пятница, 14 марта 2014 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Мой собственный порядок.

  Март месяц заканчивался. Мы привыкали к новой жизни. Все наши соседи-старожилы по караванному городку передавали нам новичкам свой накопленный опыт проживания в кибуце. У всех были свои истории, свои ощущения. Из их рассказов было понятно, что с началом учебы в ульпане  нам предстоит нелегкий период. Учеба и работа одновременно!

  Я знаю об этом не понаслышке. Я с 17 лет работала на заводе бухгалтером-учетчиком в цеху и училась в институте на вечернем факультете. Шесть лет изо дня в день утром - работа, вечером - учеба. Кто прошел эту школу жизни, тот поймет. Знаете какой самый кошмарный сон был у меня на протяжении очень многих лет после окончания института? Не смейтесь только: защита диплома. С каким-то постоянством этот сон врывался в мою жизнь, он был настолько реальный, что я просыпалась в холодном поту, не понимая где я и что со мной. Как всегда во сне я что-то не успевала, что-то не получалось, меня отправляли доделывать  переделывать проект, преподаватели сидели вокруг меня и задавали какие-то вопросы, на которые я не могла ответить. Мне ставили плохие отметки, не давали диплом, я плакала, рыдала, доказывала  и понимала, что надо еще учиться, а сил уже нет.  А потом я просыпалась и не могла отличить сон от реальности. В первые минуты пробуждения мой воспаленный мозг заставлял меня продолжать страдать - у тебя нет диплома, шесть лет учебы прошли напрасно. И только через какое-то время я понимала, что это только сон. И диплом у меня есть, и институт я закончила давным-давно.

И вот жизнь опять преподносить новое испытание. Полгода учебы и работы. Начало занятий с 1 апреля. Учить нам предстояло новый незнакомый язык, а работать физически на заводе. Подъем утром в 6 часов 15 минут. В 7 утра выезд на автобусе  на учебу. Начало занятий  в 8 утра. Возвращались в кибуц примерно в час дня, обед, небольшой отдых для мужа. Его смена ежедневно с 4 вечера и до 12 ночи. Моя вечерняя смена ежедневно с 7 вечера до часу ночи. Завод работал в три смены, но для тех кто учился в ульпане, работа предоставлялась  только вечером.

- Закончите ульпан, тогда сможете работать посменно, - объясняли нам старожилы.
- А как же дети? Кто с ними вечерами? - интересуюсь я.
- Дети сами. Привыкли. А что нам делать? Мы должны работать. Такой здесь порядок. Если будешь отказываться от работы, то и к тебе будет совсем другое отношение. Да, и деньги очень нужны.

  Мы были готовы ко всем трудностям, но жизнь подает свои знаки, к которым надо прислушиваться.
Это случилось в конце марта, когда мы еще не начинали учиться. В тот день я отработала в утреннюю смену. В 4 часа вечера на работу ушел муж. Погода в тот день была холодная и дождливая. А ближе к ночи началась гроза, сверкало и гремело. Мы уже легли спать с дочкой, когда я услышала какие-то странные звуки. Сначала подумала, что мне показалось. Но из своей комнаты перепуганным голоском меня позвала дочка.

- Мама, ты слышишь? Кто-то воет под окном.

Дрожащей рукой приоткрываю триссы на окне. Дождь, темно. Постепенно глаза привыкли, и я различила под окном маленькую фигурку. Открыла дверь.

-Кто здесь?

Ко мне в объятия бросается маленький, беззащитный, мокрый комочек - Сашка.

- Саша, что случилось, почему ты не спишь? Где родители?

Глупые вопросы с моей стороны. Конечно, родители на работе, зарабатывают денежку. Оба на вечерней смене, хотя и закончили уже ульпан и могут регулировать смены. Но такой порядок. Отказываться нельзя. Программа Первый Дом на Родине у них закончилась, а что делать дальше ребята еще не знают. Кибуц согласен предоставлять дальнейшее  проживание, и надо работать.

- Мне страшно, очень страшно, - сквозь слезы произносит малыш.

Ему всего-то 6 или 7 лет. А он уже должен повзрослеть и понять, что родителям надо работать. И поэтому, надо справляться  самому. Как объяснить это ребенку?

- Доченька, ты ложись. Я отведу Сашку домой и побуду с ним, пока не уснет.

После этого случая я твердо решила, что работать каждый вечер и оставлять ребенка одного я точно не буду. И пусть ко мне относятся, как хотят. И пусть даже выгонять из кибуца. И пусть. И пусть. У меня будет свой порядок.









13 комментариев:

  1. Женя, случайно удалила Ваш комментарий. Извините. Написала сама и хотела удалить свой ответ. А вот так получилось, что не туда нажала.

    ОтветитьУдалить
  2. Всегда тяжело идти против течения. Но я всегда старалась защищать свою семью и поступать по справедливости.

