среда, 19 сентября 2018 г.

Часть 26. Одна семья

  Новый день пришел на смену ночи. В дверной проем теплушки проглядывало голубое-голубое небо с легко парящими белыми облаками. Ярко светило летнее солнышко, ласково согревая землю. Легкий утренний ветерок ложился волнами на бескрайние поля пшеницы. От природы веяло теплом и спокойствием.

  Лея уже успела покормить детей завтраком. Нюсенька устроилась на нарах и листала детскую книжечку с картинками, которую взяла из дома. Этенька спала на руках у матери. Шмулик с Миней о чем-то разговаривали. "Как же мало еды и воды осталось! Если разделить остатки еды на маленькие порции, то хватить еще на пару дней. А что же дальше? Чем кормить детей?", - такие мысли не давали покоя женщине. Глядя на детей, улыбалась им. Свои переживания и раздумья прятала глубоко в сердце.

 - Смотрите!

  Этот крик заставил всех повернуться вправо. Железнодорожное полотно, по которому ехал состав, вплотную подошло к проселочной дороге. И какое-то время они двигались рядом с ней.  Перед глазами обитателей поезда предстала жуткая картина. Десятки, сотни людей шли на восток, спасаясь от войны. Бесконечный людской поток. В основном женщины, старики и дети. Кто-то катил впереди себя тележки с вещами. У кого-то за плечами висели котомки. Встречались и редкие счастливчики с подводами, в которые были запряжены понурые старые клячи. Даже издалека было видно, как устали люди в пути, как тяжело дается каждый новый шаг. Иногда колонна расступалась, пропуская грузовики или подводы, которые ехали на запад, везя технику и солдат на фронт, или обходя огромные воронки, образовавшиеся после бомбардировок вражеских самолетов.

  Лея заметила с какой завистью во взгляде эти измученные дорогой люди провожали их теплушку . "А я еще жалуюсь", - пронеслось в голове. Такие же мысли  видимо возникли не только у нее.

- Можно я скажу,- обратился ко всем все тот же пожилой мужчина, помогавший Мине вчера на станции.

  Народ в теплушке затих, все повернулись к мужчине, стоящему в середине вагона возле буржуйки.

- Меня зовут Григорий Маркович, можно дядя Гриша, я пенсионер, здесь со своей семьей, помогаю дочке и внукам, - и после небольшой паузы продолжил, - я, конечно, не могу знать всей ситуации на фронте, не могу давать оценку происходящему, но так надо понимать, что эта война не на один месяц. И сколько нам еще ехать: тоже не знаю. Я вот, что хотел сказать. Мы уехали из своих домов, чтобы выжить и спасти детей. А для этого нам сейчас надо объединить усилия. Мы теперь здесь, как одна семья. Что скажите?

 Ответом была тишина. Все пытались осмыслить сказанное дядей Гришей. Лея тоже задумалась. Ей действительно было тяжело одной справляться с детьми. Племянник Миня помогал, как мог. Но он еще сам был подросток. Поддержка и помощь  - это было бы кстати.

- А что говорить?- раздались вопросы со всех сторон.

- Хорошо, я скажу, - продолжил Григорий Маркович, - во-первых, еда и вода. Скоро закончатся у нас у всех запасы из дома. Чтобы жить - надо питаться. Есть у нас здесь буржуйка. Потребуется котелок, чтобы готовить на всех.

- А из чего готовить? Где брать продукты? Чем топить?- крикнул кто-то.

- Пока не знаю. Будем думать все вместе, - было видно, что мужчина не готов ответить на эти вопросы, - во-вторых, предлагаю налаживать здесь в теплушке наш общий быт.

 Григорий Маркович посмотрел под ноги, взял маленький черный уголек, видимо выпавший из буржуйки. Затем оглянулся, ища место. Подошел к одной из стен теплушки и написал крупно число 29.

-  Сегодня 29 июня. Нельзя терять счет времени, - объяснил он.

  Этот уверенный и спокойный голос пожилого мужчины, привел народ в движение. Если есть 29 число, то должно быть и 30. И дальше новый месяц: июль. Эти простые слова вселили надежду и веру. Жизнь должна продолжаться.

- А я могу преподавать детям математику, - из дальнего угла раздался бодрый голос.

  На середину смущенно вышла молодая девушка. Все посмотрели с недоверием.

- Я пока еще учусь в педагогическом институте. Вы не переживайте, я закончила школу с отличными оценками, меня всегда хвалили учителя, - продолжила девушка, - а еще я знаю языки и физику. Зовут меня Мария.

- Нужна сейчас детям твоя математика, - пробурчала старуха с нижних нар.

- Нужна, - поддержал девушку Григорий Маркович, - умница. Детей надо чем-то занимать во время пути. Пусть старшие учатся, а с младшими будем играть.

 - А у меня есть небольшая кастрюлька, брала в дорогу кашу детям. Сейчас уже без надобности, - раздался еще один голос.

- А у меня есть простынь. Предлагаю завесить наш отхожий угол.

- А я взяла иголку с нитками, если кому зашить что надо.

- А у меня спички есть.

- А у меня заварка.

  Из разных концов вагона слышались предложения помощи. Люди стали знакомится, общаться. Живым надо было думать о жизни. Лея была очень признательна Григорию Марковичу. Именно сейчас она так нуждалась в поддержке.

   Вдруг в теплушке раздался приятный женский голос, нежно и душевно зазвучала народная украинская песня.



Чом ти не прийшов,
Як місяць зійшов?
Я тебе чекала.
Чи коня не мав,
Чи стежки не знав,
Мати не пускала?

І коня я мав,
І стежку я знав,
І мати пускала.
Найменша сестра,

Бодай не зросла,
Сідельце сховала.
А старша сестра
Сідельце знайшла,

Коня осідлала:
"Поїдь, братику,
До дівчиноньки,
Що тебе чекала".

Тече річенька
Невеличенька,
Схочу – перескочу.
Віддайте мене,
Моя матінко,
За кого я схочу. 

   Все сразу затихли, заслушались. Под перестук железных колес песня звучала как-то по особенному волнительно. Из глаз Леи лились слезы. Она даже не замечала их. Впервые душа молодой женщины выплеснула наружу всю боль. Песня закончилась, а дорога в неизвестность продолжалась. Но теперь женщина чувствовала рядом с собой родственные души. "Я смогу, я выдержу", - твердила Лея в такт колесам.  





  

( Предлагаю послушать песню в современном исполнении Трио Маренич
Тріо Маренич
https://www.youtube.com/watch?v=K_43TpDbmjQ )

https://www.youtube.com/watch?v=K_43TpDbmjQ )





   Беженцы на дорогах войны.




Фотографии военных времен. Путь к спасению.



Дорогами войны.






  

2 комментария:

  1. Очень трогательная глава, с детства эту песню обожаю, бабушка мне пела, спасибо Вам! (Это Катя с Фейсбука)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя! Люблю украинские песни. Очень душевные.

      Удалить