Март месяц заканчивался. Мы привыкали к новой жизни. Все наши соседи-старожилы по караванному городку передавали нам новичкам свой накопленный опыт проживания в кибуце. У всех были свои истории, свои ощущения. Из их рассказов было понятно, что с началом учебы в ульпане нам предстоит нелегкий период. Учеба и работа одновременно!
Я знаю об этом не понаслышке. Я с 17 лет работала на заводе бухгалтером-учетчиком в цеху и училась в институте на вечернем факультете. Шесть лет изо дня в день утром - работа, вечером - учеба. Кто прошел эту школу жизни, тот поймет. Знаете какой самый кошмарный сон был у меня на протяжении очень многих лет после окончания института? Не смейтесь только: защита диплома. С каким-то постоянством этот сон врывался в мою жизнь, он был настолько реальный, что я просыпалась в холодном поту, не понимая где я и что со мной. Как всегда во сне я что-то не успевала, что-то не получалось, меня отправляли доделывать переделывать проект, преподаватели сидели вокруг меня и задавали какие-то вопросы, на которые я не могла ответить. Мне ставили плохие отметки, не давали диплом, я плакала, рыдала, доказывала и понимала, что надо еще учиться, а сил уже нет. А потом я просыпалась и не могла отличить сон от реальности. В первые минуты пробуждения мой воспаленный мозг заставлял меня продолжать страдать - у тебя нет диплома, шесть лет учебы прошли напрасно. И только через какое-то время я понимала, что это только сон. И диплом у меня есть, и институт я закончила давным-давно.
И вот жизнь опять преподносить новое испытание. Полгода учебы и работы. Начало занятий с 1 апреля. Учить нам предстояло новый незнакомый язык, а работать физически на заводе. Подъем утром в 6 часов 15 минут. В 7 утра выезд на автобусе на учебу. Начало занятий в 8 утра. Возвращались в кибуц примерно в час дня, обед, небольшой отдых для мужа. Его смена ежедневно с 4 вечера и до 12 ночи. Моя вечерняя смена ежедневно с 7 вечера до часу ночи. Завод работал в три смены, но для тех кто учился в ульпане, работа предоставлялась только вечером.
- Закончите ульпан, тогда сможете работать посменно, - объясняли нам старожилы.
- А как же дети? Кто с ними вечерами? - интересуюсь я.
- Дети сами. Привыкли. А что нам делать? Мы должны работать. Такой здесь порядок. Если будешь отказываться от работы, то и к тебе будет совсем другое отношение. Да, и деньги очень нужны.
Мы были готовы ко всем трудностям, но жизнь подает свои знаки, к которым надо прислушиваться.
Это случилось в конце марта, когда мы еще не начинали учиться. В тот день я отработала в утреннюю смену. В 4 часа вечера на работу ушел муж. Погода в тот день была холодная и дождливая. А ближе к ночи началась гроза, сверкало и гремело. Мы уже легли спать с дочкой, когда я услышала какие-то странные звуки. Сначала подумала, что мне показалось. Но из своей комнаты перепуганным голоском меня позвала дочка.
- Мама, ты слышишь? Кто-то воет под окном.
Дрожащей рукой приоткрываю триссы на окне. Дождь, темно. Постепенно глаза привыкли, и я различила под окном маленькую фигурку. Открыла дверь.
-Кто здесь?
Ко мне в объятия бросается маленький, беззащитный, мокрый комочек - Сашка.
- Саша, что случилось, почему ты не спишь? Где родители?
Глупые вопросы с моей стороны. Конечно, родители на работе, зарабатывают денежку. Оба на вечерней смене, хотя и закончили уже ульпан и могут регулировать смены. Но такой порядок. Отказываться нельзя. Программа Первый Дом на Родине у них закончилась, а что делать дальше ребята еще не знают. Кибуц согласен предоставлять дальнейшее проживание, и надо работать.
- Мне страшно, очень страшно, - сквозь слезы произносит малыш.
Ему всего-то 6 или 7 лет. А он уже должен повзрослеть и понять, что родителям надо работать. И поэтому, надо справляться самому. Как объяснить это ребенку?
- Доченька, ты ложись. Я отведу Сашку домой и побуду с ним, пока не уснет.
После этого случая я твердо решила, что работать каждый вечер и оставлять ребенка одного я точно не буду. И пусть ко мне относятся, как хотят. И пусть даже выгонять из кибуца. И пусть. И пусть. У меня будет свой порядок.