вторник, 25 февраля 2014 г.

Экскурсия в Иерусалим. Часть 1

   Во-первых, всех мужчин, служивших в Советской Армии, с прошедшим праздником! Для нас с мужем это дорогой праздник. Сколько звонков, поздравлений от бывших сослуживцев, от однокурсников. Поверьте, есть что вспомнить. Несмотря на сложности, тяготы, проблемы - это были наши самые счастливые годы. Наверно, когда ты молод, можно не замечать всех трудностей. Жалко, что многих уже нет с нами. Афганистан оставил в нашей судьбе глубокие шрамы...
Вечерком в узком семейном кругу отметили  и помянули! За настоящих мужчин!
 
   Во-вторых, друзья пригласили на экскурсию в Иерусалим. Никогда не отказываюсь от посещения этого города. Поэтому вчера взяла выходной на работе, и состоялась еще одна моя встреча с Великим городом. Не знаю какие чувства возникают у других, а меня охватывает трепет от соприкосновения с древней историей, с величием архитектурных строений, с памятью о великих людях. История в каждом камне, в каждой улочке. История побед и поражений. История моего народа, история разных религий.

И просто радость и восторг, как у ребенка, что я  здесь живу и могу приехать в этот необыкновенный город. Сколько раз была в Иерусалиме и не вспомню даже. Каждый раз это другой маршрут, другой экскурсовод, новая история .

  Наша вчерашняя экскурсия  по Иерусалиму началась с посещения музея - мемориала Яд Ва-Шем, музея Катастрофы европейского еврейства. Прихожу сюда уже не первый раз. И каждый раз меня пронизывает резкая боль. И чем старше я становлюсь, тем острее эта боль! Для нашей семьи это не просто память, для нашей семьи это великое горе, мои бабушки и дедушки потеряли почти всю свою родню. Во время экскурсии  наш гид задала вопрос к группе :

- Что Вам известно о тех временах, что рассказывали Вам  дедушки и бабушки?

А практически ничего не рассказывали. Мы маленькие и не допытывались, зачем ? Войны нет, у нас радостное счастливое детство. Мои родные и добрые, заботливые, порой такие смешные бабушки и дедушки оберегали  нас детей от всех страданий, слез, бед. И только, когда в маленьком украинском местечке, где они жили, открылся небольшой памятник - обелиск на котором были выбиты слова : "В память о 5200 евреев города Староконстантинова убитых и замученных в  годы войны", стал понятен весь ужас пережитого. Памятник стоял в поле, а за ним тянулся огромный овраг, изогнутый, страшный.

- Вот здесь убивали наших родителей, братьев и сестер,  племянников, друзей, соседей.

Соседи-украинцы, которые жили рядом, видели и слышали все . Как стреляли, как закапывали, как еще дня три земля шевелилась и дышала, а подойти нельзя было.


                                       Вот именно про этот памятник я написала.


  Свою бабушку могу считать настоящей героиней. Когда началась война бабушка была беременна, роды ожидали со дня на день. Моему дяде тогда было всего 8 лет, а маме моей 4 года. Дедушку сразу призвали  на фронт. Бомбежки начались в первые же дни войны. Прятались все в большом доме в подвале, который находился недалеко от домика, где проживала бабушкина семья. Там же в подвале под вой сирен  и разрывы снарядов 25 июня 1941 года родилась моя тетя. А через неделю бабушка с тремя детьми и племянником уезжала последним эшелоном в эвакуацию в Троицк, чтобы остаться жить, чтобы спасти детей и дать радость жизни нам внукам и всем, кто после нас. Низкий поклон! Спасибо безмерное! Я люблю тебя, бабуля!

  Я и моя тетя, которая ровесница той войне, собирали  уже здесь  в Израиле данные о всей родне, чтобы увековечить память погибших, замученных наших родных в свидетельском листе музея Яд Ва-Шем. Теперь имена их навечно внесены в КНИГУ ПАМЯТИ. Отправили  мы и сохранившиеся фотографии.

