И опять из моего детства. И опять горечь от воспоминаний. Но хочется выговорится и отпустить. Хотя, как уже писала, отпустить можно, а забыть не получается.
Почему-то взрослым кажется, что дети не должны, или вернее, не могут страдать от их развода. А если пострадали в детстве, то во взрослой жизни обязательно должны понять и простить или хотя бы забыть. Конечно, конечно. Я вас понимаю. Вы не могли жить вместе, мои родители. Я уже сама прожила такую длинную жизнь, что пора даже не вспоминать о том времени. Но вы забыли, что рядом с вами была ранимая чувственная девочка, у которой вы отняли счастливое детство, чувства защищенности и собственного достоинства. Вы оставили ее тогда в потемках без света, разбираясь со своей собственной жизнью. Папа всего себя посвятил на создание новой семьи, выбрав в жены молодую и здоровую женщину с квартирой в Питере, с машиной и богатенькими родителями, бросив бывшую больную и беспомощную жену с маленьким ребенком на частной квартире. Мама не могла справиться с обидой и болью, выплескивая на меня свое горе от не сложившейся жизни.
Обидно, что меня всегда просили понять. Но никто никогда не пытался разобраться с моими чувствами, вникнуть в мою душу. Папа, я не могу понять, как здоровый и взрослый мужик мог оставить больную жену с ребенком на частной квартире. У тебя же была возможность обеспечить нашу семью перед своим уходом в новую жизнь. Ты пытаешься доказать мне, что во всем виновата мама. Для меня ты слабак! Твои жалобы не вызывают у меня сочувствия, а наоборот, только отвращение и презрение. Я привыкла добиваться всё в жизни самостоятельно, и твое нытье для меня полный абзац. И чем больше ты давишь на мою жалость, тем жестче моя позиция к тебе. Мама, тебя уже нет. Ты действительно страдала. На тебя после ухода отца свалилось столько проблем, как со здоровьем, так и в быту. Как женщина, я могу понять тебя, но не как та маленькая девочка, которая должна была ежедневно успокаивать и вытирать твои слёзы. Сколько раз я просила тебя жить новой жизнью. А ты упорно не хотела отпускать старую, которой уже не было.
Я, наверно, выросла с детской травмой, как сейчас принято говорить у психологов. Да, это так. Мне всегда не хватало уверенности в себе, я пасовала перед людьми, мне казалось я недостойна лучшего. Я боялась ошибаться и настаивать на своем, чтобы не огорчать никого вокруг себя. Мне казалось, что весь мир против меня. Мне было очень плохо и больно. И никто, никто не понимал меня.
Как всегда, села писать об одном, а перескочила на другое. Ладно, выговорилась немного. Да, простить меня мама. Светлая ей память! А теперь мой рассказ про письмо из детства.
Где-то весной к нам в класс зашла пионервожатая, которая должна была подготовить нас к следующему этапу жизни. Впереди были весенние каникулы и последняя четверть третьего класса. В скором будущем из октябрят мы должны были стать настоящими пионерами. От пионервожатой получаем конверты с заданием для каждой октябрятской звездочки класса. У нас есть месяц на подготовку. После этого в конце мая будем отчитываться о проделанной работе и выбирать самую лучшую звездочку в классе. Я, как активистка и одна из лучших учениц класса, была командиром одной из звездочек. Нам досталось два сложных задания. Первое, найти Героя Советского Союза и взять у него интервью, и второе, поставить танцевальный номер и выступить с ним.
Помню, что очень растерялись. В нашей звездочке никто не умел танцевать. На помощь пришла пионервожатая, пообещав помочь в подготовке к танцевальному номеру. Кстати, и наши одноклассники тоже получили интересные и сложные задания. Но найти героя предстояло только нам. Все ребята из моей звездочки пообещали за время каникул попытаться хотя бы разузнать про Героя Советского Союза среди своих родных и знакомых.
Я, как впрочем и всегда, уехала на каникулы к дедушке и бабушке, с которыми жила вместе моя родная тетя, учительница математики. Конечно, я обратилась с просьбой о помощи к своим родным. Тетя сразу вспомнила, что к ним в школу приходил участник войны, наш земляк, и рассказывал о своем подвиге.
