среда, 6 марта 2019 г.

Новая щетка

   Мне было, наверно, лет 8-9. На летние каникулы моя мама отвезла меня к бабушке и дедушке. Так было всегда. Все школьные каникулы я проводила в маленьком украинском городке, откуда родом были мои деды, прадеды, родители и я сама. У бабушки и дедушки был свой уютный дом с садом и огородом. Там же у родителей проводила свой отпуск и мамина младшая родная сестра, которая работала в школе учителем.

  В тот день мы с тетей отправились в местный универмаг за упаковкой с зубным порошком. Выбрали пластмассовую коробочку для всей семьи. А заодно я попросила тетю купить мне новую зубную щетку вместо старой, у которой стерлась вся щетина. Приветливая продавщица предложила мне на выбор несколько щеток. Очень приглянулась мне щеточка с красивой красной ручкой. Вернувшись домой, мы устроили моей щетке "баню". Опустили ее в стакан с кипяченой водой, предварительно насыпав туда щепотку соды. "Так щетина на щетке станет мягче, и с нее сбегут все микробы", - объяснила мне бабушка, удивительная чистюля по жизни. Через пару минут мне разрешили поставить мою новую щетку в стаканчик, который стоял на умывальнике, рядом со щетками бабушки и тети.
  Мой дедушка уже давно не пользовался зубной щеткой. Почти все его зубы выпали еще в голодные довоенные годы, лихие годы войны и тяжелые годы восстановления после войны. Наверно, еще сказывалась и генетика, и нежелание идти к зубному врачу. Бабушка ворчала на дедушку, а он в ответ только улыбался своей беззубой улыбкой. И всегда за столом старательно пережевывал пищу оставшимися зубами, помогая себе деснами. А рядом у ног дедушки сидел серый кот Мурзик. Он выжидал свою порцию пережеванной еды, которой дедушка щедро с ним делился. То ли из-за болезни, то ли из-за  постоянных разборок и драк с другими котами, Мурзик тоже был беззубый и не мог самостоятельно есть твердую пищу. Было умилительно наблюдать за этой парочкой старичков, которые не могли друг без друга. После смерти дедушки кот исчез из дома на несколько недель. Мы решили, что Мурзик погиб, а он внезапно появился больной и слабый. И вскоре его тоже не стало.

   Я отвлеклась. Возвращаюсь к моему рассказу.

  Зато смотреть, как улыбалась бабушка, было всегда приятно. Я тоже мечтала о таких красивых ровных и белоснежных зубах, как у моей бабушки. И теперь у меня была для этого новая красивая щетка с красной ручкой, которой я с удовольствием воспользовалась в тот же вечер.

  На следующее утро я стояла возле умывальника - рукомойника и плескалась прохладной чистой водой, которую бабушка принесла с улицы из колонки, заполнив металлический бачок умывальника доверху. Помыв руки, я взяла свою новую щетку. И ... поняла, что кто-то уже пользовался ей. Щетина на щетке была мокрая.

- Кто брал мою щетку? - спросила я.

- Никто не брал,- ответила мне тетя, - ты же знаешь, что у меня и у бабушки есть свои щетки, а дедушка не чистит совсем.

- Но она мокрая, - возразила я.

-Так мы же ее вчера ставили в стакан с кипятком, а вечером ты чистила ей зубы, - пыталась вразумить меня бабушка.

- Она бы высохла до утра, - упрямилась я.

  И бабушка, и тетя не могли понять, что случилось со мной. Я наотрез отказывалась чистить зубы новой щеткой. На меня не действовали никакие уговоры. Я молча поела свой завтрак. Общаться не хотела ни с кем. Попросила у бабушки разрешения достать из огромного массивного шкафа, который стоял в спальне, коробку с открытками. Это было мое любимое увлечение, когда я хотела уединиться. Разглядывать открытки, читать на обратной стороне поздравления и пожелания.

  В основном это были новогодние открытки. Красочные, яркие, веселые. Снегурочки, снеговики, Деды Морозы, елочные игрушки, зайчики, ежики, белочки - они смотрели на меня и дарили праздник. А на обороте такие теплые и добрые пожелания. Помню, как и я с мамой ко всем праздникам покупали эти бесподобные открытки в киоске. Мы уже заранее знали какое количество открыток нам необходимо, чтобы не забыть никого из родни, друзей, знакомых. А потом дома вместе с мамой писали поздравления и пожелания. Перепроверяли адрес, чтобы наши открытки дошли до адресатов. В каждом доме, наверно, долгие годы хранились такие открытки на память.

