Очень красивые старинные вещи в здании центра.
Декоративные фонари на улице.
Шикарная ваза из старины.
Первые годы нашей жизни в Израиле были тесно связаны с этим городом. Здесь мы открывали счет в банке, здесь получили свои израильские паспорта, здесь в Бейт-Яциве три месяца учились на специальных курсах по ивриту для репатриантов, имеющих высшее образование, здесь почти год учились в технологическом институте на курсах, здесь учились в школе вождения и сдавали на права, здесь находилась контора по распродаже квартир в Негеве, где мы покупали свое первое собственное жилье в Израиле. Мы уже неплохо ориентировались в городе и имели много друзей. Но жизнь в другом городе постепенно отдалила нас от Беэр-Шевы.
И вот, будучи на пенсии, получила возможность поехать на экскурсию в этот славный город в середине сентября.
Любая экскурсия начинается с экскурсовода. На въезде в Беэр-Шеву нас ожидала Майя, жительница города, которая и провела с нами весь день. И нам очень повезло, должна я вам сказать. Майя влюблена в Беэр-Шеву, и это невозможно не почувствовать. Выбор маршрута, интересные рассказы, даже музыкальное сопровождение, огромный профессионализм и бесконечная доброта к людям
Для начала небольшая справка о городе.
Беэр-Шева — второй (после Иерусалима) по муниципальной площади город Израиля, его площадь составляет 117,5 км. Беэр-Шевская низменность расположена на северном краю пустыни Негев, у подножья Иудейских гор; средняя высота — 280 метров над уровнем моря. Город лежит в центре впадины, в 109 км от Тель-Авива, 108 км от Иерусалима и в 232 км от Эйлата . Через город проходят дороги, соединяющие центр страны с Эйлатом. Северная часть города построена на холмах, представляющих собой южную оконечность Шефелы (холмистой полосы, тянущейся между прибрежной равниной и Иудейскими горами.
Точное происхождение названия «Беэр-Шева» неизвестно. Слово «беэр» (ивр. בְּאֵר, араб. بئر) означает «колодец». Согласно Библии, в Беэр-Шеве (Вирсавии) Авраам вырыл колодец и заключил союз с Авимелехом, царём Герара, принеся при этом в жертву — в знак клятвы верности — семерых овец. В Библии указывается: «Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись» (на иврите слово «шева» (ивр. שֶׁבַע) можно трактовать и как «семь» и как форму слова «клятва» (ивр. שבועה)). Следовательно, название можно понимать как «колодец клятвы» или «колодец семи [овец]».
Позже Исаак тоже заключил союз с Авимелехом, после чего опять указывается, что он назвал эту местность «Беэр-Шева»: «В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня». Среди толкователей Библии некоторые придерживались мнения, что название происходит от семи выкопанных колодцев.
На основе этих двух описаний и археологических находок некоторые учёные считают, что в древности существовало ханаанское поселение Шива (семитские народы придавали особое ритуальное значение числу семь), рядом с которым, у колодца в низине, затем возникло ещё одно, получившее название «Беэр-Шева», то есть «Колодец у Шива». Со временем, вероятно, оба поселения объединились. Вирсавия является славянизированной формой греческого варианта названия.
Первое упоминание о городе содержится в Библии где он упоминается в качестве самого южного города колена Иуды и всего Ханаана.
После арабского вторжения (632) Беэр-Шева исчезла с карты до основания турками современного города в 1900 году.
В 1903 году в городе было 38 домов, а население составляло 300 человек. Позже были построены многие общественные здания: мечеть, дом наместника, станция и железная дорога.
Первая мировая война дала толчок развитию города, который служил для турок южной военной базой для войны с британцами, опорные позиции которых располагались в Египте. Для этой цели были построены укрепления, дороги — обычные и железные, население города выросло ещё больше. Беэр-Шева являлась восточным опорным пунктом в южной линии обороны, начинавшейся в Газе; она контролировала дороги, и в ней было много колодцев. После английских неудач на этом фронте в 1917 году командующим Египетским экспедиционным корпусом был назначен генерал Алленби, под командованием которого город был захвачен 31 октября 1917 года. Вслед за этим пал южный фронт турецких сил, а потом — и вся Палестина.
