вторник, 19 марта 2019 г.

Кружок плавания Часть 5

   Утром следующего дня в воскресенье в девять утра начались соревнования.

  Сказать, что я нервничала, это значит ничего не сказать. Еще перед соревнованиями я умудрилась поранить в раздевалке ногу, зацепившись за кусочек разбитой керамики на полу. Почему-то не могла остановить кровь, пока Евгеша не залепил мне рану пластырем. Наш тренер тоже очень нервничал. Это был его первый год тренерской работы после того, как он оставил большой спорт. И первые соревнования в роли наставника.

  И вот мой заплыв. Хорошо стартую. Слышу, как гудят трибуны. Как поддерживают меня мои ребята по группе. Боковым зрением вижу, что не последняя, но и не первая. Пытаюсь добавить скорость и ... опять начинаю задыхаться. Всё случается, как на тренировке. Я плыву быстрее, чем получается вдохнуть. Но сейчас никто мне не поможет, кроме самой себя. Мысленно начинаю отсчет: "Раз-два. Вдох-выдох. Раз-два. Вдох-выдох". Но у меня ничего не получается, замедляю свои движения, теряю скорость. Вижу, что меня все обгоняют. Я больше не могу плыть без дыхания, останавливаюсь и хватают воздух, как рыба на суше. Меня снимают с дистанции. Совершенно не помню, что происходило потом. Как закончились соревнования. Я просидела на лавочке без движения. Было стыдно, больно и обидно.

  На следующий день долго не решаюсь пойти на тренировку. Я подвела тренера. Как смотреть ему в глаза? Но понимаю, что надо хотя бы извиниться. Перед разминкой, как всегда сидим на лавочке. Евгеша расстроен. Почти все наши ребята проплыли хуже своих возможностей. Все-таки сказался месяц без ежедневных тренировок. Но сошла с дистанции только я.

- Не ожидал,- обращается ко мне Евгений Григорьевич, - ты же всегда такая ответственная. Спортсмен должен преодолевать всё. Где же твой характер, амбиции? Ты совсем не борец. Но за то, что пришла на тренировку - спасибо. Значит еще не всё потеряно. Надо уметь встать после падения.

После детальных разборок  наших промахов и ошибок тренер объявляет, что эта неделя мая последняя в этом учебном году для тренировок в закрытом бассейне.

- Бассейн закрывают на лето на профилактику, чистку, смену труб. Но мы с вами не прощаемся. Наши тренировки теперь будут проходить на пляже в открытом бассейне на реке Южный Буг. В конце недели я скажу кто, в какое время будет заниматься. А пока успешной сдачи экзаменов в школе.

 Дома рассказываю маме, что летом надо остаться в родном городе, чтобы тренироваться.

- Нет, нет и нет. Ты едешь к бабушке и дедушке,- мама непреклонна,- и я настаиваю, чтобы ты бросила свое плавание. Ты забросила музыку, у тебя тройки в табеле. Стыд и позор. Больше тут нечего обсуждать.

  Знаю, что тренер просил маму за меня. Может быть, если бы я сильно настаивала, мамы бы сдалась на уговоры. Но мне и самой было тошно оставаться в нашей малюсенькой комнатке на частной квартире с противным хозяином, который постоянно отравлял нам жизнь своими замечаниями и придирками. А еще у бабушки меня ждали мои друзья, соседские мальчишки и девчонки с которыми я проводила все свои каникулы.

  Ах, детство. Мне же еще не терпелось похвастаться перед друзьями  в своих достижениях в плавании. Я никогда не отставала от мальчишек, гоняя на двухколесном велосипеде по всему городу, выигрывала у ребят в "ножичек", с легкостью обыгрывала в карты, бегала босиком, хорошо играла в бадминтон, но воду боялась, потому, что не умела плавать. А теперь я смогу быть с ними на равных.

  После сдачи экзаменов в школе, я уехала на лето к бабушке и дедушке. Отдых шел мне на пользу, я поправилась, загорела, мои волосы приобрели нормальный вид, перестали болеть глаза. Всей своей дворовой ватагой мы ходили на речку. Сейчас я смело могла прыгать с мостика, нырять дальше всех и плыть быстрее всех. Я часто уплывала далеко от берега, мне нужно было пространство. Проплывала от буйка к буйку по всему периметру пляжа. Я знала, что вызываю восхищение у местных пацанов. В городе, где жила бабушка с дедушкой не было такого красивого бассейна и такого замечательного тренера. Как-то раз, после очередного моего заплыва вдоль буйков, на берегу меня ждали не только ребята из нашей компании, но и другие пацаны. Они оживлено спорили о чем-то между собой. И когда я вышла из воды, то поняла что спор из-за меня.

- Не может она сама так плавать,- доказывали чужие ребята,- у нее ласты на ногах.

- Может, - защищали меня мои друзья,- она тренируется в бассейне.

- Не может!!!

- Могу,- подхватила я, выходя на берег, и показывая свои босые ноги,- откуда у меня ласты?