- И, если я не ошибаюсь, у него было звание Героя.
А на следующий день тетя уже везла меня на автобусе в местное отделение милиции. Нет, ничего плохого я не сделала. Герой Советского Союза Якимчук Александр Иванович, жил и трудился в городе Староконстантинов в органах внутренних дел, куда был направлен после выхода в запас из рядов Советской Армии. Моя тетя через своих знакомых договорилась о встрече с героем. И вот в назначенное время мы приехали познакомиться и взять интервью у Александра Ивановича. Сказать, что я волновалась, это не сказать ничего. Для меня девятилетней девочки это было близкое соприкосновение с событиями войны, познание подвига простых людей. Это было настоящее чудо, посланное мне каким-то провидением свыше.
На входе тетя объяснила дежурному цель нашего прихода. Дежурный позвонил по внутренней связи куда-то и велел ждать. И вот к нам навстречу выходит подтянутый, стройный, высокий, немного седоватый мужчина. Он идет и улыбается, протягивает руку для знакомства. Я сжимаюсь до предела, мне страшно.
- Разрешите представиться, я Якимчук Александр Иванович, - слышу я спокойный и добрый голос мужчины.
Тетя подталкивает меня вперед, как бы говоря, чтобы я не боялась, она здесь, со мной.
- Я Женя.
Дальше представляется моя тетя, объясняя вкратце цель нашего прихода.
- Я привезла племянницу, а сама к сожалению вынуждена уйти, - добавляет моя тетя к выше сказанному, - в школе педсовет. Это дети на каникулах, а учителям надо готовится к следующей четверти.
- Не волнуйтесь, - отвечает Александр Иванович, - доставим племянницу домой после интервью.
Мы проходим в кабинет, Александр Иванович садиться за свой стол, жестом указывает, чтобы я садилась напротив.
- Я внимательно тебя слушаю, Женя, - его доброжелательность меня немного успокаивает.
Я рассказываю о полученном задании от пионервожатой, о том, что хочу победы для своей звездочки, о том, что мечтаю быть примерной пионеркой.
- Хорошо, я расскажу тебе, как воевал, за что получил свое звание. Хотя знаешь, все кто прошли ту войну, заслуживают звание героев.
Достаю из своей сумочки заранее приготовленные тетрадь в клеточку, были когда-то такие за две копейки, и ручку. Александр Иванович начинает рассказ. Это, наверно, первый конспект в моей жизни. Надо успевать записывать, а не очень получается. Я же стараюсь выводить буквы, чтобы показать, какая я умничка - отличница. Но сразу пропускаю целые предложения. Приходится переспрашивать, просить повторить. Как-то не очень складывается наша беседа. "Ладно, буду писать быстро", - решаю я. Закрываю левой рукой тетрадь от внимательных глаз Александра Ивановича и начинаю строчить быстро своими каракулями (почерк у меня никогда не был идеальным), записывая практически все слова за рассказчиком. Конечно, Александр Иванович всё видит, он улыбается и продолжает отвечать на мои вопросы и рассказывать о себе. К концу нашей встречи я перестаю боятся, страх отпускает меня. Я попадаю под безграничное обаяние этого человека. Он такой близкий, понятный, простой. ЗЕМНОЙ! Оказывается герои совсем не такие, как я тогда могла себе представлять!
Всё. Встреча окончена. Я взяла интервью у самого Героя Советского Союза. Я горда собой. Александр Иванович провожает меня до двери, просит дежурного доставить меня домой на милицейской машине. Ого! Я в восторге. Дома аккуратно переписываю рассказ на чистовой вариант. Одно задание выполнено успешно.