А любой город видимо начинается с вокзала. Так и наша экскурсия по Беэр-Шеве началась со старой железнодорожной станции, построенной турками в начале прошлого века.
Паровозная станция. Цифры 70414 - регистрационный номер паровоза, находящегося на рельсах станции.
К сожалению в Израиле не сохранился оригинальный вариант паровоза. В конце 50 гг прошлого века он был отправлен на переплавку. Паровоз 70414 точно такой как и тот, который бороздил огромные расстояния Израиля (шутка, конечно про расстояния) более ста лет тому назад. Приобретен в Англии, где он сохранился в первозданном виде и является братом-близнецом паровоза, приобретенного турками для новой железной дороги в 1915 году. Кстати, расстояние в 109 км до Тель-Авива состав преодолевал примерно за восемь часов.
Старый железнодорожный вокзал в Беэр-Шеве, также известный как Османский вокзал, соединял Дамаск, Хайфу, Иерусалим и Египет. Вокзал играл важную роль в транспортировке войск и грузов во время Первой мировой войны.
В 1948 году вокзал закрылся и был заброшен. Сейчас это часть музейного комплекса "Музей Негева", который освещает историю Беэр-Шевы и региона в целом. Рядом находятся два отреставрированных здания - сам вокзал и домик смотрителя железнодорожного вокзала, который жил рядом со станцией. Смотритель был ответственен за контроль и обслуживание станции, и его близость к ней обеспечивала оперативное выполнение обязанностей. Из рассказа Маи, нашего экскурсовода, узнаем, что смотрителя могли выдергивать из его дома в любое время дня и ночи, поэтому иногда он прибегал на станцию в пижаме, чтобы сократить время на переодевание в специальную форму. К сожалению, имя смотрителя не сохранилось в исторических источниках, но известно, что он был крайне недоволен близким расположением его дома к месту работы.
Ох, думая, что сегодня, он бы не жаловался на такой пустяк, если бы добирался на работу на машине пару часов в пробках и по жаре.
Сегодня старый вокзал затерялся среди современных построек.
С левой стороны виден аккуратный ряд пальм. Пальмы всегда играли важную роль в ландшафте Израиля. В старые времена такой ряд мог означать для усталого путника приближение к месту, заселенному людьми. Сегодня расположение пальм вдоль дорог - это часть культурного наследия, на иврите даже возникло в связи с этим слово - "шдера"( שדרה), что означает бульвар или аллея. И очень интересно происхождение еще одного слова - "тамрур" (תמרור) , которым сегодня пользуются для обозначения ориентира, указателя, дорожного знака. А возникло это слово как производное от слова тамар, тмарим (תמר) - финиковая пальма, финик. И если углубляться в хитросплетения иврита, то можно вспомнить еще слово - тамир (תמיר), т.е. стройный как пальма.
А это я собственной персоной возле здания вокзала.
Напротив старого железнодорожного вокзала находится парк Алленби, названный в честь британского генерала Эдмунда Алленби, который во время Первой мировой войны возглавлял британские войска на ближнем Востоке. Парк Алленби является одним из значимых мест города Беэр-Шева.
Хотела дочитать книгу, затем опубликовать эту заметку с цитатами из романа. Но события развиваются очень быстро и непредсказуемо. Поэтому опубликую пока, то что успела прочитать и отметить для себя. Продолжение будет...
А вы читали эту книгу американского писателя Леона Юриса?
"Исход" - это история величайшего чуда нашего времени, не имеющего аналогов в истории человечества. Это рассказ о втором рождении народа, который был рассеян по миру два тысячелетия назад. "Исход" - история о сражающемся народе, о людях, которые не просят прощения ни за то, что рождены евреями, ни за то, что хотят жить, не теряя чувства собственного достоинства. Леон Юрис.
