четверг, 9 марта 2017 г.

Воспоминания . Часть 11.

   Я спешу домой. Надо постирать скопившееся грязное белье, пока у меня  появилось свободное время. Сперва принести воду из колонки, нагреть ее в чайнике. Стираю  руками на улице в миске, хорошо, что днем в конце сентября еще тепло и солнечно. Теперь можно пойти пообедать в уже знакомую столовую. Кормили там, кстати, неплохо. В этой столовой я питалась в обед всё то время, которое  мы провели в Киеве, конечно, кроме выходного дня, который полагался работникам столовой раз в неделю.
  Я ни разу не упомянула про Чернобыль. В то время ни о чем, кроме предстоящей  маме операции, не думала. Да, я замечала, что раз - два в день мыли водой со специальными растворами с помощью шлангов улицы возле общественных мест ( магазин, столовая, почта). Яблоки висели на яблонях потому, что жителям Киева рекомендовали их не есть. В нашем жилье не было телевизора, радио. Мы не знали, что происходит в мире. Весь мир для нас умещался в маленьком пространстве под названием клиника Амосова.
  В тот же день я зашла к хозяйке и попросила дать мне правильный адрес дома, в котором мы живем. Я написала и отправила  письмо мужу. Позвонить с  местного телеграфа я могла только свекрови, папе, своей тете и маминой подруге.  Еще зашла  в магазин купить какие-то продукты. И осталось время немного отдохнуть перед тем, как вечером пойду навестить маму в больнице. Только, когда прилегла на страшно неудобную кровать, почувствовала,  как устала после бессонной ночи в поезде и от всяких дел.
   Вечером мама сказала мне, что уже назначен день операции. Послезавтра в 8 утра. Если не ошибаюсь в дате, то это 29 сентября 1986 года. В тот момент у меня внутри что-то сжалось в комок, как у пружины, а  разжиматься не собиралось. Это чувство сопровождало меня всё то время, которое мама находилась в больнице.

Утром следующего дня делали операцию Клаве. Накануне моя мама заходила к ней в палату, чтобы пожелать удачи.
 
- Спасибо. Будем надеяться, что всё пройдет хорошо, - поблагодарила мою маму женщина.

В  после обеденное время, когда я отдыхала, из больницы пришла уставшая, но довольная тетя Люба.

- Операция прошла успешно. Врач доволен. Клавушка уже в реанимации. Очень хочу вечером позвонить внучке. Клава перед операцией написала ей письмо. Ты бы не могла сходить со мной на телеграф,  Женя? Я плохо вижу, как же я читать письмо смогу.

- Хорошо, тетя Люба,  вернусь вечером от мамы, и мы позвоним обязательно вашей внучке, - пообещала я пожилой женщине, - а вы вечером разве не пойдете в больницу?

- Нет, детка, я устала, очень ноги болят, на сегодня хватит.  Клава в реанимации, меня к ней все равно не пустят. Уже завтра с утра пойду  в клинику.

После обеда я собираюсь в больницу проведать маму накануне операции. Очень нервничаю. Увидев маму в  палате, сразу понимаю что что-то случилось.

- Мама, что-то не так. Тебе что-то сказали, - сердце готово выскочить из груди.

- Доченька, у меня всё хорошо. Клава умерла. Не хотела тебе говорить, но ты же все равно узнаешь от тети Любы. Лучше, чтобы ты была готова.

Земля уплывает из под ног. Я никогда не видела Клаву, она познакомилась с моей мамой, когда я ездила домой за вещами. Но вдруг ловлю себя на мысли, что эта  женщина стала мне очень близка.

- В реанимации Клаве вдруг стало плохо, врачи пытались ее спасти, но сердце остановилось. Операцию ей делал завотделением шестой хирургии, именно тот, который принимал нас в первый день. Говорят, что после случившегося,  он закрылся у себя в кабинете и часа два не  открывал дверь никому, а потом вышел  черный, как земля.

- Тётя Люба сегодня не собиралась вечером в больницу, а значит узнает про дочку только завтра, - говорю я  маме, и вдруг вспоминаю, что должна идти вечером звонить внучке тети Любы.

- Мама, что делать? Как я скажу тете Любе про Клаву.

- Посоветуйся с Галиной Сергеевной, пока не рассказывай ничего,- говорит мне мама.

  В это время в палату приносят ужин. Молочная каша.

- Доченька, поешь. Мне все равно уже нельзя до операции ни пить, ни кушать,- уговаривает меня мама,- а тебе надо много сил.

- Кушай, кушай, - в один голос предлагают мне присоединиться к трапезе женщины, которые лежат с мамой в одной палате.

  Я сдаюсь на уговоры, пробую съесть хоть ложку каши,  но... меня начинает душить спазм в горле. От переживаний перехватывает дыхание. Кушать не могу, сажусь рядом с мамой на кровать, мы обнимаемся. Мне страшно, страшно, страшно.  Как передать вам эти чувства страха, безысходности, жалости, боли, бессилия, слившиеся вместе в одно мгновение во вселенский ужас.
 Мама обнимает меня, прижимает к себе.

- Доченька, родная, любимая. Всё будет хорошо, вот увидишь.  Я тебе обещаю.


                                                     Я БУДУ ЖИТЬ!!!.




14 комментариев:

  1. Душераздирающе...
    Это сейчас у нас в Израиле операции на сердце - чуть ли не рутина. А тогда в СССР - страшно подумать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, я когда писала, как раз думала об этом же. За 30 лет в мире много чего поменялось. А тогда для нас не было другого пути.

      Удалить
  2. Ужас.
    Больше пока не могу ничего написать.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, очень зримо прочувствовала Ваш страх. Все же это мама, самый близкий человек...



    ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна. Тяжело передавать свои чувства на бумаге.

      Удалить
  4. Ответы
    1. И Клаву, и тетю Любу, а особенно незнакомую девочку, которая в 16 лет осталась круглой сиротой с немолодой бабушкой.

      Удалить
  5. Почему то расплакалась...
    Женя, спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я тогда не могла даже плакать... Всё внутри себя держала, ну, как сжатая пружина, которой не было возможности распрямиться.

      Удалить
  6. Очень ощутимы все переживания. Больно.

    ОтветитьУдалить
  7. Моей свекрови сделали операцию по замене сердечного клапана, почти в тоже время как Ельцину. Из ее соседок по палате операцию не перенесла одна. Свекровь прожила 10 лет, может жила бы и дольше, если бы береглась и не выпивала. Сосед наш уже 20 лет живет, ведет здоровый образ жизни, ходит много пешком. А мужу после инфаркта в операции отказали, сосуды плохие. Во время коронарографии остановилось сердце, запускали. Прошло больше 10 лет, боится, но сейчас уже без таблеток не может.

    ОтветитьУдалить