Начинается последняя четверть третьего класса. Пионервожатая помогает поставить нашей звездочке танец. Помню было в звездочке из пяти человек - четыре девочки и один мальчик. Единственный мальчик в звездочке постоянно находится в центре, а мы, четыре девчонки, кружились вокруг него. Не помню, как проходили соревнования звездочек, как мы танцевали, как я зачитывала рассказ Александра Ивановича. В конце мая нас приняли в пионеры, наш класс стал пионерским, и потребовалось дать имя новому отряду. Посыпались предложения, назывались очень известные имена, бывшие на слуху у всей страны - Гагарин, Маресьев, Матросов. А я тихо предложила назвать наш отряд именем Героя Советского Союза Якимчука Александра Ивановича. Меня поддержал весь класс. Поставлю сюда фотографию своего класса. Это как раз окончание третьего класса. Мы уже пионеры. С нами еще первая учительница - Левандовская Софья Павловна (светлая память) и наша новая классная, тогда еще пионервожатая, Нелли Федоровна Мусина.
А потом были летние каникулы. Я опять уехала к бабушке и дедушке и поделилась с тетей своей радостной новостью. Мне хотелось увидеть Александра Ивановича и рассказать ему о решении нашего класса. Мы с тетей опять поехали в отделение милиции. Теперь я не боялась доброго и красивого героя. Александр Иванович встретил нас с радостью, записал номер моей школы в Хмельницком, обещал, если будет в наших краях, заехать познакомиться со всеми моими одноклассниками. Я была на седьмом небе от счастья.
Начался новый учебный год. Для меня он был непростым. Как раз уехал из семьи папа. Якобы найти работу в другом городе, а потом забрать меня с мамой к себе. Было тяжело и грустно без папы, но я верила, что настанет день, когда мы опять будем все вместе. Училась я хорошо, мои одноклассники выбрали меня одной из звеньевых в нашем пионеротряде. Наша пионервожатая закончила пединститут и преподавала у нас историю, а кроме этого стала нашей классной руководительницей. Это было самое веселое, самое лучшее время в моей школьной жизни. Потому что мы встретились с Педагогом и Человеком с большой буквы. Мы бежали в школу, нам было интересно буквально все. Но об этом в другой раз.
В какой-то день меня позвали в канцелярию школы и там вручили письмо. Это было так неожиданно и волнительно. Письмо было подписано красивым аккуратным почерком на мое имя. Отправителем значился Якимчук Александр Иванович. В классе я открыла письмо, которое было адресовано и моим одноклассникам, прочитала вслух. Александр Иванович расспрашивал о наших пионерских делах, интересовался учебой, дисциплиной, обещал писать и по возможности приехать познакомиться. Писал о себе, о своей службе. А в конце благодарил меня лично и прислал для меня стихотворение. Это был листок из перекидного календаря, модного в те годы. И стихотворение называлось "Женька". Автор Константин Ваншенкин.
Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько Девчонка по имени Женька. Мальчишечье имя носила, Высокие травы косила, Была в ней веселая сила. Завыли стальные бураны, Тень крыльев легла на поляны. И Женька ушла в партизаны. В секрете была и в засаде, Ее уважали в отряде, Хотели представить к награде. Бывало, придет в деревеньку, Мать спросит усталую Женьку: — Ну как ты живешь? — Помаленьку... Пошли на заданье ребята. Ударила вражья граната. Из ватника вылезла вата. Висит фотография в школе — В улыбке — ни грусти, ни боли, Шестнадцать ей было — не боле. Глаза ее были безбрежны, Мечты ее были безгрешны, Слова ее были небрежны...
О, как же я была польщена таким вниманием! И сколько же писем я получила на свое имя для всего класса от нашего кумира в течении учебного года! И в конце письма, как обычно было послание лично для меня, для Женьки. Кстати, встреча состоялась тоже. Правда, моя тетя почему-то решила, что наш класс учится во вторую смену. И Александр Иванович, будучи по делам в нашем городе, пришел в школу во второй половине дня, когда мы уже были дома. Спасибо учителям, не растерялись, пригласили его в другие классы, которые занимались в это время. Пока Александр Иванович рассказывал им про войну, был послан клич на сборы для нашего класса. И все, кто жил близко к школе, прибежали на встречу. Помню, как же я гордилась, когда стояла среди одноклассников, этой дружбой с великим человеком.