   Бабушка в это время возилась на кухне, разбирала авоську с продуктами, готовилась варить обед. За мной она приглядывала со стороны, но ничего не говорила. Зато тетя никак не давала мне покоя. Ей было странным мое поведение и она хотела, чтобы я объяснила что случилось. В который раз я говорила ей, что не хочу чистить зубы щеткой, которой уже пользовались. А она доказывала, что такого не может быть, и это моё очередное необъяснимое упрямство. Я, наверно, даже расплакалась. Потому что бабушка позвала тетю к себе в помощь на кухню.

- Помоги мне, - сказала бабушка тете, - рано утром приходила Маня, принесла продукты.

   Тетя Маня - это бабушкина старшая сестра. Она тоже приехала в гости к моим дедушке и бабушке из другого города, где она жила уже многие годы со своими детьми. Бабушка и тетя Маня были настолько разные в жизни, что трудно было поверить в их родство. Моя бабушка была домоседка. Она в своей жизни никогда никуда не любила уезжать. На поезде ездила только три раза в жизни. Еще до войны на свадьбу к родному брату в Польшу. Во время войны в эвакуацию эшелоном в товарном вагоне. И лет через 25 после войны дедушка уговорил ее поехать на встречу со своим родным племянником, которого они считали погибшим  на фронте, а он оказывается дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге, вернулся домой, узнал горькую правду о своей семье, убитой в  еврейском гетто и уехал искать счастье в другом месте. И только через четверть века он нашелся. Какая это была радость в семье!
Даже к нам с мамой в гости бабушка никогда не ездила, хотя  и не работала. На автобусе езды было ровно час. Мы привыкли, что в гости приезжал к нам только дедушка.

    В отличии от бабушки ее родная сестра приезжала к ней в гости издалека на поезде каждый год. Тетя Маня много лет назад переехала со своими четырьмя детьми в Баку. Трое сыновей закончили мореходку. Дочка институт. У детей были семьи. У тетя Мани была своя комната в квартире младшего сына, но там она жила редко. Почти каждый день она проводила у другого ребенка. Ходила в магазины, варила, убирала, стирала, нянчила внуков. Она жила  жизнью детей, мало думая о себе. Моя бабушка любила свой дом, это для нее была крепость, в которой должен был быть беспрекословный порядок, дисциплина. Даже кот Мурзик знал бабушкину строгость и никогда не заходил в комнаты. Он мог сидеть возле открытой двери кухни  часами и ждать, пока кто-то выйдет к нему, чтобы покормить.

  Опять отвлеклась я. Столько всего хочется рассказать. Так вот тетя Маня в основном проводила все время в бабушкином доме, а ночевать ходила в дом к младшему брату. И в то утро она уже успела побывать на рынке, в магазине, принести продукты бабушке и убежать с другими авоськами в дом к брату, чтобы помочь там. Как она все успевала?!

 Я продолжала заниматься открытками, когда услышала на кухне характерный шум и разговор на идиш. Это опять прибежала от брата бабушкина сестра, и они с бабушкой стали общаться. Как смешно было наблюдать за ними! Бабушка более спокойная и рассудительная. Тетя Маня суетливая, бегающая с угла в угол по каким-то своим делам. Как только они пересекались, начинался спор, в котором я ничего не понимала. Обычно я  даже
и не пыталась понять. Эти две старушенции любили друг друга безумно, но спокойно быть рядом не могли.

Что меня заставило подойти тогда и задать свой глупый вопрос тете Мане я не знаю. Но какая-то сила подняла меня и повела в бой.

- Тетя Маня, вы приходили утром к нам? - спросила я.

- Женя, не начинай,- с двух сторон на меня давили бабушка и моя тетя, - ты же знаешь, что тетя Маня ночуют у брата и не чистит здесь зубы.

- Как это не чищу здесь зубы? - возразила им тетя Маня, чем повергла всех в ступор,- конечно, деточка, я приходила утром с продуктами и чистила здесь зубы.

Наступила немая сцена.

- А какой щеткой вы чистили зубы? - продолжала я наступление, почувствовав, что я на правильном пути.

- Что за вопросы, вот моя щетка с красной ручкой, - тетя Маня берет в руки мою щетку, на ее лице недоумение, - почему тебе это интересно.

Но я не успеваю ответить. В разговор вступают другие силы.

- Маня, не выдумывай, дорогая. Что у тебя с памятью плохо? Это щетка моей внучки, - произносит бабушка.

- Тетя Маня, эта щетка Женина. Мы вчера купили ее вместе в универмаге.

- Вы ошибаетесь все, это моя щетка,- продолжает упираться тетя Маня.

