среда, 17 февраля 2016 г.

Чувство вины

 Может быть это называется по-другому. Может быть, написав об этом, смогу понять и изменить что-то в себе. Может быть это черта моего характера. Может это мой знак Зодиака, моя судьба .Я не знаю, как правильно назвать.

 А пока мой пост об этом чувстве вины.


Это чувство идет за мной по жизни, как моя тень. Мне его укололи в детстве, как заразу.        
И теперь оно у меня внутри, чтобы мучить и разъедать мой организм. Избавиться от него: ну, никак невозможно. Оно впитанно мной с мамиными слезами, оно вбито мне в голову папиным уходом из семьи и  наказаниями за какие-то детские провинности.

Недавно была у косметолога. Она делала мне массаж лица, шеи. Попросила расслабиться. А я не могу, не умею.

- Отпусти всё. Такое впечатление, что все проблемы в этом мире ты держись на своих плечах. Так нельзя жить, - говорит мне женщина.

Я знаю. Я пробую. Но вместе с чувством вины на мои плечи легло тяжелым грузом и чувство ответственности (оттуда из детства ?!). Боюсь сделать что-нибудь не так, чтобы не разочаровать маму.

И так, когда это началось&
  С какого момента в детстве вы себя помните? Я примерно с  двух-трех лет, более точно не могу сказать. После окончания института папу направили отрабатывать положенные тогда два года по распределения. Мне тогда было всего два года, до этого я росла  после  своего рождения  в доме бабушки и дедушки с мамой. Мне  родные рассказывали, что любовью я была окружена огромной - первая внучка, первая дочка, первая племянница.
 Т.е. первые пару лет папа из-за учебы в другом городе меня видел не так часто.  А потом мы уехали в маленький городок, родители сняли квартирку в частном домике, меня отправили в садик. Папа работал на какой-то стройке инженером, мама устроилась в местный горком комсомола.

  Вот этот домик  уже запомнился  мне. И садик, куда я ходила, и где называли меня стилягой за аккуратность и всегда одетую со вкусом, благодаря маминым стараниям. Мне было так стыдно от этого прозвища, с детьми я мало общалась, больше прижималась к нянечке. И кошка, которая рожала котят, а я кричала от увиденного : " Ой, киса проглотила мышек, а теперь их  какает!".  Об этих воспоминаниях можно написать отдельный пост. И свой первый угол в качестве наказания тоже запомнила. Что я сделала не помню, а вот как стояла в углу, и горько плакала от обиды - помню. Потом меня закрывали в кладовке. И было опять обидно, страшно и горько, что никто меня не любит (а что ребенок может еще чувствовать, когда его маленького оставляют одного закрытым). Мама всегда защищала меня, но у папы были свои методы воспитания. При этом я думаю, что я была очень хорошим, спокойным и послушным ребенком.

  Следующее воспоминание о моем наказании было уже, когда мы переехали жить в областной центр, где опять сняли  маленькую комнатку в частном доме. Здесь я помню за  что получила. Наверно, была осень, сезон грибов. Родители в лесу насобирали грибы, мама сварила грибной суп. Почему я ела первая этот суп? И он мне понравился, и я попросила добавки. Папа сказал, что супа мало, как раз на троих. И если я съем еще одну порцию, то кому-то не хватит. Мама с удовольствием отказалась от своей порции в мою пользу. Но осилить вторую тарелку я уже не смогла. И тогда папа взорвался, схватил меня, раздел  и начал бить по голой попе, приговаривая :

- Я же предупреждал,  а ты не думаешь о других, ты отобрала порцию у мамы, ты плохая девочка.

Было больно и обидно. Мама пыталась защитить меня, но папа был непреклонен:

- Она должна понимать, должна быть ответственна за свои поступки.

 Плохой девочке было всего 5 лет.

Потом мы опять переехали и опять на съемную квартиру.  Я уже пошла в первый класс, училась на одни пятерки, уроки всегда делала сама, не напрягая родителей. Меня хвалили учителя, у меня было много подруг в школе. Я везде старалась быть лучшей !!!  Как-то в школе нам деткам предложили заниматься на пианино. Как я загорелась! Долгое время я разучивала гаммы и маленькие прелюдии на инструменте прямо в школе. И вот где-то через полгода в нашем доме появился новенький красивый черный инструмент - мое  собственное пианино.  С каким удовольствием я занималась.

