суббота, 15 марта 2014 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце.Мы начинаем учиться в ульпане

  В начале апреля мы первый раз ехали на учебу в ульпан. Вернее ехали только я и сосед Андрей. У моего мужа в тот день был прием у врача специалиста в кибуцной поликлинике. Ручка, тетрадь, карандаш - почти как в первый класс. Выезжали мы на автобусе вместе со школьниками младших классов. Еще заранее Женя объяснила нам, что скорее всего ездить будем стоя. Сидячие места для детей. Из взрослых кроме нас : водитель, сопровождающий и несколько учителей.

  Примерно через 40 минут мы остановились в уже знакомом мне месте. Детки младших классов зашагали в свои домики. Я проводили дочку до калитки. А нам с Андреем предстояло пройти к зданию, где учились старшеклассники. Это было совсем в противоположной стороне.

Двухэтажное здание школы располагалось буквой "П". Отдельно  в стороне находилось административное здание. Однако искали мы вход в подземное бомбоубежище. Да, да. Наш ульпановский класс находился в помещении бомбоубежища, но не тех новых, которые строят сейчас. А в том старом помещении, куда надо было спускаться по крутым ступенькам в два пролета под землю. Впрочем, найти вход было совсем несложно. Во внутреннем дворе школе над землей стоит маленький домик с дверью. Спускаемся по жутким и неудобным ступенькам, и вот он  наш подземный класс. И как же сбегать по этим крутым лестницам, когда будет сирена?
  
  Выглядит, как небольшая квартира под землей с несколькими комнатами. Самая большая комната оборудована под класс, имеется доска, столы, стулья. Сбоку вход на кухню. Здесь всегда можно попить чай, кофе, стоит пачка свежего печенья. Рядом находится обеденный столик, где можно посидеть на переменке, поговорить, поесть домашние бутерброды. С другой стороны еще одна комната, в которой стоят запасные столы, стулья. Рядом умывальники и туалеты. В классе есть кондиционер. Вот только грустно, что мы под землей без окон.

  В классе уже сидят  ученики, возле доски за учительским столом наша новая учительница. Здороваемся. Занимаем свободный стол. Кроме нас на первое занятие собирается еще человек шесть. Всего же учиться в нашем классе будет только 10 учеников. Начинается первый урок. Нашу учительницу зовут Рахель. Очень приятная молодая женщина с добрыми глазами и спокойным голосом. Во-первых, знакомимся, во-вторых, Рахель выясняет на каком уровне находится наш класс.

  Две семьи - это репатрианты из Аргентины. Они приехали целенаправленно в кибуц, который построили репатрианты из Аргентины. Ребята сразу получили жилье в домах и автоматически были зачислены на испытательный срок, после которого станут полноправными членами кибуца. Марсело и Сильвана закончили в Аргентине еврейскую школу, свободно разговаривали и писали на иврите. В ульпан пришли только, чтобы воспользоваться бесплатным правом на учебу. Роберто и Паула слабее своих бывших земляков, но тоже могут и разговаривать и писать.
Остальные ученики - это репатрианты из бывшего СССР. Наш уровень, конечно, на несколько порядков ниже, чем у аргентинцев. Но все же не так безнадежно.  Кроме одной женщины Нелли, начальные навыки есть практически у всех. Рахель остается довольной. Начинается первый урок.
  Мы с мужем и дочкой за года полтора до отъезда начали свою учебу в Украине в воскресной еврейской школе нашего города. Научились писать, читать, был какой-то словарный запас. Я бросила учебу почти сразу из-за маминой болезни. Не было ни сил, ни желания. А дочка с мужем каждое воскресенье ходили на занятие. Пригодилось очень. Но к большому нашему удивлению после двух-трех занятий в ульпане, пришло понимание, что на этом все полученные раннее  знания закончились. Увы и ах!





13 комментариев:

  1. Я помню свой первый урок в ульпане. Я конечно сразу в гимел попала, но от этого легче не стало. На том первом уроке я поняла, что это мне лишь казалось, что я знаю иврит. С ужасом подумала " а настанет ли когда-нибудь момент, когда я начну свободно чирикать на этой абрекадабре").

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я так понимаю, что зачирикали. Не надо обо всем думать " с ужасом". Побольше оптимизма, и желаю общаться с жизнерадостными , самодостаточными , сильными людьми.