- Спрятала в воде.

- А спорим, что нет.

   Чтобы отстоять спор, я предлагаю начать заплыв, прыгнув с мостика. Так всем будет видно, что я без ласт. Сказано-сделано. Я разбегаюсь и прыгаю в воду, стараюсь плыву изо всех сил. Что происходит на берегу, я не вижу. Проплываю опять вдоль всех буйков и возвращаюсь к мостику. А ребят уже и след простыл. Какой интерес стоять на берегу и ждать дерзкую девчонку? Было немного обидно, но теперь они не точно не будут со мной спорить.

  Тем же летом я чуть не утонула. Да-да. А дело было так. У меня есть двоюродная младшая сестричка, и младше-то всего на 13 дней. Но ростом, комплекцией намного больше  и крупнее меня. И эта моя сестричка совсем не умела плавать и воды боялась жутко. И решила я ее научить держаться на воде. Долго уговаривала хотя бы зайти в речку.  И вот однажды она согласилась. Мы направились к небольшому пляжу, зашли в воду, держась за руки. Сестренка дрожала и просила далеко не заходить. А я настаивала идти дальше:

- Учиться на мелкоте? Сейчас пройдем дальше, дашь мне руки, ляжешь на живот и начинай работать ногами,- я представляю себя в роли тренера.

  Что произошло дальше я до сих пор не знаю. Я твердо стояла на ногах, продолжая держать сестру за руку. Она все время шла рядом со мной. Наверно, на дне реки возле берега была небольшая ямка, и сестра вдруг потеряла опору. Она могла сделать шаг в сторону, назад и даже вперед, чтобы опять встать твердо на ноги. Но человеком, который панически боится воды и не умеет плавать, овладело сильное чувство страха и ужаса. В этом состоянии моя сестра обхватывает мою шею двумя руками, виснет на мне и начинает тянуть вниз под воду. Я пытаюсь освободиться от цепких рук сестры, кричу, чтобы отпустила мне и встала на ноги. Но она ничего уже не соображает. Она сильнее и больше. Мои усилия напрасны.За какие-то считанные секунды и я перестаю нащупывать почву под ногами. Почему-то мы сдвигаемся вглубь речки. Пока меня спасает умение выдыхать воздух под водой. Выныривая, я подталкиваю сестру к берегу и продолжаю просить разжать руки. Не знаю, чем бы все это закончилось. Хотя знаю. Рядом было много людей. Но никто даже не мог подумать, что двум девочкам угрожает большая опасность. Со стороны видимо это выглядело, как баловство. На берегу спокойно сидела наша родная тетя и с кем-то разговаривала.

  Я уже тоже стала глотать воду, не успевая вдыхать и выдыхать драгоценный воздух. В это мгновение я заметила сбоку от себя женщину, которая спокойно проплывала мимо нас. Я протянула ей руку и успела крикнуть : "Помогите". Спасибо той женщине. Она быстро сообразила, схватила мою руку и резко потянула нас к берегу. Почувствовав почву под ногами, я поняла, что мы спасены. Сестра еще какое-то время удерживала мою шею в тисках. В тот момент я могла бы умереть  и от удушья. Женщина помогла нам выбраться на берег. Я была просто в шоке. А сестра плакала и орала на весь пляж о том, что я ее хотела утопить. Заплаканные и возбужденные мы подошли к тете, и сестра стала на меня жаловаться.

- Это не я, это ты нас чуть не утопила,- возражала я сестре,- я бы тоже утонула вместе с тобой. Ты же держала меня мертвой хваткой.

- Нет, это ты решила меня научить плавать, а сама стала меня топить.

Наша тетя не понимала, что происходит, почему мы плачем и кричим друг на друга. Мы в тот день быстро ушли с речки, чем удивили бабушку, которая ждала нас только к обеду. Долго еще моя сестричка рассказывала всем, как я ее топила. А я больше никогда никого не пыталась учить плавать. Ну, разве только тех, кто был намного меньше и слабее меня.

  Заканчивалось лето. Хорошее, солнечное, доброе. Скоро в школу. Надо было решать возвращаться ли на тренировки по плаванию. Мама была категорически против. В качестве главного аргумента передо мной лежал табель с несколькими тройками.

- И не забывай, что у тебя выпускной класс в музыкальной школе. Надо усиленно готовиться к экзаменам.

 Сейчас я думаю, что не мамины доводы, а собственное моё нежелание продолжать тренировки заставило меня отказаться от занятий плаванием. Я бросила бассейн.

  За тот учебный год я подтянула свои знания. Больше никогда в моем табеле не появлялись тройки. Я училась на твердые четверки и пятерки. Я закончила музыкальную школу, получив ненужный мне в жизни аттестат, но радуясь, что смогла это сделать. Весной в мае  месяце мы наконец-то вселились с мамой в свою собственную квартиру. Столько радости я не испытывала никогда в жизни!