  Совместная жизнь родителей между тем рушилась. У папы были постоянные стычки на работе с начальством, он успел поменять несколько работ, при этом так и не получив  свое собственное жилье для нашей семьи. Мама заболела гриппом, который дал сильное осложнение на сердце. Маму уволили с работы, запретили больше иметь детей. Папа не выдержал всех передряг и свалил из семьи. Как же нам было тяжело с мамой жить, когда мы остались одни на съемной квартире без каких-либо средств к существованию! Я совершенно не понимала, что случилось между родителями, не понимала насколько тяжелая болезнь мамы, почему она все время плачет. И, конечно, как все дети чувствовала и свою вину за происходящее.

Где-то в начале третьего класса я охладела к музыке. Записалась самостоятельно в  спортивный кружок по гимнастике, потом в кружок " Умелые руки". Учительница по музыке вызвала маму и рассказала, что я стала пропускать уроки, мало занимаюсь. Я честно призналась маме, что не хочу больше заниматься музыкой.

- А как же дорогой инструмент, а как же затраченные два года учебы!!! - воскликнула мама.

Я не знала, что ответить. Мне  было стыдно, но заниматься музыкой не хотелось. Я стала делать вид, что разучиваю пьесы и прелюдии. Мама вычислила меня, заметив, что я даже не открывала свои нотные тетради. Я стала хитрить и перед приходом мамы перекладывать эти ненавистные мне тетради.
Что сказать? Музыкальную школу я закончила, чтобы не разочаровывать маму. Нет, неправильно  написала. Я ее вымучила, выстрадала .Потому, что мне было стыдно перед мамой, за то что мы так тяжело живем, а я плохая девочка не ценю покупку дорогущего инструмента и всех затрат (месячная плата за уроки музыки составляла тогда аж15 рублей при маминой зарплате в 90 рублей).

  Много лет спустя, когда я уже вышла замуж и уехала от мамы, когда уже родилась моя доченька и, приезжая в гости к маме в однокомнатную квартирку, надо было разместить там детскую кроватку, моя мама согласилась продать мое пианино. И вот тогда я  впервые высказала маме, что своего ребенка я не буду заставлять заниматься нелюбимым делом. И сколько бы мы могли купить одежды и еды в те трудные и голодные времена, если бы мама тогда согласилась со мной отказаться от уроков музыки.

- Да, ты, наверно, права, - сказала мама, - но так хотелось, что бы ты училась музыке, это так престижно(!), и еще доказать твоему папе (!), что не смотря ни на что, я дала тебе и эту возможность .

Знаете, что я ответила маме.

- Для своего ребенка я бы выбрала возможность хорошо питаться. 15 рублей в те времена было целое состояние.

Я, наверно, обидела маму, но это моя правда жизни. Я бы не хотела, чтобы мой ребенок занимался престижным делом голодный.

   Запомнился еще один случай из детства. Была зима. Я с одноклассниками возвращалась со школы. Проходили мимо горки. Стали съезжать на портфелях. Я и не заметила, как мой портфель с одного боку разошелся по шву. Вечером мама зашивала мой портфель огромной цыганской иглой, при этом плакала и ругалась на меня.
Я опять была плохой девочкой, которая ничего не умеет беречь и ценить, ведь денег на покупку нового портфеля совсем не было. Ох, эти мамины слезы !!! Какое чувство вины и стыда они вызывали во мне всегда.

  Было еще много всяких проблем в нашей жизни, были годы безденежья и унижения, развод родителей, папина новая семья и рождение у него сына там. Наши с мамой бесконечные переезды с одной съемной квартиры на другую. Я все больше замыкалась в себе, еще больше росло мое чувство вины и ответственности за все происходящее. Я стала взрослой  и ответственной еще в то время, когда мои ровесники наслаждались беззаботным детством, а я всеми своими силами старалась не разочаровывать маму.

Вот пока так . Извините, что нескладно.



10 комментариев:

  1. Очень знакомо. Хоть методы моего отчима и были в основном другими, но чувство вины и должности ( обязанности ) вызывали не меньше. И совсем недавно, лет 10-12 назад я вдруг поняла, что никому ничего не должна. Все, что я делаю-- потому, что хочу это делать, но совсем не потому, что должна. И да, с тех пор как поняла, меня бесит это слово: должна.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже это знакомо... Истребить это чувство уже, я думаю, не представляется возможным((. Единственное, чем я спасаюсь - другим отношением к своим детям. Мне было очень важно не укорять их, не наказывать за проступки, а постоянно показывать, как мы их любим - что бы ни случилось, какие бы глупости они не совершили.
    Спасибо тебе за пост, а то я думала, что я одна такая..

