз нашей знакомой. Через несколько лет мы опять поехали навестить ее в уже свою квартиру . И опять это был последний этаж без лифта с крутыми ступеньками. Нет, так не хочу.

Был еще Арад, там тоже жили наши земляки. Климат отличный, городок спокойный, но никакой работы и перспективы.

Вот такой не простой выбор места жительства.  А в свой городок попали случайно, как я уже написала. Совсем не планировали оставаться, хотели сразу продать купленное жилье, но  внешние обстоятельства  заставили пересмотреть наши планы.  Нравится ли нам городок, где сейчас живем?  Да. Скорее да.  Иначе бы уехали давно. Хотя в планах  все-таки хочу переехать поближе к детям и внуку. Пока только мечты.

Чувствую ли себя израильтянкой, прожив 20 лет в стране? Да. Люблю и переживаю за свою молодую маленькую страну. Горжусь ее успехам, ее новым стройкам, новым автодорогам, строительством железнодорожной магистрали. Кстати, очень скоро в нашем городе будет торжественное открытие железнодорожного вокзала, ждем со дня на день. Наша  израильская медицина одна из продвинутых в мире. Я могу сказать почти наверняка, что продолжаю жить только благодаря израильским врачам. Не знаю, что бы со мной было в Украине. Но здесь меня смогли поставить на ноги после тяжелой болезни.

Очень хочу, чтобы не было войны. Так хочется тишины и спокойствия в жизни. Но пока мира нет. Это самое больное. Обо всех переживаниях тоже писала в многочисленных постах о войне этим летом.

В бытовом плане грех  нам жаловаться. Живем с мужем в 4-х комнатной современной квартире с лифтом, которую купили, продав старое жилье. У нас чистенький ухоженный дворик. Работа недалеко от дома. Можно добраться  на машине, которая у нас конечно тоже есть, а можно пройтись минут 20 пешком. С питанием в Израиле никогда проблем не было. Не представляю очереди, талончики или еще что-то такое, как в Украине, когда для ребенка могли купить один банан на пробу.

Язык иврит смогла выучить неплохо. В кибуце научилась разговаривать, на курсах читать и писать. Сейчас мои знания сильно отличаются от моих же знаний тех первых лет, но не в лучшую сторону, к сожалению. Когда нет необходимости напрягаться в своем окружении, то и уровень падает. В семье разговариваем только на русском языке, а дети знают и иврит, и русский, и английский. Внук пока в русском садике, и я очень рада этому.  Было бы неправильно считать, что только наша алия разговаривает на своем языке из прошлой жизни. Поверьте, те кто приехал из Франции, Аргентины, Эфиопии, Польшы и т.д. в домашней обстановке так же общаются на языке той Родины из которой приехали. Просто нас  из бывшего СССР очень много в отличии от других репатриантов.

Работа - это конечно больной вопрос у всех  новых репатриантов. Не сразу все сложилось и у нас. Конечно, чтобы найти хорошую работу надо было бы жить в центре. Тут не поспоришь. Но и здесь на юге мы смогли устроиться  и работать достойно. Никогда мы с мужем не работали по 10-12 часов. Мой девиз: "Достойная зарплата за 8 -ми часовой рабочий день".
Конечно, чем больше работаешь, то и получаешь больше. Но для нас главное наш дом, проводить больше времени в семье. Пусть и приходиться отказать себе в чем-то материальном, в конце концов это не главное в жизни. Как говорит мой муж: "Мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать".

Конечно, я не знаю, как бы сложилась наша жизнь не будь перестройки, развала СССР, смерти моей совсем молодой мамы, возможности выехать на ПМЖ в незнакомую страну. Но сложилась так, как я пишу в своих постах. И не любить эту новую страну у меня нет никаких оснований, я не имею на это права - ведь мы сами сделали этот выбор, только мы.


























16 комментариев:

  1. Ответы
    1. Нелли, спасибо. Старалась писать, как чувствую. Ведь не всегда все складывалось правильно и хорошо.

