Сегодня на ФБ в группе "Ностальгия" кто-то вспомнил уроки военного дела в школе. И всколыхнулись воспоминания.
Зачем, почему ввели этот урок в школе? К чему нас готовили? Могу еще понять, как это было необходимо для моих одноклассников-мальчиков, которым предстояло после школы служить в армии, поступать в военные училища, чтобы стать офицерами. Но для девочек? Неужели были еще так сильны в семидесятых отголоски прошедшей войны?
Хотя могу точно сказать, что это был урок отдыха для всех старшеклассников в огромном потоке нужной и ненужной информации, которую пытались запихнуть в наши головы в те годы. Уроки военного дела в нашей школе ввел бывший военный, отставник. Совсем не помню его имя и звание. И не хочу никого обидит (у самой муж военный). Но всё его поведение было более чем похоже на клоунаду, хотя он навряд ли это понимал. Мы так и воспринимали его уроки - отдых, развлечение, цирк. Подшучивали, надсмехались, издевались, шумели, делали мелкие пакости. Преподаватель злился, нас вызывали к директору, с нами проводила задушевные беседы классная руководительница, нам грозили низкими оценками за поведение. Но помогало это мало и ненадолго. Невозможно было серьезно относиться к человеку, который всем своим глупым видом вызывал только насмешки. Запомнила, как приходя в класс, он требовал тишины и объявлял о новой теме "Сборка и разборка автомата Калашникова". Эта тема была "новой" на протяжении каждого нового урока.
Но отмщение пришло неожиданно. По-моему это было окончание второй четверти, впереди новогодние праздники и каникулы. Мы получаем табель с оценками и... почти у всех мальчиков стоит трояк по военному делу. А надо сказать, что многие учились очень хорошо и готовились к поступлению в высшие учебные заведения. И тут такой облом! Особо шумели те, кто готовился посвятить себя военному ремеслу. Это напрочь закрывало им дорогу для поступления в военное училище. Было разбирательство! Родители тоже подключились, грозя сообщить в высшие инстанции. Нашим мальчикам назначили какие-то соревнования, какие-то дополнительные занятия, чтобы поднять оценку с тройки на четыре или пять. Но почему я вспомнила эту историю?
Потому что в отличии от других девочек, которые получили "4" или "5", меня в табеле тоже ждал трояк, как и мальчиков моего класса. Могу только предположить, что наш преподаватель, сверкая своим незаурядным умом, принял мою несклоняемую фамилии за мальчишью, а может ему не понравилась моя еврейская фамилия. Кто ж признается? Хотя я больше склоняюсь ко второму варианту. Надо сказать, что училась я хорошо. Получить тройку по другим серьезным дисциплинам у для меня было большой редкостью, и уж тем более в четверти. Я пыталась сама выяснить за что мне такое наказание. В ответ получила от препода невнятный ответ, что я не умею собирать автомат Калашникова. И ответ этот был полным бредом. Делала я это не хуже и не лучше, чем другие девочки. Пришлось идти с классной к директору. Наш директор оказался большим дипломатом. Он не мог напрямую сказать, что преподаватель полный придурок. И тогда был придуман хитрый ход. Во время зимних каникул мне назначили пересдачу в присутствии комиссии из нескольких учителей и директора по этой самой разборке и сборке автомата Калашникова на время с секундомером.
Я переживала, конечно. Но справилась на ура! И получила желанную пятерку. Вспоминаю с юмором. И всё же! Может готовили еврейскую девочку для жизни в Израиле?
А у нас девочки не собирали автомат. Мы учились накладывать повязки. И хотя у меня была нормальная оценка по "военному делу", повязки не умею делать до сих пор. Видно плохо учили. Муж говорит, не быть тебе санитаркой! Зато помню, как меня дразнили политруком. Я была комсоргом, и на первом же уроке получила звание политрука! Наш военрук был маленького роста, с подшитыми брюками, которые были высоко подвернуты, но не обрезаны. И почему-то его вид вызывал насмешки, хотя в целом он был аккуратен, а еще усики щеточкой смешили.
ОтветитьУдалитьСанитарное дело мы учили отдельно с медсестрой школы. При чем она отбирала самых способных, чтобы ходили на ежегодные городские соревнования по оказанию первой помощи в полевых условия. Я несколько раз участвовала в таких соревнованиях в составе команды от нашей школы. Но особых результатов не добилась. Помню, что было интересно. Еще нам устраивали городские зарницы. Надо было захватить знамя "врага". А потом приезжала солдатская кухня. Нас угощали гречневой кашей в железных тарелках. И чай пили из железных кружек.
УдалитьУ нас был по венному делу в школе бывший подводник. Яков Израильевич. В начале 90-х репатриировался в Израиль. Помню разговор с ним. Спросил меня "почему не уезжаете то же в израиль". Но тогда я не понимал, как можно жить в другой стране с другим языком. И автомат калашникова не разбирали. Увы.
ОтветитьУдалитьПодводник-еврей уже звучит классно!!!
Удалить