    ОтветитьУдалить
  3. Наоборот, все очень складно. И как же жалко ту маленькую девочку. Таким глупым выглядит это "престижно", "все как у людей".
    У меня как раз чувства вины не было. А вот гипер-ответственность - да. Муж говорит, что я разращаю домашних, когда беру на себя то, что они могут сделать сами. А я все равно беру...

    ОтветитьУдалить
  4. Очень складно. И очень знакомо. Меня растила бабушка. Очень хороший, но очень тяжелый человек. Самое яркое восспоминание: мне 4 года, я играю в спальне. Вдруг слышу грохот. Захожу в другую комнату, бабушка лежит на полу, явно упала с табуретки на которой стояла, чтоб достать что-то с верхней полки. Я ужасно испугалась, побежала к ней, а она как закончит "это ты виновата, ты, дрянь, во всем виновата! ". Потом я еще ни раз от нее это слышала, но с этого момента в меня навсегда врезалось чувство, что я всегда во всем виновата.

    ОтветитьУдалить
  5. То же самое с этой музыкальной школой, папа просил меня заниматься 45 мин в день, а я подкручивала часы на пианино и бежала к детям во двор. Приобрели пианино с большими трудностями, продав авто Москвич. Вышло то на то- по тем временам огромная сумма 900 рублей-1962 год. Стоимость ежемесячная- 20 рублей. Потом я бросила играть совсем по окончании 7 классов. У меня тоже было постоянное чувство вины. За все. И вот только сейчас я это поняла, что тоже не хочу считать себя виноватой. Недавно Мама приехала ко мне в гости на неделю. И вот она упала ночью. У меня тут же возникло это чувство- зачем я ее пригласила. Чувство вины снова начало меня терзать. Я поняла, что больше не хочу это испытывать и теперь не приглашаю маму на такое длительное время.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо всем за комментарии. Я даже расстерялась. Оказывается, что у многих ( а судя по комментариям - у всех )есть огромные комплексы с детства, которые мешают и сейчас во взрослой жизни. Не уверена , что и я все делала правильно, воспитывая дочку. Да, и откуда мне было знать как правильно? Кто учил, кто подсказал ?

    Может быть наши дедушки и бабушки, прошедшие революцию,голод, страшную войну и разруху , не имели возможности вырастить нормальное поколение после себя, воспитав так своих детей - наших родителей.

    Уже во взрослой жизни я пыталась объяснить своему отцу, как тяжело было без его поддержки, как бывало голодно и холодно, как тяжело было переезжать с одной съемной квартиры на другую . Знаете, что он мне ответил на полном серьезе :
    - А представь, как я рос во время войны. У меня тоже не было детства.Я тоже голодал.

    Я стала возражать, что я росла в мирное время, тогда почему и мне надо было не доедать.

    Он меня не понял, совсем не понял, а может и хотел понимать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я так уверена, что наломала кучу дров, воспитывая старшего сына. Видимо, из детства пришло убеждение, что детей надо наказывать. И не сразу дошло, что наказание - далеко не главный метод воспитания. До сих пор стыдно ((.
      Зато с младшим мы, кажется, уже не делаем таких ошибок - научились чему-то.

      Удалить
    2. Женя, почему-то поколение наших родителей страдало этим "престижно" и "чтобы не хуже, чем у других". Причем моя мама , как раз имела минимальные возможности, но ей так хотелось этого, а вот у ее подруг дети учились в самых лучших школах, у престижных учителей, после школы обязательно престижный ВУЗ типа медицинского.

      Мне тоже есть за что стыдиться, к сожалению. Не всегда могла сдерживать свои эмоции, не всегда правильно принимала решение.

      Удалить
    3. Я тоже часто наказывала сына, используя те методы воспитания, на которых сама выросла. Наказывала, порой, незаслуженно. Мой ребенок плакал от обиды....
      Дочку воспитывала уже немного иначе, хотя тоже мною руководили комплексы из детства.
      Только в Израиле на примере израильских мамаш я поняла, что мама для ребенка должна быть самым надежным тылом.
      Мои дети выросли. Меня они поняли и простили. А у меня до сих пор в душе остался стыд за несправедливо нанесенные им обиды.

      Удалить
    4. Получается, что у каждого есть свое чувство вины : перед родителями, перед детьми. И , наверно, это правильно. Только во всем нужна мера.Чтобы без преувеличений.

      Удалить