    ОтветитьУдалить
  3. Сейчас условия в кибуцах намного мягче: 4 часа люди учатся и 4 работают, а семьи с детьми так и вовсе только учатся
    Я думаю, если бы не было таких "отказников", как Вы, Женя, то возможно воз бы так и не сдвинулся. Ну, и сокращение алии, конечно, повлияло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, о какой мягкости вы пишите? Вы читали посты Нелли, да и Елена в сердцах написала, как о них заботятся(
      Даже нам инструктор приглашавшая на программу в кибуц об'яснила, что им нужны здоровые, бездетные семьи, которые должны работать по 12 часов на работе, да еще после 5 часов учебы( спасибо ей, сто сказала правду и отказала нам.

      Удалить
    2. Реалистка, я думаю, что все зависит от кибуца. На участке , где работал муж было 3 смены по 8 часов . Вот график : первая смена -с 7 утра до 16 дня, вторая смена - с 16 дня до 24 ночи, третья с 24 ночи до 7 утра. На моем участке первая смена начиналась в 4 часа утра до 12 дня, вторая с 12 дня до семи вечера и третья смена с семи вечера до часу ночи. Даже не все смены у нас выходили по 8 часов, а зарплату мы получали, как за восьмичасой рабочий день. Пока учились, муж работал только во вторую смену, а я только в третью.

      Удалить
    3. Я к счастью не знаю, что там была за работа, но учась сейчас в ульпане , я бы и сколько вы написали не выдержала( очень устаю и постоянно хочется спать( читаю вас, да и слушая знакомых, друзей, удивляюсь, поражаюсь выносливости, не обозленности их и вас))

      Удалить
    4. В кибуцы по программе Первый дом на Родине принимали репатриантов только до 40 лет. Возраст детей значение не имел. Нам тоже было тяжело, но я уже писала, что закалка на выносливость у нас была хорошая. И еще. Если бы сегодня предложили сделать выбор по новой, не задумываясь поехала бы в кибуц по той же программе.

      Удалить
  4. Татьяна , не знаю как и что сейчас. Но и в те времена для бездетных семей и молодых ребят была другая кибуцная программа , называлась " Ульпан - Авода". ( Учеба- Работа). Ребята три дня в неделю учились и два дня в неделю работали. А насчет условия помягче - так это в каждом кибуце и в те времена были свои условия. С нами в ульпане учились ребята с других кибуцов. В одном из кибуцев совсем не работали , но не из-за гуманных соображений, а просто не было там работы. В другом кибуце давали работу по пятницам или изредка по вечерам. В нашем кибуце работы была, и брали нас именно для работы. Все плюсы и минусы от такого проживания я опишу в дальнейшем повествовании. Набирайтесь терпения!

    ОтветитьУдалить
  5. Когда мы приехали в кибуц, нам сказали , что вообще работы не будет.
    Вся корзина плавно переходила кибуцу.
    Мы оставались без денег.
    Это уже другая крайность. Она нам не подошла. Ведь через полгода мы должны были выйти из кибуца без денег.
    Но не это стало причиной того, что мы не поехали в кибуц. Просили двух гарантов.
    У нас их не было.
    А вам нужны были гаранты?
    И в конце договора было написано, что договор на русском не совпадает с договором на иврите.
    А у вас это было?
    И еще один пункт гласил, что нас могут выгнать без указания причины до окончания срока.
    А у вас это было?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, история знакомая. Несколько семей из соседних кибуцев тоже только учились, у них не было работы. Остались они на " нулях". Я об этом писала в самом начале, что кибуцы разные. Мы сразу просились в кибуц по возможности с работой. У мужа брат с семьей только учились в кибуце - у них самые отличные успехи здесь в Израиле. Она стала завотделением в больнице, а он работает в университете . Так, что есть и есть. Все зависит от упорства. Они очень много учились .
      Гарантов у нас никто не просил. Я даже не слышала о таком. И даже не помню , как выглядит сам договор. Мы в самом начале подписали какие-то бумаге в конторе в кибуце. Наверно, были какие-то пункты. При нас за два года никого не выгоняли.

      Удалить
  6. Мы посетили кибуцное управление в Т-Авиве на второй день после приезда. Дней через пять нам позвонили и предложили на выбор
    кибуц, куда принимали верующих,
    кибуц, куда не брали с детьми
    кибуц обычный
    Мы выбрали третий, и поехали туда на собеседование
    Там нас встретила администратор и повела в столовую. Муж снял куртку , хотел повесить её на входе , но администратор не разрешила, сказав, что у них воруют.
    Мы поели , и она показала нам 10 караванов. Там пока никто не жил. Караваны были пусты, был только шкаф и администратор сказала, что мебель, холодильник и плиту мы должны купить сами.
    И при этом вся корзина согласно договору должна была быть перечислена на счет кибуца.
    Нам дали договор на русском с пунктами, о котором я писала в прошлом комменте.
    Я взяла его с собой . Подписывать не стала.
    Да и как можно было это подписывать
    Нам звонили из кибуцного управления, но договор то был типовой , для всех.
    Пункт о гарантах никто не отменял, даже если я бы очень и захотела подписать всё остальное.
    Ну, было это на несколько лет раньше вашего приезда. Значит, договор изменили за эти годы.




    ОтветитьУдалить