воскресенье, 14 сентября 2025 г.

Часть 36. Хлеб

     



    Треугольник от Давида пришел уж поздней весной 1942 года. Может быть была путаница из-за того, что часть, в которой работал Давид до войны, была разгромлена еще в первые дни противостояния с фашистами. Может из-за того, что кавалерия не имела постоянного места дислокации. Может быть... Но теперь важно было, что можно было писать друг другу письма при первой же возможности.

     Война!!! Она продолжалась. Она уносила жизни, приносила страдания. И не было этому ни конца ни края. 

    Ни Лея, ни Давид не могли знать, что в течении 1941-1942 года в их родном городе Староконстантинов были зверски замучены, расстреляны, закопаны живьем, отправлены в концлагеря, уничтожены, убиты все евреи города и окрестностей. 

    Нацисты и их пособники систематически преследовали и истребляли еврейское население в рамках политики "окончательного решения еврейского вопроса" по всей Европе и Северной Африке - в Польше, Прибалтике, Украине, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Хорватии, России, Дании, Испании, Германии, Франции, Австрии, Албании, Люксембурге, Болгарии, Греции, Чехословакии, Норвегии, Италии, Югославии, Великобритании, Нидерландах.

    На территории Украины было уничтожено наибольшее количество евреев из граждан Советского Союза. Важным фактором, повлиявшим на уничтожение такого количества евреев, было участие части местного населения, в том числе организаций украинских националистов. А на территории Польши, кроме гетто, были построены крупнейшие лагеря смерти - Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор, Хелмно, Белжец, Аушвиц-Биркенау, в которые свозили евреев со всей Европы и безжалостно уничтожали. 

    У родных Леи и Давида не было ни одного шанса выжить в этом круговороте смерти...

   Длительные, утомляющие переходы, сырость, слякоть, дожди, холод  часто вызывали проблемы со здоровьем  у кавалеристов. Наиболее распространенная болезнь  кавалеристов - это невралгия седалищного нерва, ишиас. Такой  вот диагноз поставили врачи Давиду в конце 1942 года в госпитале. Невыносимая боль в пояснице, отдающая в ногу, и онемение  конечностей лишили его возможности двигаться. В госпитале лечили теплом и массажами. После лечения на медицинской комиссии Давида признали непригодным  к дальнейшей службе и рекомендовали отправить в тыл. По распоряжению тыловых служб  Давида направили в Уфу работать в пекарню. В этом  помогла довоенная профессия, работа у отца в пекарне, безупречная репутация, служба с первых дней войны, глубокие знания своего дела.

    Уфа, столица Башкирии. 1943 год. Удаленность от фронта, пересечение важных автомобильных и железнодорожных магистралей, речные и воздушные пути сообщения. Уфа приняла в годы войны тысячи эвакуированных граждан, здесь были открыты огромные тыловые госпитали, детские дома.  К началу войны в Уфе находилось 60 промышленных предприятий,  за годы войны  город принял еще 40 эвакуированных предприятий.  Вся промышленность  Уфы работала на оборонную промышленность, а так же  уфимцы снабжали страну электрооборудованием, запчастями к тракторам, средствам связи, тканями.

  Хлеб во время войны был основным продуктом в пайке и у солдат, и у мирного населения. Основные запасы муки отправляли на фронт. Хлеб поддерживал силы, давал энергию, и просто помогал  всем выжить. Хлеб войны был горьким в прямом и переносном смысле. Хлеб был мерилом жизни.

   Чем дольше шла война, тем сильнее  в тылу сокращалась норма хлеба в пайке и ухудшалось его качество. В годы войны в хлебе было всего 10 процентов муки, а основной вес составляли лебеда, овес, хвоя, свекольный жмых, опилки, крапива. Часто хлеб пекли из картофеля, смешанного с отрубями. Хорошего пекаря очень ценили во время войны. 

   Давид был хорошим пекарем. Его работа в тылу стала не менее важна, чем на фронте. Уфимский хлебозавод открыли в одном из небольших помещений моторного завода. В здание завезли шесть пекарных печей. Вся тяжелая работа производилась вручную. Хлебозавод должен был обеспечивать фронтовиков сухарями, а жителей города хлебом. Работали на заводе в основном молодые девушки в возрасте 15-17 лет. Пекарня не останавливалась ни днем, ни ночью. Цех топили дровами с углем круглые сутки. И еще надо было заботиться о круглосуточной охране. Слишком много было желающих ограбить пекарню.  

   Сильный голод обошел Уфу стороной. Главной едой для горожан стал хлеб. Женщинам полагалось в день 200 грамм, парням - 600, рабочим на заводах - 800. Чтобы получить свой паек, народ занимал очередь в шесть утра. 

    Давиду выделили небольшую комнатку в частном секторе, куда он смог забрать Лею с детьми из Троицка. Это было очень своевременно. Дети очень исхудали. А маленькую Этеньку Лея продолжала подкармливать грудью почти до двух лет. Из груди сочилась кровь, молока практически уже не было. Миня к тому времени все-таки записался добровольцем на фронт. Ему уже исполнилось 17 лет,  и удержать его было невозможно. 

    А вскоре было решено забрать Молку с четырьмя детьми из Узбекистана. Перед Давидом и Леей предстала ужасная картина - истощенная Молка и четыре ребенка с выпуклыми животами и тонкими ослабленными ножками и ручками. Но теперь всем вместе им стало намного легче. Молка вышла на работу, Лея смотрела за младшими детьми. Старшие ходили в школу и сад. На две их семьи полагалось два кирпичика хлеба. Женщины оставляли для еды одну буханку, а вторую обменивали на рынке на молочные продукты, овощи. Дети поправились, ожили. 

   Очень долго не было писем от младшего брата Мити. Оказалось, что он был ранен и контужен от взрыва снаряда. Прошел длительное лечение, а потом реабилитацию. Снова вернулся на фронт. Брат Фима получил осколочное ранение в ногу. Раненых в госпитале тьма. Хирургов не хватает. Первое решение врачей было - отрезать ногу, что было распространенной практикой во время войны. Но Ефим не дал, сопротивлялся до последнего, никого к себе не подпускал. Брат спас свою ногу, перенес много операций, осталась сильная хромота и  продолжали мучать постоянные боли. В госпитале он  познакомился с молоденькой медсестрой и решил связать с ней свою жизнь. Абраам писал с фронта, что наши перешли в наступление. И его полк движется к западным границам страны.

    В июле-августе 1944 года поступило сообщение об освобождении Западной Украины. Лея, Давид и Молка задумались о возвращении домой.



 

    

  

 




   


3 комментария:

  1. Женя, пиши. Это нужно не только твоим родным, но и всем нам. Чтобы помнили! Чтобы знали правду о той войне! Иначе с уходом старшего поколения, все забывается и начинается переписывание истории! А там и новая война! А сколько еще предстоит узнать и осознать теперь!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Это мой комментарий. Не заметила, что анонимно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо, что читаешь. Уже даже и не мечтала, что смогу дописать свой рассказ. Спасибо моим читателям, которые не забыли и просили о продолжении. Это будет совсем другое повествование, но я хочу чтобы помнили о моих бабушке и дедушке. Они пережили смерть и выжили.

      Удалить