Каждый гид, проводящий экскурсию, напоминает и просит всех, вспомнить, записать, заполнить Листы Памяти. Пожалуйста, кто еще не воспользовался, напишите. Зайдите на сайт музея, есть и на русском языке. Это наш долг!

Вчера узнала, что наряду с погибшими в войне, составляют в музее и новые списки - списки переживших войну, Холокост, эвакуацию. Я взяла один бланк, сделаю копию, чтобы записать всех выживших из моей родни.

P.S. Кстати, родные из Америки, которые уехали еще в 30-х годах, нашли мою тетю через анкеты, которые она заполнила в Яд-Ва-Шем. Правнучка одного из братьев моего дедушки увидела знакомую фамилию и написала письмо тете. Теперь мы постоянно общаемся.




12 комментариев:

  1. Жека спасибо за память) у моего мужа были уничтожены все родственники в Белорусии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во время учебы в ульпане обязательно проводят экскурсию в Иерусалим в Яд Ва-Шем. У Вас будет возможность взять Листы Памяти для заполнения и передать данные в музей.

      Удалить
    2. К сожалению, экскурсия сорвалась из- за декабрьской погоды и была заменена( мы с мужем там были ранее и после посещения узнали про родственников. Приняли участие по создании и выпуске книги) для нас никто незабыт.

      Удалить
  2. Женя! Спасибо. Страшно и жутко .Но, необходимо помнить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно надо помнить. Я хочу вернуться еще раз к этой теме. Надо записать хотя бы то, что знаю из тех небольших рассказов бабушек и дедушек.

      Удалить
  3. В 1966 году в журнале "Юность" был опубликован роман "Бабий яр".
    Я будучи тогда еще ребенком прочитала
    его.
    А еще прочитала книгу о гетто "Я должна рассказать". Тогда же.
    Бабушки рассказывали мне о войне.
    Сколько себя помню, знала об её ужасах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не все могут рассказывать . Кое-что конечно вспоминали . Но видно было, как тяжело бабушкам и дедушкам вспоминать о войне.

      Удалить
  4. Я читала в детстве только дневник Анны Франк. Но в том первом издании он был в сокращенном варианте, да и я была, видимо, слишком мала. Перечитала полное издание уже взрослой, несколько лет назад. С совсем другими чувствами.
    А в моей семье бабушка эвакуировалась из Харькова. Чудом. Дед, ее муж ушел на фронт. Дядя, ее брат, работал на заводе и записал ее, как свою жену (можно было брать жен, детей, родителей - сестер нельзя) и так она и мой 2-х летний папа новорожденный его брат спаслись.
    Но добирались до Урала они очень долго и трудно. И потом жили по 2-3 семьи в комнате - называлось "снимали угол"...
    Зато живы, потому что из оставшейся родни больше не выжил никто.
    Но об этом в доме и правда не говорили. Разве что об истории с этой чудом удавшейся эвакуации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И у меня с возрастом другие чувства. Всегда сравниваю себя с бабушкой . А смогли бы я уехать с тремя детьми из дома в неизвестность, оставив родителей , родных . Ответа у меня нет. А если бы бабушка не уехала ?

      Удалить
  5. Tatiana!
    Вся наша семья была до войны в Харькове.Война разметала людей по всей Стране.Так почти никто туда более и не вернулся.Только старики приехали доживать.Теперь уже более там никого из нашей семьи нет...:(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Война разметала всю родню Я уже писала. как дедушка искал своих родственников по свету.

      Удалить
  6. Рассказы бабушек очень остроивсплыли в памяти , когда у нас начались сирены.
    Я на всё посмотрела с позиции взрослой женщины, а не ребенка и подростка.
    И сравнила рассказ папы и бабушки.
    Абсолютно разные вещи.
    И мама вспоминает тяжелое помлевоенное время совсем иначе, чем вспоминала бабушка.
    Сейчас я поняла, прочувствовала эту разницу.

    ОтветитьУдалить