пятница, 22 сентября 2017 г.

Часть 8 . Молодая семья

     Как и у всех молодых семей после свадьбы, у Леи и Давида остро встал вопрос с жильем. На первое время молодоженам выделили комнатку, в которой раньше Лея жила со своей старшей сестрой. Молка вынуждена была ютиться теперь в спальне у родителей. Давид поклялся Леи, что у них обязательно будет свой дом.

- Весной начнем строиться, - пообещал  он молодой жене,- а пока я буду трудиться, чтобы заработать денег. И еще знай, Лея. У тебя всегда всё будет самое лучшее, ты не пожалеешь, что вышла замуж за меня.

   Давид продолжал работать на двух работах - в заводской столовой и в родительской пекарне. Жили скромно и экономно, бережно тратя заработанные деньги, чтобы отложить необходимую сумму на строительство небольшого глиняного дома. Даже выбрали место под строительство недалеко от дома родителей Леи. В маленьком городке было принято, чтобы дети  пристраивали свои дома рядом с родительскими. Возле дома родителей Давида  такого свободного места не нашлось. Семья у Мойше была большая. Родные его братья и сестры, тети и дяди, а также их многочисленные дети, как и старшие дети самого Мойше, построили свои дома раньше, заняв все свободное пространство  на одной из улиц городка.
Возле родительского дома Леи таких пристроек было намного меньше. Вокруг внутреннего дворика было выстроено шесть небольших домиков. Кроме семьи Зюся и Перл, здесь жили еще несколько семей их родственников. И место для седьмого дома для Леи и Давида было вполне достаточно.

   Пока Давид работал, Лея занималась домашними делами, помогая матери варить, стирать, убирать, ухаживать за многочисленной живностью. А вечерами  ходила на репетиции в свой любимый театр. Готовилась постановка очень серьезной пьесы на украинском языке, в которой Лея играла главную роль. Давид пока не стал препятствовать увлечению жены, понимая, как ей тяжело расстаться с театром навсегда.

   То, что она беременна, Лея поняла буквально через месяц после свадьбы. Радость и счастье переполняли молодых от такой новости. И тут Давид впервые категорически заявил, что театр надо оставить. С трудом  Лее удалось уговорить мужа, чтобы не запрещал доиграть последнюю роль:

- Давид, я не могу подвести весь коллектив. Скоро премьера, они не успеют подготовить другую актрису, - в качестве последнего довода попросила молодая женщина, - я обещаю беречь себя и нашего ребенка. Всё будет хорошо.

- Хорошо, Лея. Но это будет твой последний спектакль, обещай мне. Это последний, - настаивал Давид.

- Да, это последний, - пытаясь скрыть слезы и горечь, прошептала Лея.

    Премьеру Лея играла в специально пошитом для нее на заказ широком платье, которое удачно скрывало уже довольно заметный живот. Как всегда Лея наслаждалась сценой! Как всегда было море аплодисментов и восторг зрительного зала! Всё, как всегда !!! Всё !!!
 А после спектакля молодая женщина плакала, спрятавшись от всех в гримерной комнатке театра. Она не хотела верить, что это был последний сыгранный спектакль в ее жизни. Еще где-то в глубине ее души внутренний голос с надеждой шептал ей, что после рождения ребенка она вернется на сцену.

- Лея, родная, идем домой,- позвал ее муж, возвращая ее к действительности,- хватит страдать. Ты очень  хорошо сыграла свою роль. Но теперь надо думать о семье и нашем будущем ребенке.
 
- Да, Давид. Я готова,- собралась, быстро смахнув слезы, и вышла из гримерной. Гордая, красивая, улыбающаяся, независимая  Актриса !!!

    Жизнь продолжалась. Нашла свое счастье и старшая сестра Леи. Весной посватался к ней молодой человек из хорошей семьи. Родители предварительно обратились к свахе, чтобы она подыскала подходящую партию для старшей дочки. Жених был из другого города, и Молка после свадьбы уехала из родного города, из родительского дома.  Провожали  Молку всей большой родней. Для Леи это расставание было нелегким. Сколько она себя помнила, рядом всегда была сестра. Старшая, рассудительная, заботливая, хозяйственная, с которой можно было поговорить обо всем на свете.

- Счастья тебе, сестренка, родная моя,- Лея еле сдерживалась, чтобы не заплакать.

- И ты будь счастлива. Жду весточку о рождении племянника, - Молка обняла и расцеловала младшую сестру.

    А между тем в стране происходили большие перемены.  Еще в начале 30-х годов начались принудительные хлебозаготовки,  правительство объявило сплошную и общую коллективизацию сельского хозяйства. Крестьяне сопротивлялись, как могли. Ситуация в сельском хозяйстве страны ухудшалась с каждым годом  все больше и больше. Народ из сел стал массово уезжать в города в поисках еды и работы. Рабочих рук в колхозах не хватало, а чтобы развивать промышленность  в городах требовалось новое оборудование. Молодое советское государство расплачивалось с зарубежными странами, поставляющими станки, зерном, которого и так не хватало, чтобы прокормить народ в своей стране.    
В результате антигуманной политики  новой власти в конце 32-33 года начался голодомор.

   В начале 1932 года в пекарне у Мойше не осталось ни одного мешка муки. Печь хлеб и булочки было не из чего. Пекарню пришлось закрыть, а людей уволить. Заводскую столовую тоже грозились закрыть со дня на день. Не было хлеба, не было мяса, не было картошки. И в какой-то день Давид стал безработным. Про строительство собственного дома пришлось забыть. Теперь главное было выжить, не умереть от голода, не быть ограбленным или убитым бандитами, которых становилось все больше. Люди от голода и безысходности становились жестокими и злыми.
   Весной 1932 года вся надежда людей была на новый урожай. Давид с особым усердием высаживал картошку, ухаживал за садом. Почти всех кур пришлось зарезать. Не было зерна. Заготавливали траву для козы и охраняли всей семьей и днем, и ночью. И козу, и траву. Скоро Лея должна была родить своего первенца, ей понадобится хорошо питаться. Все деньги заработанные на новый дом пришлось потратить на продукты питания.

  В августе 18 числа 1932 года Лея благополучно родила первенца - Шмулика. Как и положено по еврейским законам на восьмой день сделали мальчику обрезание. Весь обряд происходил тайно. Законная власть все больше и больше преследовала народ за его вероисповедание.
В конце лета собрали  небольшой урожай картошки и фруктов из сада. Весь урожай спрятали в подполье дома. Впереди ждала тяжелая голодная и холодная зима.

 

 

 



6 комментариев:

  1. Спасибо, Женя, хотя читать страшно, понимаю, что будет еще страшней. Шана това у метука (нет при себе ивритской клавиатуры), хорошей записи, ну и всего самого хорошего! Пишите, надо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мири. Счастливого года. И Вам хорошей записи!

      Удалить
  2. Очень интересно читать. Мне тоже предстоит написать. Моя мама родилась в 32 году.

    ОтветитьУдалить
  3. Женя, спасибо за продолжение!

    ОтветитьУдалить