В основе книги реальные события послевоенного 1946. В свете сегодняшнего дня эта книга для меня стала сильным открытием и потрясением. Читаю, плачу, задыхаюсь от боли и бессилия. Сердце мое разрывается от отчаяния. Мой народ опять стоит перед лицом величайшей опасности. Продажный мир пытается в очередной раз убить, уничтожить, унизить мой народ. За что? Этот вопрос поднимается в книге много раз, но ответа, видимо, нет и не будет. И так некоторые цитаты из книги "Исход".
Библия и история еврейского народа полны удивительных сказок и спасительных чудес. Однако, с нами сегодня нет Иисуса Навина, который бы остановил Солнце или обрушил стены. Само наше существование - чудо. Мы пережили Александра Македонского, римлян и даже Гитлера. Переживем и Британскую империю.
Единственное царство, где правит добро - это Царствие Небесное. Земными же правит нефть. А у арабов ее много. Похоже в этих фразах - вся мудрость мира. Все мы, народы государства, живем по закону необходимости, а не по закону правды.
Непросто быть солдатом и иметь совесть. Солдаты обычно не рассуждают и следуют установившейся политике.
Иврит - очень логичный язык. Господь Бог считал древнееврейский настолько логичным, что повелел написать Библию именно на нем.
Жизнь должна иметь цель. Борьба за свободу - это цель.
- Я достаточно работала с врачами-евреями и знаю, какие они высокомерные. Они ни во что нас не ставят.
- У них комплекс неполноценности. Они два тысячелетия были козлами отпущения, - всё это не могло не наложить на них особого отпечатка.
Слово "алия" означает "подниматься", "вставать", "взбираться". Когда еврей едет в Палестину, его называют "алия" - он встает, поднимается. "Алеф", или буква "А" - обозначение легальной иммиграции. "Бет", или "Б" - нелегальной. Поэтому Моссад Алия Бет можно перевести как организация для нелегальной иммиграции.
- Этот несчастный старик еврей беседует с Богом, рассказывает, что прожил безгрешную жизнь, соблюдал все законы, чтил Святую Тору, безропотно переносил любые ниспосланные ему испытания. Он просит Бога избавить его от страданий, ибо вполне заслужил это своей праведной жизнью.
- Старики никак не поймут, что есть только один мессия, способный избавить их от страданий - это штык.
Антисемитизм так же стар, как человечество. Он есть часть бытия, чуть ли не естественный закон. Менялись только его степень и разновидности.
Евреи подчинили собственные интересы высшим интересам человечества и ассимилировались в обществе. И каких великих людей дали миру! Гейне, Ротшильд, Маркс, Мендельсон, Фрейд. Этот список можно продолжать без конца.
В дни повального безумия нужна ясная голова.
Течение событий в человеческом обществе подчиняется таким же непреложным законам, как приливы и отливы. Бывают приливы страстей и ненависти, даже полнейшего безумия. Но, достигнув высшей точки, они низвергаются вниз, обращаясь в ничто.
Иисус был евреем, и его мать, и все апостолы. В первой части Библии говорилось исключительно о евреях. Разве там не повторялось на каждом шагу, что евреи были избраны самим Господом для выполнения его ведений? Если все это правда, то почему же быть евреем опасно? И почему евреев ненавидят? Бог часто наказывал евреев, когда они не были послушны. Неужели еврейский народ на этот раз провинился так сильно?
Геноцид! Танец смерти, охвативший шесть миллионов человек! Эйхман, палестинский немец, самый остервенелый палач, один из авторов геноцида. И рядом тысячи людоедов поменьше. Сначала немцы действовали неуклюже: просто расстреливали. Это выходило чересчур медленно. они мобилизовали ученых для организации дела на широкую ногу. Были придуманы душегубки, в которых людей умерщвляли газом по пути на кладбище. Тогда были построены печи и газовые камеры производительностью в две тысячи трупов за полчаса; в лагерях побольше производительность нередко доходила до десяти тысяч. Организация массового истребления стала безупречной, и машина геноцида заработала полным ходом.
Все евреи должны ехать на родину предков. Это единственное место, где еврей может жить достойно. Ничто не может остановить яростного стремления еврейских беженцев попасть в Палестину.
Сионизм - это когда один человек просит деньги у другого, чтобы дать третьему для переправки четвертого в Палестину.
