четверг, 21 марта 2019 г.

Испорченная рыбалка

   Эта история произошла в те далекие времена, когда мама и папа были еще вместе. И я была самой счастливой девочкой на свете. И было мне тогда лет пять.

   Наша молодая семья жила в большом областном центре. Каждое лето меня отправляли к бабушке и дедушке в маленький провинциальный городок, откуда мы все были родом. Дедушка работал, уходил очень рано на работу и поздно возвращался. У бабушки были бесконечные заботы по дому. Сварить, постирать, убрать, прополоть огород, ухаживать за садом. Большую часть времени я скучала в одиночестве и ждала с нетерпением выходных дней, когда родители приезжали проведать меня и отдохнуть. Много времени  мы проводили вместе на пляже. В городе, где я родилась протекали три  реки - Икопоть, Случь и Шаховка.


                                   Слияние трех рек. Город Староконстантинов. Украина.


  Мой папа еще очень любил рыбалку. Когда я просыпалась утром в выходной день, и папы не было дома, мама объясняла, что он ловит рыбу с Вилей. Виля - это двоюродный папин брат. Имя Виля не совсем обычное. Папа Вили - дедушка Исаак был коммунистом до кончиков пальцев, до боли в зубах. Фанатично верил в идею коммунизма и верно служил родной партии Советов. Виля был назван в честь любимого дедушкой Исааком Владимира Ильича Ленина. Имя Виля складывалось из первых букв имени великого вождя мирового пролетариата. Букву "я" добавили при регистрации ребенка. Работники ЗАГСа не согласились записать в метрику имя Вил.

   У Вили была в хозяйстве своя собственная лодка. Не знаю, как такая роскошь вписывалась в коммунистическую концепцию устройства общества его папы Исаака, но видимо теория и практика не одно и тоже. Я всегда мечтала порыбачить с папой и Вилей, прокатиться на лодке по речке. Каждый вечер перед рыбалкой я просила папу взять меня утром с собой. На что он приводил свои аргументы:

- Ты еще маленькая. Надо встать в пять утра. Ты плохо кушаешь.

  Мои доводы в свою защиту не убеждали папу нисколечко. Я знала, что утром папа уходил тихо, чтобы никого не разбудить. Я, наверно, почти не спала в ту ночь. Как только я услышала, что папа вышел из нашей комнаты, тот час бросилась за ним на кухню и стала проситься на рыбалку. Папа был непреклонен в своем решении. Мне на помощь пришла мама, которая услышала мои мольбы.

- Один раз. Пусть попробует. Я соберу бутерброды.

С большим недовольством папа согласился. Моей радости не было предела. Мы вышли вдвоем на улицу и направились к дому Вили.

  Ночи в июле очень короткие. Уже было почти светло. Погода обещала быть чудесной. Весело щебетали ранние пташки, приветствуя нас по дороге. Было немного прохладно, не спасала даже легкая кофточка заботливо одетая на меня мамой. Но я знала, что скоро выглянет жаркое летнее солнышко и согреет нас своим ласковыми лучами.

  Виля уже ждал папу во дворе. Он был немало удивлен, когда увидел меня рядом с папой.

- А что было делать? Она встала и попросилась со мной,- объяснил папа Виле.

  Дальше мы зашагали в сторону речки втроем. Мужчины несли удочки, весла, незамысловатые пожитки рыбаков. А мне доверили нести сетчатую железную корзинку, чтобы складывать туда наш будущий улов. Идти было совсем недалеко. На берегу реки, как на настоящем причале качались лодки, одним концом закрепленные толстыми цепями к железным прутьям с огромными заваренными сверху кольцами. Виля подтянул свою лодку за цепь, вдвоем с папой они сложили всю нашу поклажу во внутрь. Затем папа взял меня на руки и поставил в лодку, переступил сам через высокий борт, и мы сели в ожидании Вили.  Я с любопытством наблюдала, как Виля открыл большим ключом тяжелый амбарный замок, удерживающий лодку, снял его, протянул цепь через кольцо и бросил ее в лодку. Затем уперся ногами в берег и стал сталкивать лодку с мели. После этого проворно перепрыгнул через бортик и сел напротив меня с папой, ловко установил весла в специальные уключины и стал грести, направляя лодку подальше от берега. Вместе с нами от берега отошли еще несколько лодок с рыбаками. Все были сосредоточены в предвкушении удачной рыбалки.

  Я была в восторге от всего происходящего, молча наблюдала как весла касаются речной глади, как взмывают вверх, обдавая нас мелкими брызгами воды. Было удивительно, что вода намного теплее воздуха. Мы проплывали мимо зарослей высокого камыша, водных кувшинок, густой ряски. Взрослые выбрали место, чтобы установить неподвижно лодку с помощью весел, опустив их на дно реки. После этого для прикормки рыбы в речную воду вокруг лодки папа и Виля разбросали хлеб пропитанный подсолнечным маслом. Теперь пришла очередь приготовить удочки, размотав аккуратно леску, нацепив на крючки червяков, выкопанных и приготовленных накануне вечером.

