У вас не возникло вопросов? Почему я решила вдруг написать отдельный пост на эту тему? Ну, казалось бы, что интересного может произойти в школьном автобусе за сорок минут? Тогда читайте.
Добирались по утрам в школу и ульпан на школьном автобусе минут сорок. Каждое утро в 7 утра два автобуса отъезжали от кибуцной остановки. В первом ездили школьники младших классов примерно в возрасте до 12 лет, в другом от 12 лет и старше. Нам сразу предложили ездить с младшими школьниками, что было для нас вполне понятно и приемлемо. Ведь наша дочь училась в четвертом классе, и мы всей семьей садились в первый автобус.
В каждый автобус обязательно садился сопровождающий. В кибуце жили еще несколько школьных учителей, которые тоже ездили с нами в автобусе. Каждый ребенок должен был обязательно сидеть. Если не хватало мест кому-нибудь, то усаживали по трое. Детям стоять в автобусе строго запрещено. Нам практически никогда не было места для сидения, поэтому я с мужем и Андреем ездили в ульпан стоя сорок минут. Учитывая, что ночью удавалось поспать только 4 -5 часов, поездки стоя сами по себе были мукой.
А дети, они ведь дети. Девочки в основном занимали места впереди, а мальчишки бежали на задние сидения. Выспавшиеся, шумные, вертлявые, непоседливые поднимали такой жуткий галдеж, устраивали разборки, толкали друг друга, открывали и закрывали окна, вставали, менялись местами. Были и такие, кто сидел молча, смотрел в окно или тихонько разговаривал с соседом. Замечания детям практически никто не делал.
Конечно, мы хотели тишины, простой тишины. Даже стоя можно было немного отдохнуть.
Но тихо ехать дети не могли. Только это была не самая большая проблема. Эти непоседы иногда переключались и начинали доставать нас. Нагло в открытую говорили гадости, на которые мы даже не могли ответить из-за банального незнания языка. Кривлялись, насмехались. Опять повторюсь. Сопровождающий, который ехал в нами в одном автобусе, не только не делал замечания, но даже не реагировал на происходящее. Учителя тоже делали вид, что не слышат. Запомнила одну учительницу, а причина то какая для запоминания. Ни разу за всё время она не сказала нам доброе утро. Человек, который должен своим поведением подавать пример детям, вел себя в высшей степени некультурно.
Мы пытались что-то объяснить, но своим ужасным ивритом вызывали еще большие насмешки и улюлюкания. Тогда чуть ли не руках показывали, что так нельзя. Ну, и договорились и допоказывались. Наш куратор Женя приехала к нам на очередную "разборку полетов".
- Вы что? Здесь нельзя детям говорить "ну-ну". Если есть проблемы говорите мне. Я передам, чтобы с детьми поговорили, а сами даже не думайте.
- Вот мы и говорим. Пожалуйста, пусть дадут нам спокойно ехать и ведут себя нормально.
Но, как вы понимаете никто никаких мер не предпринимал. А больше всех кстати над нами издевался Женин сын. Может быть таким образом он хотел завоевать авторитет среди сверстников, самоутверждался за наш счет. Только в одну из поездок в наш адрес полетели матерные слова на русском языке, произносимые израильскими детьми. С акцентом, где-то неправильно, но различить слова можно было. Мой муж и Андрей еле сдерживались. А я вдруг сказала, что совсем не понимаю, нет таких слов. Пацаны говорили, а я пожимала плечами и делала вид, что я в полном недоумении. Тогда мальчишки повернулись к Вове, сыну Жени. Он дал понять, что такие слова есть и мы должны понимать. И опять новый раунд. Они обзывают, а мы делаем вид, что не понимаем. Наконец мальчишкам надоело наше молчание, они переключились на Вовку, пытаясь что-то вытянуть из него. А он шельмец, хорошо понимал, что мы его прокатили.
Но самый гадкий случай ждал нас впереди. В одну из поездок мы стояли где-то в середине автобуса, держась за ручки сидения. Вдруг на мою руку опустилась нога в кроссовке. Вот прямо на руку. Я попыталась выдернуть руку. Смех. Взялась за другую ручку, и уже другая нога в обуви стояла на моей руке. Замечания не помогали, никто из взрослых не реагировал. А у деток началась новая развлекалочка. И тут не выдержал мой муж. Сначала сказал строго, чтобы прекратили. Но, увы. И тогда произошло неожиданное. Сверху на ногу сорванца опустилась рука моего мужа. Просто опустилась и сдавила щиколотку. А хватка у моего мужа, бывшего спортсмена, была ого-го. Пацан зажмурился, на глаза навернулись слезы. Но виду не хотел показывать и кричать не стал. Молча кивнул мужу, чтобы отпустил. И все!
Ждали мы разборок, приезда Жени или родителей. Но в выходной возле нашего каравана остановились на велосипедах несколько пацанов во главе с Вовкой. Мое сердце забилось. Ну, что опять?
- Вы занимались спортом?- спросил Вова моего мужа.
- Да.
- А можете показать нам несколько приемов?
- С удовольствием, только пожалуйста, дайте нам спокойно ездить в ульпан.
- Хорошо, я скажу ребятам.
Прямо на лужайке мой муж стал заниматься с ребятней. Теперь это были наши друзья.
Андрей вскоре попросился ездить во втором автобусе. Его сын учился в старших классах, так что ездили они теперь вместе.
- Это небо и земля, - говорил нам Андрей, - там другие дети.
Пока не закончился старый учебный год в конце июня, мы продолжали с мужем ездить с младшими школьниками. На каникулах нас возили в ульпан отдельно на микроавтобусе с учителями. А в начале нового учебного года мы попросились в автобус к старшеклассникам. Здесь даже были свободные сидячие места. И ТИШИНА. Старшие дети почти все спали в утреннее время. И у нас появилась шикарная возможность поспать еще хотя бы полчасика до начала учебы.