среда, 6 сентября 2017 г.

Часть 6. Потерянная мечта

    На предложение Давида девушка ответила молчанием. Она не знала, как объяснить молодому человеку, что творится у нее в душе.

- Лея, почему ты молчишь? Ты же знаешь, как я люблю тебя. Или..., - Давид испуганно посмотрел на Лею, - я тебе не нравлюсь, ты не хочешь быть со мной?  

- Нет, Давид. Ты неправильно понял мое молчание. Я очень хочу быть с тобой. Но ты же знаешь, какая у меня мечта. Я очень хочу стать актрисой. А с курсов санитаров меня отчислили, работы нет. И еще. Моя старшая сестра Молка пока не замужем. Не хорошо младшей выходить замуж раньше старшей.

- Я работаю, Лея, - возразил Давид, - нам хватит на жизнь. Театр? Я думаю, что замужней женщине надо думать о семье, а не о сцене. И Молка тоже обязательно найдет своего любимого.

- Я подумаю, Давид, дай мне время,- ответила девушка любимому, чем вызвала  у него глубокую печаль и обиду.
   Наступила тишина.

- Я провожу тебе домой,-  робко предложил парень.

- Можно сегодня я пройдусь сама, -  попросила Лея и попрощалась с Давидом.

- Знай, Лея, я очень тебя люблю и буду ждать твоего согласия всю жизнь, - сказал Давид вслед уходящей девушке.

   Песя сразу заметила, что с младшим сыном творится что-то неладное.

- Сынок, что случилось, не заболел ли ты?- спросила обеспокоенно.

- Мама, не волнуйся, все хорошо.

- Не бойся сказать сынок, я же вижу что-то случилось у тебя.

- Я сделал сегодня предложение Лее, а она мне не ответила.

- Отказала ?

- Нет, мама, она сказала, что подумает.

- Так это нормально. Просто надо подождать, сынок. Дай девушке время.

- Но она хочет уехать в Киев на учебу в театральное училище. Понимаешь, я не хочу, чтобы моя жена работала, а тем более связывала бы свою судьбу со сценой. Вот ты же всегда дома, все женщины должны быть дома, ждать мужа и воспитывать детей. Разве я не прав, мама? А Лея, она другая. Что мне делать? Не могу я без нее жить.

   Песя задумалась над словами сына. Давид был прав, негоже молодой девушке уезжать из дома, да еще и думать стать актрисой. Но как убедить Лею?

- Сынок, я вечером поговорю с папой. Пусть он попросит помощи нашего ребе и поговорит с отцом Леи. Вместе что-нибудь придумаем.

- Спасибо тебе, мама ,- Давид был очень признателен матери за заботу.

   Вечером, как и обещала, Песя поговорила с мужем. Мойше выбор сына не одобрял. Столько хороших девушек в городке, которые будут безропотно любить молодого Давида, сидеть дома и воспитывать детей. А сыну надо было влюбиться в строптивую и упрямую Лею. Но спорить с женой и идти против сына  старый Мойше на стал. Любил их очень, а поэтому пообещал все устроить.

- Не волнуйся, Песя, я поговорю с ребе. Он поможет обязательно.

   В городке не было синагоги уже несколько лет. Советская власть разрушила в одночасье и церковь, и костел, и синагогу, объявив жителям маленького украинского городка, что никакого Б-га нет. Людям запретили молиться, отмечать религиозные праздники. За  любое неповиновение новая власть строго наказывала. Мойше вспомнил тот год, когда впервые евреи городка остались без синагоги. Это было накануне Йом Кипура (Судного дня) - самого важного из всех иудейских праздников, дня поста, покаяния и отпущения грехов. В этот день было принято всем евреям усиленно молиться в синагоге, чтобы получить прощение у Б-га за все грехи. В этот день согласно Талмуду Б-г выносил свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.
   Все евреи городка пребывали в глубоком волнении и скорби. Никто и представить не мог, как можно в этот день не собраться на общественную молитву. И тогда сказал местный ребе, что надо найти тайное место, и если соберется в этом месте миньян - еврейская молитвенная община состоящая из 10 человек, необходимая для общественного богослужения, то молитва  будет услышана Б-гом, а значит и наступит великое прощение за все грехи.
   Осталось найти  в городке это место и сохранить в тайне от новой власти все приготовления к Йом Кипуру. И тогда Мойше предложил свою пекарню. Ребе одобрил. Стали готовиться. Расчистили помещение: вынесли столы, мешки с мукой. Небольшую и тесную комнатку разделили на мужскую и женскую часть плотным занавесом. В назначенное время все желающие стали собираться в пекарне. Чтобы не привлекать внимания шли по одному, оглядываясь по сторонам, понимали, что это опасно. И вопреки всякому страху быть задержанными новой властью, народу собралось очень много. Было тесно и душно, но люди были счастливы, что смогут молиться и попросить у Б-га прощение за свои грехи. Ребе читал молитву, в нужном месте молитву подхватывали все присутствующие. И когда богослужение было в самом разгаре в маленькое помещение ворвались силы НКВД. Стали разгонять молящихся. Паника и страх сковали людей. Оперативники действовали четко. Сразу были арестованы все активисты. В том числе ребе и Мойше.  Их поставили рядом к стене, стали бить по голове, ногам, в живот. "Кто-то нас сдал", - успел проговорить ребе, после чего получил сильнейший удар в лицо и упал. Их схватили и отвезли в местное отделение НКВД. Допрашивали и били, били и допрашивали. Потом отпустили и предупредили, что если еще раз повториться, то выйти на свободу они уже вряд ли смогут.
   Предателя долго искали, вычисляли и обнаружили среди своих. Молодой еврейский парень Лейб К. оказался тайным агентом НКВД. Негласно распространили эту информацию среди всех евреев городка. Стали обходить предателя стороной. Полученный опыт научил осторожности.
  Сегодня Мойше шел к ребе со своей просьбой о помощи в заранее назначенное и известное только им место.


   

4 комментария:

  1. В деле моего деда было написано, что он "являлся активным участником контрреволюционной организации". А на вопрос, как часто собирались, отвечено: "Два раза, в декабре и мае". Я когда читала дело, ясно понимала, что все "притянуто за уши", по доносу. Мама рассказывала, что соседка их, перед своей смертью повинилась бабушке, что написала донос. Завидовала, что они дружно жили, хотя и бедно. Четверо детей, работа в шахте, какие там сборища? Страшные времена были...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Страшные времена, представить трудно. У мужа деда тоже в 37 забрали и расстреляли. Жена деда очень тяжело перенесла разлуку с мужем,заболела и умерла в 1941 году, как раз накануне войны. Отец моего мужа остался в 14 лет сиротой, его забрала родная сестра матери. А потом была война...

      Удалить