А потом жизнь преподнесла мне суровую правду. Я узнала, что папа уже не вернется, с мамой он расстается, и будет развод. Понять и принять это было невозможно. Никакие объяснения отца не могли заглушить мою боль, мои страдания. Я замкнулась, я не была больше той жизнерадостной, активной девочкой. Мне казалось, что весь мир настроен против меня. Мама была обижена и раздавлена. Обида выражалась в запрете общаться мне с папой, в том числе и переписываться в письмах.
Письмо от отца пришло в школу. Совсем неожиданно. Меня, как всегда, вызвали в канцелярию. Одноклассники ждали моего возвращения, чтобы я прочитала им письмо от Александра Ивановича. Но когда я взяла конверт в руки, то увидела мелкий неразборчивый почерк папы. В глазах всё потемнело. Я не знала, как возвращаться в класс, куда девать письмо. Секретарша улыбалась и не понимала, почему я не ухожу. А я стояла, прижав к себе конверт, сжавшись как пружина, опустив плечи и еле сдерживая слезы. Конверт жег руки и не давал дышать. Я вышла из канцелярии и где-то спряталась до начала следующего урока. И все-таки со звуками звонка пришлось возвращаться в класс. Меня, конечно, ждали. Отказ почитать письмо от Александра Ивановича был воспринят одноклассниками, как личную обиду каждому. Кто-то попытался вырвать конверт из рук, я дралась отчаянно и жестко. Повезло, что в класс зашла учительница и остановила нас. Объяснять своим одноклассникам, что случилось, я, конечно, отказалась. Это была моя тайна, моя боль, мое большое горе. Долго мне еще припоминали в классе, какая я заносчивая и плохая, какая противная и высокомерная. Я еще больше замыкалась и уходила в себя, а помочь мне было совершенно некому. Наша любимая классная вышла замуж и уехала с мужем в другой город. Новая классная дама не любила нас детей совершенно. Мама жила со своими обидами и злостью на папу. Папа нашел другую женщину и жил своей жизнью. Я осталась сама с собой, раздавленная и уничтоженная взрослыми людьми. И невозможно было объяснить никому, что же произошло на самом деле.
Вот такая история. Такие воспоминания. Ну, не получается забыть у меня. Хотя уже не болит как раньше.
Я в память об Александре Ивановиче поставлю сюда его фотографию и биографию. Спасибо интернету. Сегодня это можно сделать легко. Светлая память хорошему человеку...
Якимчук Александр Иванович.Герой Советского Союза.
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10725 - это ссылка на биографию.
Спасибо за рассказ, очень живо вспоминается общение с фронтовиками. За бравыми рассказами мы не чувствовали их боли,травм от гибели товарищей...
ОтветитьУдалитьА вот ваша боль чувствуется так явно... Мой отец тоже ушел из семьи, я не простила его, гнев и ярость помогли справиться и со своей, и с маминой болью. Когда от меня ушел муж, я сделала всё, чтобы больше не испытать этой боли предательства, уговаривала себя, что мы современные люди, можем общаться ради ребенка. Ничего, кроме презрения к нему не осталось от тех лет, и все горькие чувства всплывают, когда кто-то из знакомых разводится. Не могу с ними об этом говорить, а вот вам написала анонимно. Спасибо, что выслушали. Думаю, и вам, и мне надо бы поговорить с психологом, ну сколько можно носить в себе боль от предательства...
Спасибо, Незнакомка! Я уже смогла выговориться, хотя бы здесь. У нового поколения надеюсь нет таких проблем, сейчас к браку и к разводам относятся по другому. А тогда считалось чуть ли не позором. Вообще, ценности в мире поменялись.
УдалитьМне так жаль, так жаль((((
ОтветитьУдалитьЖаль!!! Никто так и не понял меня.
УдалитьЖеня, а я помню песню на эти стихи https://www.youtube.com/watch?v=VFw-wwwjOFA .
ОтветитьУдалитьДа, развод дети по разному переносят и жёны тоже, и мужья. Моя подруга детства чуть с ума не сошла и дочери тогда столько её слёз досталось, как тебе...
Спасибо за песню, Людмила. Мне достался один из плохих сценариев. Увы...
Удалить