"Ты отдал нас, как овец, на снедение...на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас...Всё это пришло на нас; но мы не забыли Тебя... Восстань на помощь нам, и избавь нас..." Библия заводила в тупик. Как мог Господь допустить, чтобы шесть миллионов людей ими избранного народа так зверски замучены? Может жизнь когда-нибудь ответит на этот вопрос.
- Всю жизнь я слышал, что раз я еврей, то должен быть трусом. Движение Пальмах, взрывая какой-нибудь английский склад оружия или давая жару арабам, доказывает, что лгут те, кто утверждает, будто евреи трусы. Пальмахники дерутся за достоинство евреев.
Замкнутые в гетто евреи служили козлами отпущения за любое несчастье, что обрушивалось на Польшу. Избиение евреев стало у поляков обыденным, едва ли почтенным времяпрепровождением. Четыре столетия погромов достигли своего кровавого апогея в 1648 году, когда было вырезано полмиллиона евреев. Страшная трагедия 1648 года и века непрерывных гонений породили среди евреев странные явления.
Когда наступали черные дни и не оставалось уже ни малейшей, казалось надежды, в народе объявлялись "мессии" - самозванцы, претендующие на роль спасителей нации. Вместе с "мессиями" зародилась и еврейская мистика: появились толкователи, ищущие в Священном писании объяснение вековым страданиям. в это же время возникла секта хасидов. Эти люди, желая уйти от горестной действительности, целиком погружались в молитвы и изучение Священного писания.
"Мессии", каббалисты, хасиды - всех их породило отчаяние.
Многие евреи не имели фанатизма хасидов, не верили в мессию и выкладки каббалистов. Они отмечали еврейские праздники, но Тора была для них не столько священной книгой, сколько историей еврейского народа. Но у них была призрачная, нереальная идея - евреи должны когда-нибудь вернуться в Палестину и воссоздать там свое древнее государство. Только тогда они смогут добиться равенства с другими народами. Из трех с половиной миллионов польских евреев несколько сот тысяч верили в эту идею, отсюда бил неиссякаемый источник сионизма.
Немцы сделали важный шаг по пути "окончательного решения" еврейского вопроса, построив лагеря массового уничтожения.
Девятое Ава - день ежегодного траура в память дважды разрушенного ассирийцами и римлянами Иерусалимского Храма. Ибо падение Иерусалима в войне с римлянами около двух тысяч лет назад ознаменовало собой конец еврейской государственности. С тех пор евреи рассеялись по всему миру.
В стенах гетто каждая организация придерживалась своей идеологии. Верующие препирались с социалистами, консерваторы - с левыми. Евреи любят спорить. В гетто споры стали любимым времяпрепровождением. ( Что-то такое происходит и сегодня. Нас хотят уничтожить, а мы опять спорим).
Что значит слово "лехаим"? Это означает "За жизнь".
В евреях есть что-то особое. Они не похожи на нас.
Нас, евреев, обвиняют во многих проблемах, связанных с британским мандатом на Палестину, и всегда вытаскивают на свет новую провокацию сионистов. Я удивляюсь, что они еще не обвинили сионистов в беспорядках, происходящих в Индии. Ганди, к счастью, не еврей.
В Европе после Второй Мировой из шести миллионов евреев уцелело не больше двухсот пятидесяти тысяч.
Я вообще оспариваю право англичан на Палестину. Неужели у них больше прав находиться там, чем у жертв нацизма? Позвольте, напомнить вам: Господь предназначил эту землю сынам Израиля. Следовательно, здесь будут жить и они, и дети их, и дети их детей. Я скажу министру иностранных дел Англии то же самое, что один великий человек сказал другому поработителю три тысячи лет тому назад: "Отпусти народ мой".
Дайте нам что-нибудь, с чем можно броситься на танки и миноносцы! У нас ничего нет, кроме нашего духа и веры. Две тысячи лет на избивали и уничтожали. Но этот бой мы выиграем.