Между сестрами начинается перебранка на идиш. Мы с моей тетей молчим. Я совсем ничего не понимаю, а тетя хоть и понимает, но говорить не умеет. Я в тот момент решаю, что кто-то из нас выжил из ума. Ну, не бывает так в жизни. И так мне жалко свою новую красивую щетку с красной ручкой. Я начинаю плакать тихонько так и жалобно. А тетя Маня уже плачет в голос.

- Я купила эту щетку два дня назад  в магазине для себя,- всхлипывает бабушкина сестра,- почему вы мне не верите. Я нормально соображаю.

- Это моя щетка, - мой плач становится громче.

- Маня, открой свою сумку и загляни туда,- новая свежая мысль осеняет мою бабушку.

- Ты мне  не веришь, Лиза, как на тебя это похоже, - парирует тетя Маня.

- Я тебе верю, открой сумку, пожалуйста.

Тетя Маня подчиняется властному голосу моей бабушки, открывает сумку начинает ковыряться по всем ее закоулкам. Вместо щетки достает квитанцию.

- Вот же видишь, даже счет остался, - продолжает упрямится тетя Маня.

- Ищи щетку, а не квитанцию,- настаивает бабушка.

И о, чудо! В руках у тети Мани возникает точно такая же щетка, как и моя. Сестра-близнец, можно сказать. Красивая новая с красной ручкой.

- Не может быть, я помню что купила щетку, но оказывается забыла ее достать из сумки. А когда сегодня увидела ее тут на умывальнике, решила что это моя. Извините меня все, - тетя Маня очень расстроена.

- Ничего страшного. Сейчас мы и этой щетке устроим "баню" и будешь пользоваться,- бабушка уже наводит порядок в доме.

- А как же мы  их будем различать?

Я категорически не согласна, чтобы у нас были одинаковые щетки. Мы с тетей решаем купить мне новую щетку с ручкой другого цвета и отправляемся в местный универмаг.

                                                  Вот такие щетки были в моем детстве.

                                         
                                                     А таким порошком чистили зубы.


И такой примерно умывальник стоял у бабушки в доме.




                                И такие красивые открытки посылали к празднику друг другу.

  

6 комментариев:

  1. Точно, именно такие открытки и были! А вот стиральным порошком мы зубы практически не чистили, покупали зубную пасту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня еще до сих пор хранятся несколько открыток из прошлого. Представляешь, мы их сюда привезли в багаже. Очень красивые открытки, не могу выкинуть. Порошком пользовались в те времена моего детства. Паста появилась позже и стоила дороже. Специально заглянула в интернет. Как всегда СССР отставал от других развитых стран и в этом. "Без малого на три четверти века задержался СССР в эпохе зубного порошка, первая советская паста в тюбике была выпущена лишь в 1950 году. До этого пасты продавались в жестяных, а позже и в пластмассовых баночках. Правда, и в этой упаковке зубная паста появлялась на прилавках магазинов достаточно редко, безоговорочным лидером продаж был зубной порошок, который настолько прочно вошел в жизнь советского человека, что проник в несвойственные его прямому назначению области. В книгах по домоводству того времени вы найдете советы по применению зубного порошка для мытья окон, чистки парусиновой обуви или придания блеска металлической посуде. Порошок отошел вслед за модой на парусину. Потребители восторженно приняли новинку — пенистую и душистую зубную пасту."

      Удалить
  2. Женя, у меня тоже такие открытки хранятся. Ещё и ёлочные игрушки старые на ёлку вешаем. Порошок такой , ой как помню. А вот умывальник был у бабушки самодельный. Назывался он рукомойник . нажмёшь на подвижной стержень, вода и побежит в ладошку.
    С праздником весны тебя, с 8 марта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вика! С наступающим праздником весны! А я хотела картинку для своего рассказа и, как всегда, обратилась к интернету. Сделала запрос - "умывальник рукомойник типа Мойдодыр". Получила много картинок, но этот больше всех вроде похож на тот, что был в доме у моих бабушки и дедушки. А самодельный стоял на улице. Тогда это было привычное дело.

      Удалить
  3. Не помню, когда стала пользоваться пастой, но в начале 70-х прошлого века точно такая коробочка стояла у нас на кухне. Там висела полочка для полотенец, а сверху стояла коробочка с зубным порошком и бутылочка с зубным эликсиром, зеленого цвета пахучей жидкостью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я не помню, когда перешли на зубную пасту. Еще вместо мыла появились шампуни. Это были такие диковинки по тем временам, когда мы были детьми.

      Удалить