      Удалить
  2. Мы попали в ульпан Алеф+, поскольку у нас был довольно приличный уровень. С нами учились люди из Швейцарии, Ирландии, Мексики, Канады, США - все выпускники еврейских школ, мы на их фоне ощущали себя полными дебилами ))). На самом деле нам повезло - мы могли не только учить иврит, но и слушать соучеников. Самое смешное, что я сдала экзамен лучше их - на далет, а они только на бэт... Но это знак не моего знания иврита, а кривизны экзамена....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, нам тоже повезло с аргентинцами. На переменах пытались разговаривать , и получалось, что иврит стал для нас общим. И самое удивительное, что и я сдала экзамен в ульпане лучше их. Но самое смешное и удивительное произошло , когда началась моя учеба на курсе в колледже.Первый месяц у нас был испытательный , после него проводили отборочные экзамены , многих отчислили. Один из обязательных предметов был иврит. Наши ивритоговорящие обратились в деканат с просьбой освободить их от изучения языка. Они посчитали обидным учить иврит вместе с " русскими". В деканате им отказали. И какие же были у них лица, когда после экзамена моя оценка была выше , чем у них. Да, и другие ребята не подкачали. У нас была очень сильная группа.

      Удалить
  3. Хорошо, когда группа небольшая.
    Я училась в огромной, то ли 32, то ли 34 человека, мест не хватало в классе.
    Правда к выпуску осталось 26, но все равно много.
    Но теперь в ульпанах экономят. Я начала в небольшой группе, так после каникул ее расформировали и разбросали по другим классам. (я училась в Раанане)

    ОтветитьУдалить
  4. И группа была небольшая , и учительница у нас была очень хорошая.

    ОтветитьУдалить
  5. В наше время зачисляли всех в одну группу, не обращая внимание на уровень подготовки и вообще уровень интеллекта.
    В группе оказались и откровенно неадекватная семья, и люди вообще необразованные и нежелающие учиться и, конечно же, очень это желающие.
    Мы с мужем учили иврит перед отъездом и владели ивритом перед началом ульпана весьма неплохо. А потому было неинтересно . Хотя учительница у нас была неплохая. Жаль , что группа довольно быстро редела. Народ уходил работать по причине нехватки денег на самое необходимое, ведь мы приехали еще тогда, когда приезжали без денег. Впрочем, многие ушли не по этой причине. Иврит не шел, как не идет у некоторых математика или физика.
    Правда, мы доучились до конца . Материал стал более менее полезен лишь в самом конце.
    Группа состояла только из наших.
    После ульпана практически ни с кем не встречались. Лишь в прошлом году случайно встретила одну женщину. Спустя 21 год! Она хорошо училась в свои 35. Работает няней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, сейчас то же самое. И группа редеет, и работать уходят. И не везде делят по уровню, алия сейчас поменьше, во многих местах набирается одна группа, и то не каждый месяц: кого делить-то? Но если попросить… я вот сказала, что уже учила язык, меня протестировали и взяли в группу с нуля, но прозанимавшуюся 2.5 мес. Думаю, всегда можно было так объяснить и поступить в уже начавшуюся группу.
      А ту мою первую потому и расформировали, что там к концу осталось 7 человек (за месяц, что я в ней проучилась, сократилось с 15-ти, а начинали 25).
      Но зато когда ее расформировали, я попала в бет, там люди были более мотивированные.
      А то, что Вы рассказываете, Аня, это обычная история для всех времен: люди есть люди. Всегда)

      Удалить
    2. Аня, язык нужен в любой профессии. В союзе после школы тоже не все стали профессорами.

      Удалить
    3. Язык не только в любой профессии нужен. Он вообще нужен.
      Для меня , кстати, не существует "будет иврит -будет
      всё". Так говорили в 90-м при отъезде сюда.
      Всё не будет.
      Будет чувство собственного достоинства.

      Удалить
    4. Знание языка- это великая сила, уверенность и ,конечно, чувство собственного достоинства.

      Удалить
  6. Мы начинали 10 человек . Так и доучились все вместе. В этом и был большой плюс проживания в кибуце. Мы ОБЯЗАНЫ были учиться.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну, разумеется, история у меня обычная.
    Правда, потом уже в 94г. моего знакомого распределили в ульпане в группу для людей с высшим образованием. Всё таки это правильнее.
    А еще лучше делить на группы по мотивации.
    Хотя наверное сейчас это не актуально, если алия не очень большая.

    ОтветитьУдалить