- Женя, мы забрасываем удочки с двух сторон лодки. Надо сидеть молча и наблюдать за поплавками. Если  где-то будет дергаться поплавок, то дай знать нам.

  Да, рыбная ловля любит тишину и терпение. Мы сидели в лодке и наблюдали за неподвижными поплавками. И вот удача. Поплавок одной из удочек сперва задергался, а потом стал прыгать. Папа споро подцепил рыбу на крючок, и вытянул нашу первую добычу, сверкающего серебристой чешуей карасика. Рыбу с крючка доверили снять мне. Долго не могла ухватить  ее за скользкие бока. Папа помог снять карася с крючка, а затем забросил его в привязанную на веревку сетчатую корзинку и, плотно закрыв крышку корзинки, опустил  ее в воду. Я очень радовалась. И тому, что взяли меня с собой, и тому, как красиво и необычно все кругом, и тому, что поймали первую рыбу. Взрослые тоже были воодушевлены первой удачей и азартно ждали продолжения клёва.

  То ли от утренней прохлады, то ли от большой влажности, то ли просто пришло время, я вдруг захотела в туалет по маленьким делам. Девочка я была очень застенчивая и скромная. Я тихо сказала папе на ухо о своей необходимости, чем, конечно, не особо его удивила, но повергла в некоторые раздумья. Он еще не догадывался, что последует дальше.

- Потерпишь?

- Хорошо, -  некоторое время я пытаюсь сдерживать свое желание.

Но надолго меня не хватает, о чем признаюсь папе.

 -Так, снимай трусики, я тебя возьму на руки, и ты прямо в воду сможешь делать свои дела.

- Но здесь же дядя Виля,- заупрямилась я.

- Дядя Виля не будет смотреть, он отвернется, - папа жестом показывает Виле, чтобы тот отвернулся.

- С этой стороны стоят лодки, там меня увидят другие дяди,- продолжаю хныкать я.

- Хорошо, перейди на другую сторону лодки, Виля повернись сюда,- папа еще очень оптимистичен.

Он берет меня на руки, пытается помочь мне. Увидев под собой воду, я начинаю плакать:

- Я так не могу, мне страшно.

- Женя, я тебя крепко держу, ну, же давай быстрее,- папа торопит меня, потому что на одной из удочек начинает дергаться поплавок.

- Нет,- ору я.

Папа ставит меня на ноги в лодку, хватает удочку, но рыба уже съела наживку.

- Доченька, видишь, из-за тебя сорвался карасик, - говорит мне папа, наживляет нового червячка и опускает бережно удочку в воду.

- Я потерплю,- тихо сажусь на скамеечку в лодке.

Проходит некоторое время. Взрослые увлечены рыбалкой и даже забывают обо мне, пока я не начинаю плакать.

- Давай подержу тебя,- папа начинает нервничать.

- Говорил, что не надо брать ребенка на рыбалку,- злится Виля,- попробуй просто опустить ее по пояс в воду.

- Холодно, замерзнет,- жалеет меня папа.

- Я не буду здесь!- рыдаю я.

Никакие уговоры, никакие угрозы не могут заставить меня снять трусики и пописать в речную воду.

- Надо на берег,- решает наконец-то папа.

- Мы же только прикормили это место,- Виля совсем расстраивается.

- А что я могу сделать,- отвечает папа Виле и уговаривает меня,- терпи!

Папа и дядя Виля укладывают удочки в лодку, вытягивают из илистого дна весла и направляют лодку к берегу.

- Запомни место,- дядя Виля не может успокоиться.

Вскоре мы причаливаем к берегу. Папа хватает меня на руки и бежит со мной в кусты.

- Здесь нормально?

- Да, - с облегчением отвечаю я.

- Давайте быстрее,- командует Виля с лодки.

- Я хочу есть,- теперь о себе напоминает мой голодный желудок.

Мы встали очень рано, папа перед рыбалкой позавтракал, а я не захотела.

- В лодке бутерброды, сейчас я дам тебе кушать.

- И пить хочу,- продолжаю я.

- А давайте я вам оставлю пару удочек, еду и воду, ловите рыбу на берегу,- вдруг решает дядя Виля, у которого нет своих детей, и ему тяжело понять детские капризы.

Папа заступается за меня.

- Лёва, а если она после еды захочет опять в туалет, - заявляет дядя Виля,- я больше не поплыву назад.

  Мы с папой снимаем с лодки свои вещи, пару удочек. Дядя Виля садится на весла и направляет лодку на то место, где мы стояли раньше все вместе, чтобы получить истинное удовольствие настоящего рыбака. Папа провожает лодку грустными глазами.

  Сколько мы выловили в тот день рыбы, как долго длилась наша рыбалка, я, честно, не помню. Помню, что ругались мама с папой из-за меня в тот день. И папа сказал маме, что это она испортила ему рыбалку, потому что уговорила  его утром взять меня.

 Что еще добавить? Понятно, что после того случая  папа больше никогда не брал меня в лодку на рыбную ловлю. Наверное, чтобы не мешала получать удовольствие. А потом он ушел из  нашей с мамой жизни  навсегда...










Комментариев нет:

Отправить комментарий