- Нам (другим народам ) никогда не понять, что движет евреями. Ты была когда-нибудь в Палестине? Это мертвая пустыня на юге, выветрившаяся степь посередине и сплошное болото на севере. Вонючая выжженная дыра, окруженная плотным кольцом смертельных врагов, которых не меньше пятидесяти миллионов. И всё же евреи валят туда сломя голову. И называют эту дыру Земля Обетованная, где течет молоко и мед...Они поют песни о брызгалках и оросительных каналах. Две недели назад я сказал, что у евреев нет монополии на страдания, но теперь начинаю сомневаться. Какова же должна быть мера страдания, чтобы люди стали такими фанатиками!
- Шесть миллионов евреев погибли в газовых камерах, не зная, за что. Нас сегодня на корабле "Исход" всего триста. Если мы погибнем, то будем хорошо знать, во имя чего. И весь мир будет знать тоже. Когда две тысячи лет назад мы были нацией и боролись против римского и греческого порабощения, у нас установилась традиция драться до последнего. Так было в Арбеле, и Иерусалиме, в Бейтаре и Геродиуме. Массаду обороняли четыре года, а когда римляне наконец ворвались в крепость, они застали всех мертвыми.
Никогда ни один народ не дрался за свою свободу так, как наш. Мы гнали со своей земли римлян и греков, пока нас самих не рассеяли по всему свету. За последние две тысячи лет нам нечасто приходилось бороться как нации. Но когда мы поднялись в варшавское гетто, то остались верны древней традиции. Сойдя с этого судна ("Исход") и добровольно вернувшись за колючую проволоку, мы предадим своего Бога.
- Всю жизнь я знал, что такое правда, и умел отличить добро от зла. Большинство людей это умеют. Но знать, где правда, это одно... А вот жить по правде, создавать Царствие Небесное на земле - это совсем другое. Как часто приходится делать в жизни вещи, о которых знаешь, что они постыдны, и все-таки делаешь, потому что того требуют твои интересы. Как я всегда восхищался теми немногими, кто умел постоять за свои убеждения, хотя бы это угрожало позором, пытками и даже смертью. Как чудесно должно быть ощущение душевного покоя, которое испытывают евреи. Ощущение, которое мы, обыкновенные смертные, никогда не узнаем.
Какой странный, непонятный народ евреи...какой непостижимый, всесильный фанатизм!!!
Вроде!!! Когда у тебя дома убрано, холодильник забит едой, на балконе красивые цветы, ты с новым маникюром и стрижкой, муж каждое утро уходит на работу, кажется, что все обычно. Но это только внешние декорации. Ты убираешь, варишь, поливаешь цветы, идешь к мастерам, но мысли никуда не деваются. Вокруг страшная война, война возле твоего дома. И эти все мелочи такая суета никчемная, но если постоянно думать о войне и перестать делать эти обычные будничные дела, то, скорее всего, можно сойти с ума от происходящего. Потому что мир переживает новый страшный виток лютой ненависти. И я понимаю, что будет только хуже, и всё успокоится только после гибели миллионов или миллиардов, живущих сегодня на такой беззащитной Земле.
Внучка гостит на каникулах у дедушки и бабушки. Вечером легли все спать. Сквозь сон слышу приближающиеся шаги. Вскидываю голову.
- Бабушка, я не могу уснуть.
- Почему?
- Я уже и лицо промыла, и в туалет сходила. Меня так мама учила перед сном делать. Но всё равно ничего не получается.
- А ты попробуй считать?
- Как считать?
- Раз, два, три...
- И до скольких считать надо, бабушка?
- Пока не уснешь.
Через какое-то время заглядываю в комнату к внучке. Спит.
Утром спрашиваю:
- До скольких ты досчитала?
Смотрит, думает, вспоминает.
- У меня же свои способы, бабушка.
У нас ничего нового. Всем миром нас приговорили к смерти. Моя маленькая страна, которую можно проехать за один день, в которой проживает меньше 10 млн человек, которая из пустыни сделала оазис, видимо вызывает зависть у продажного мира, который поддерживает и снабжает террористов. Подставив Израиль вы не спасете свою шкуру. Бумеранг никто не отменял.
https://ok.ru/video/7994964119824
Рекомендую всем посмотреть этот документальный фильм по ссылке вверху.