понедельник, 13 марта 2017 г.

Воспоминания . Часть 13.

   В восемь часов утра я уже была в фойе  клиники. Здесь собирались родственники тех, кому в этот день предстояла операция. Я как-то невольно сравнивала  тогда клинику с производством - конвейером. Операции практически каждый день  во всех хирургических отделениях ! Беспрерывно, безостановочно! Сколько же людей нуждались в  медицинской помощи со всех концов страны!
 Постепенно народ занимает все сидячие места. Я тоже сажусь на стул. И замираю... Каменею... Боюсь пошевелиться, будто от этого зависит исход операции.  Я боюсь, что если встану со своего сидения, пересяду, уйду на улицу, то прервется невидимая связь с мамой, и она это почувствует. Сидеть и не шевелиться... Ждать... Ждать...Ждать...
 Передо мной кто-то нервно ходит, кто-то громко разговаривает, кто-то смеется невпопад, кто-то выбегает покурить  на улицу, кто-то всхлипывает, плачет, кто-то кого-то успокаивает. Каждый переживает по своему, но мы все объединены общей бедой. У каждого сейчас на операции  или родители, или  ребенок, или супруг, или брат.
 Часам к девяти появляется тетя Люба. Она пришла справиться о своей дочери. В девять часов утра и в шесть часов вечера каждый день из отделения реанимации выходит врач, чтобы сообщить родным о состоянии здоровья их близких, находящихся в реанимации после операции. Тетя Люба не смогла вчера прийти к шести вечера, иначе бы узнала о смерти дочери еще накануне. Со своих мест вскакивают несколько человек, становятся в очередь к врачу из реанимации. Я вжимаюсь в свой стул еще больше, не хочу сейчас встречаться взглядом с тетей Любой, слишком много сил я отдала ей вчера. Сегодня я только со свой мамой !
 К врачу подходят по одному, называют фамилию больного. Посмотрев какие-то записи в своем блокноте, врач отвечает на вопросы, объясняет, дает указания, если надо что-то принести. Кто-то счастливо идет получать пропуск в общее отделение, потому что его родного человека перевели в обычную палату. Кто-то уходит грустный, потому что его родственник еще должен оставаться в реанимации. Очередь тети Любы. Ее просят куда-то пройти. Она исчезает за дверью. Время замирает.  Я с ужасом жду ее появления. Выходит, медленно идет на выход. Уходит. Помочь уже нельзя, последняя спокойная ночь в ее жизни закончилась очень быстро...
  Я жду... Я не шевелюсь... Время не движется... Чувствую, что затекли руки, ноги, но двигаться нельзя, нельзя нарушать нашу с мамой тоненькую ниточку жизни.
 А вот и появляется первый врач, одна из операций завершилась. Врач называет фамилию больного, приглашает пройти родных с ним  за дверь  Все, сидящие в фойе в этот день, замирают. Через несколько минут  родственники выходят с улыбкой. Операция прошла успешно, больного перевели в реанимацию. Теперь только в шесть вечера можно будет справиться о состоянии здоровья своего близкого человека.
 Я жду... Я не шевелюсь... Время не движется... Постепенно фойе пустеет, уже закончились несколько операций. Опять выходит врач, и опять чужая фамилия,  и опять чужая радость или горе. Для меня эта мука не кончается. Я уже готова ворваться во внутрь и закричать: "Я больше не могу ждать".  И вдруг мне захотелось встать и распрямится, выйти на улицу и вдохнуть глоток свежего воздуха.  С начала операции прошло уже больше шести часов. Направляюсь к выходу, чтобы выйти из этого ужасного помещения, за спиной слышу звук открывающейся напротив двери, а затем кто-то произносит мамину фамилию

- Есть родные больной ...

- Да, я дочка.

- Пройдемте со мной.

Я иду за врачом, мы проходим за дверь. На первом этаже есть небольшой зал, вдоль стены стоят стулья.

- Садитесь,- обращается ко мне врач,  - я сегодня оперировал вашу маму. Буду говорить с вами откровенно. Вы должны знать всю правду.

 - Операция была очень тяжелая, - продолжает хирург, - до меня с больным работает бригада, которая готовит его к операции. Наркоз, вскрытие грудной клетки, подготовка - этим занимаются другие хирурги. Меня приглашают на основную операцию. Когда я пришел и увидел  с чем имею дело, то сразу отказался от операции. Дело в том, что возле почти  закрытого сосуда, который я должен был прочистить, имелось множество тромбов. Это опасно. В любой момент тромб может оторваться, и тогда может произойти непоправимое.

Врач смотрит на меня усталым взглядом. Я не могу произнести ни одного слова.

- Знаете, я рискнул. Я вернулся и решил делать операцию. Под свою ответственность. Понимаете, ваша мама не прожила бы долго. Максимум месяц-два , и она бы все равно умерла. Сосуд был закрыт почти полностью. Оставалось пару миллиметров в диаметре  при норме 2.5 сантиметра.
 Мне приходилось чистить сосуд и удалять тромбы одновременно. Я здесь уже давно работаю, но такого количества тромбов еще не видел. Операция прошла хорошо, я очень надеюсь, что успел удалить все тромбы, и ни один не попал в кровь. Но ... гарантировать 100 процентов, к сожалению, не могу. Я всего лишь человек. Сейчас ваша мама в реанимации, будем надеяться, что я всё сделал правильно.

- Спасибо, доктор. Спасибо, что не отказались  и дали шанс жить.

- В шесть часов приходите, будет врач из реанимации, - хирург уходит .

Я отправляюсь домой. По дороге захожу в столовую покушать. После всех волнений  последних дней у меня просыпается зверский аппетит. Теперь надо отдохнуть до шести вечера. Будет ли у меня такая возможность ?






6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Я преклоняюсь перед хирургами. Вот у кого напряжение каждый день!!!

      Удалить
  2. Какая ты молодец, что добилась этой операции. А то так бы и уехала мама домой, умирать.
    И что за врач такой, что сказал, что операция пока не нужна!?
    Хорошо, что вы еще и к другому обратились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна , я часто потом думала об этом же. Меня охватывал такой ужас только об одной этой мысли, что мы могли уехать домой без операции.

      Вот такие врачи встречались в нашей жизни. И к сожалению, не один раз.

      Удалить
  3. Женя, у тебя настоящий талант повествователя. Мне казалось, что я с тобой в этой комнате. Как страшно.

    ОтветитьУдалить