      Удалить
  2. С наступающим! :)
    Насчет языков вы абсолютно правы. Знакомые мексиканцы в семье разговаривают на испанском, американцы - на английском. И это нормально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя. Время летит удивительно быстро. 20 лет- срок, однако огромный. Израиль - это смесь во всем. Еще в кибуце удивлялись евреям из Китая, Индии, Африки, Франции, Аргентины. У каждого свой язык детства. А когда начинали говорить на иврите, то у каждого был акцент той страны откуда он приехал.

      Удалить
  3. Да вот о чем и речь!
    Относительно неплохо, никогда не работая по 12 часов, живут те, кто приехал туда 20 и более лет назад. Когда эта страна действительно нуждалась в специалистах.
    Теперь жадность затмила все, и новым приезжим ничего хорошего не светит.

    ОтветитьУдалить
  4. Алех, трудно возразить. Времена не из лучших, как и во всем мире. А жадность присутствовала и 20-25 лет назад. Работать по 10-12 часов нас заставляли , вынуждали хозяева многих предприятий, мотивируя тем, что другие же работают . Другие - это такие же , как и мы репатрианты из СССР, которые соглашались за минимум жить на работе. И зачем тогда повышать зарплату, если и так есть желающие работать. Нашли мы с мужем, слава Б-гу , нормальных хозяев, которые платят достойно за 8 часов. Живем не шикарно, но действительно неплохо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Думаю, что многие из тех 90-х не согласны сейчас со мной. Жизнь была дорогая и тогда. И чтобы удержаться на плаву, вынуждены они были работать по 12 часов. Нас действительно спас во многом кибуц. За два года работы в кибуце мы смогли скопить то, что не каждая семья в городе за это время. И город , в который попали после кибуца - это город развития. Здесь действуют льготы и по сей день. Мы далеко от центра( относительно конечно - сегодня на машине чуть больше часа , а то и меньше), зато напрягаться надо меньше. В жизни всегда жертвуешь одним ради другого.

      Удалить
    2. Те, кто приехал 20 лет назад они ведь 20 лет работали. Большинство. И, естественно, кое-что заработали. Вообще люди в возрасте около 60 это наиболее обеспеченные в любой стране. Опыт, знакомства, должности, накопления и дети уже взрослые. А старческих проблем еще нет. Что ж тут неожиданного?
      Но речь о тех, кто работал и учился, ясное дело.

      Удалить
    3. Вы правы, Николай. Мы работали все 20 лет, кроме периода учебы конечно. Свой возраст определила бы еще как 50+, а не 60 -. До пенсии далековато. А кроме этого - живем, работаем,помогаем детям, чем можем. Всё путем.

      Удалить
    4. Учеба – это труд. Настоящая учеба труд очень тяжелый. Так что никаких “кроме”.
      ))

      Удалить
    5. Спасибо за понимание. Я начинала свой трудовой путь в 17 лет, одновременно работая на заводе и учась на вечернем отделении в институте. И так в течении шести лет. Я знаю, какой это адский труд и как это тяжело. Может отчасти из-за этого отказалась учиться здесь опять на первую степень. Стало страшно окунуться в это второй раз.
      А учеба на курсах мне давалась очень легко , я же только училась. Язык "пошел" сразу. Моему мужу было куда тяжелее Самая большая проблемы была у него с ивритом. В течении первых трех месяцев , возвращаясь с учебы, он каждый день говорил, что это день учебы последний и он идет искать работу. И каждый раз приходилось уговаривать его пойти завтра продолжить учиться. Письменные уроки его делали вместе, я переводила, объясняла . После трех месяцев и у него наладилось с ивритом , сдал успешно экзамены. И ОЧЕНЬ пригодились ему в дальнейшем эти " корочки". ОЧЕНЬ.

      Удалить
  5. Спасибо за очень хороший рассказ!
    С Новым Годом!
    Всё будет хорошо!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Георгий. С Новым Годом, счастья и здоровья !

    ОтветитьУдалить
  7. Женя, поздравляю вас с таким рубежом! Я не пишу в последнее время, но вас читаю, когда успеваю)). С удовольствием!))

    ОтветитьУдалить