воскресенье, 12 марта 2017 г.

Воспоминания . Часть 12.

     Знаете, я бы сидела тогда  в больнице на кровати возле мамы вечно и никуда не уходила.

  Всю обратную дорогу к своему временному жилью, думала, что скажу тете Любе.
" Откажусь идти на телеграф , скажу, что устала".
 
 Потом мои мысли переключались на завтрашний день, на мамину операцию.
" Всё будет хорошо, всё будет хорошо", - твердила я себе.
 
 А вот и наша дверь. "Только бы выдержать, слишком много боли".

   Сейчас не помню, почему тети Любы не оказалось в квартире. То ли в магазин вышла, то ли в туалет, который был на улице. За столом на кухне сидели Вера и Галина Сергеевна.

- А где тетя Люба ? - спрашиваю я.

- Она вышла, скоро будет. Тетя Люба ждет тебя, чтобы идти на телеграф.

- Клава умерла.

Я успеваю рассказать своим соседкам о случившимся, пока тети Любы нет дома.

- Что делать ? Как я пойду с тетей Любой? Что ей сказать?

Вера расплакалась, ушла в комнату и легла на кровать. Галина Сергеевна, посмотрев на меня, говорит :

- Деточка, ты не вправе говорить о таких вещах тете Любе. Завтра она пойдет в больницу, и там ей всё расскажут врачи. Попробуй успокоиться и не нервничать. У тебя у самой завтра очень тяжелый день.

- А как же с просьбой тети Любы ? Как я пойду с ней на телеграф и как буду читать письмо Клавы  для ее дочери?

Галина Сергеевна вдруг пронзительно смотрит на меня и произносит глухим голосом, в котором я улавливаю такую огромную прочувствованную до самого сердца тоску и боль, что у меня по телу пробегают мурашки от услышанного:

- Впереди у тети Любы и у той девочки еще вся жизнь, в которой больше не будет живой Клавы. Дай им насладиться  спокойно этой последней ночью, в которой она для них еще жива.

Я пытаюсь осмыслить слова пожилой женщины и неожиданно осознаю, что она права.
В это время на пороге появляется тетя Люба.

- Ой, Женя, ты уже вернулась. Пойдем?

- Я устала, тетя Люба, может быть завтра,- пытаюсь я уговорить женщину.

- Я обещала внучке, она же ждет моего звонка, - тетя Люба готова расплакаться.

Ловлю на себе  укоризненный взгляд Галины Сергеевны. Кивком головы она подбадривает меня и одновременно дает знак : "Иди".

  Как мы дошли до телеграфа? Как ждали вызова из Молдавии?  Что говорила мне тетя Люба ? Не знаю и не помню. На все вопросы женщины, я отвечала, что очень переживаю за маму, что было абсолютной правдой, а она, ни о чем не догадываясь, мне верила, еще и подбадривала. А вот и вызов.

- Молдавия , город  ... кабина...

  На ватных ногах я встаю и делаю пару шагов. Мне становится плохо. Тетя Люба успевает ухватить меня за руки  и усадить назад на стул. "Только не сейчас", - проносится в голове. Были у меня уже такие случаи в жизни, когда от сильных переживаний я падала в обморок. Телеграфистка повторяет  свое приглашение пройти нас в кабину для переговоров. Тетя Люба смотрит на меня умоляюще. И я встаю, и мы идем. В тесной кабинке тетя Люба берет трубку и начинает разговор с внучкой.

- Да, родненькая, да, моя девочка, да, мама в реанимации, да, все хорошо. Она тебе вчера до операции написала письмо. Я плохо вижу, со мной женщина, она тебе прочитает. Мама хотела, чтобы ты услышала его сегодня.

   В руках у меня листок бумаги, красивый почерк незнакомой женщины. Страшно и больно.       Я начинаю читать.  В конце письма детский голосочек благодарит меня  оттуда с другого конца провода. Содержание письма не запомнила, поэтому своими словами попробую передать слова Клавы к дочери.

"Доченька моя, родная моя. Завтра у меня операция. Я верю и надеюсь, что всё будет хорошо. Иначе  никогда бы не решилась ..."

Нет, я не буду дописывать это письмо, ставшее в одночасье предсмертным письмом матери к своей шестнадцатилетней дочери. Да, женщина надеялась на хороший исход, и все-таки написав это письмо, я думаю она понимала, что случится может всякое.

" Мамочка, с тобой все будет хорошо, ты же обещала мне, что будешь жить.", - мысленно  обращаюсь я к своей маме.
  
А завтра операция...






10 комментариев:

  1. Женя, пожалуйста, пишите дальше!

    ОтветитьУдалить
  2. Женя, два дня ждала, пока напишете. Спасибо. Вроде бы, у каждого из нас жизнь, полная событий, радостных и печальных, а вот у вас получилось так рассказать о своих переживаниях, что вспоминаешь свое, невысказанное. Это потрясающе. Спасибо. Это для меня , как сеанс психотерапии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мири, спасибо за такую необычную оценку. Я до сих пор не знаю поступила ли правильно, прочитав тогда письмо от Клавы для ее дочери.Я даже думала, что меня будут осуждать.

      Удалить
  3. Мне очень тяжело читать... Все пропускаю через себя... Но с нетерпением жду дальнейшего повествования.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я знаю, как тебе тяжело. Спасибо тебе.

      Удалить
  4. Мудрая женщина встретилась тебе в трудную минуту. Это очень важно. В такие встречи и такие ситуации многое понимаешь. Спасибо, что напомнила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Важно. Галина Сергеевна была со мной рядом до самого отъезда из Киева. Опекала и берегла. Мне тогда было всего 26 лет.

      Удалить