  А что же с плаванием? Еще однажды мне судьба дала шанс вернуться к тренировкам. В новом учебном году, когда я уже была классе в восьмом, всё та же учительница физкультуры попросила кого-то из нашего класса выступить на соревнованиях по плаванию за школу. Она знала, что раньше я тренировалась в бассейне, поэтому мне не удалось отвертеться от ее уговоров. И кроме этого я хотела увидеть своего тренера и ребят из своей группы.

 Сами соревнования не очень помню. Я проплыла свою дистанцию. Мне не надо было в тот раз заботиться о правильной технике и о скорости. Просто проплыть. После соревнований нам разрешили зайти в бассейн и поплескаться. Я легла на спину и поплыла, наслаждаясь давно забытыми чувствами.

- Женя, плыви к бортику, - позвал меня знакомый голос,- хочешь вернуться к тренировкам?

На меня смотрел Евгеша.

- Вернуться? К Вам?

Я была в растерянности. Прошло больше года после окончания моей бесславной карьеры в плавании.

- Нет, не ко мне. У меня группа уже сформирована. У нас начинает работать новый тренер, ему нужны ученики. Я наблюдал за тобой. Техника осталась на хорошем уровне. Подумай, - Евгений Григорьевич увидел мое замешательство,- если решишься подходи ко мне. я тебя познакомлю с новым тренером.

  И я почему-то решилась, хотя особого желания не было начинать все с начала. И не было того детского восторга, как в тот раз, когда я познакомилась с Евгешей. Мои тренировки с новым тренером продолжались всего пару месяцев. Я, наверно, перегорела, стала старше, появились другие интересы. Я ушла окончательно из плавания.

P. S. Прошло, наверно, лет двадцать после описываемых мной событий. Я успела закончить школу, институт, выйти замуж, родить дочку, переехать пару раз в другие города и даже страны. Жизнь не раз устраивала мне многочисленные экзамены, проверяя на прочность и устойчивость. В начале 90 годов мы вернулись с мужем в родной город. Кто помнит эти годы? Развал СССР, экономический спад. Мы тоже выживали, как могли.

  В один из дней мы с мужем, направляясь по каким-то своим делам, проходили через сквер возле центрального стадиона "Динамо". Навстречу шел немолодой, седой и уставшего вида мужчина. Что-то в его облике было мне до боли знакомо. По его взгляду поняла, что и он разглядывает меня.

- Женя, ты?

- Евгений Григорьевич?

Мы узнали друг друга через много лет и очень обрадовались встрече.

- Как же ты выросла, повзрослела, похорошела,- в мой адрес сыпались комплименты, - как ты живешь, чем занимаешься?

Я что-то  рассказывала  о себе и не сводила глаз со своего тренера. От былого веселого и жизнерадостного человека ничего не осталось. Неопрятная одежда, мешки под глазами, нездоровый цвет лица, потухший взгляд.

- А как Вы, Евгений Григорьевич?

- Я? Знаешь бассейн закрыли пару лет назад. Дорогое обслуживание, родители не могли оплачивать детские кружки. Меня уволили. А я же больше ничего не умею делать. Я...

В это время к нам подходит еще пара неопрятных мужичков, подают огромную кружку пива Евгеше.

- Извини, я пойду,- мой тренер отводит взгляд,- прощай.

Мне хочется крикнуть ему вслед: "Не останавливайся, плыви. Раз-два. Вдох-выдох. Раз-два...".

Но наша жизнь - это не кружок плавания. Подстраховать можно только на тренировках. В жизни каждый рассчитывает только на свои силы. Мой тренер сошел с дистанции. Как когда-то мне в детстве, ему просто не хватило дыхания.



           Нашла в Интернете фотографию бассейна, в котором я училась плавать.


8 комментариев:

  1. Ох, как грустно все закончилось...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Из песни слов не выкинешь. Жизнь штука не очень веселая. Очень надеюсь, что бассейн заработал, и мой тренер вернулся к своей любимой работе. Надеюсь...Но как же давно это было. Ему сейчас должно было бы быть не меньше 75-80.

      Удалить
    2. Я думаю, что бассейн рано или поздно открылся снова. Но вот в том, что туда вернулся ваш любимый тренер, я сильно сомневаюсь (((.

      Удалить
    3. Не знаю, Женя. Может кто прочитает из земляков мой рассказ и что-нибудь проясниться.

      Удалить
  2. В 80 лет не плавают, к сожалению. Но вы прекрасно описали историю из жизни, прямо как рассказы Алексина читала. Спасибо! Я так и думала, что так все кончится, учителя стареют, ученики молодеют)
    Виктория, Харьков

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория за высокую оценку! Я все-таки надеялась, что страшные 90-е закончились, и тренер вернулся в те времена к работе. А сейчас, конечно, уже годы. А я до сих пор неплохо плаваю.

      Удалить
    2. Кстати, почему в 80 лет не плавают? Я знаю как минимум двух таких "водоплавающих" :).

      Удалить
    3. Точно. В крытых бассейнах плавают люди пожилого возраста. Видела таких. Молодцы!

      Удалить