суббота, 21 марта 2015 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. "Ульпан - авода"

  Сегодня хочу рассказать и об этой совместной сохнутовско-кибуцной  программе "Ульпан - Авода" (Учеба - работа). Прежде, чем приступить  сегодня к написанию, устроили  накануне с мужем день воспоминаний. Память не сохранила все подробности  20-ти летней давности. Вдвоем восстанавливали события, окунаясь в атмосферу тех лет. Сегодня пишу о том, что вспомнили совместными усилиями. Может не все правильно, может немного было не так. Попытаюсь! Не судите строго!

    Программа "Ульпан-авода" была создана для молодых людей, в основном одиночек, т. е. незамужних и неженатых. Период обучения языку примерно на 5-6 месяцев. Разрешалось и семейным парам присоединяться на программу с условием, что нет детей в семье.  Три раза в неделю у ребят была только учеба, а два раза в неделю работа. В отличии от нас молодежь не  получала зарплату за работу, но и за свое проживание тоже ничего не платила. На личные нужды ежемесячно выдавалось  мизерное пособие. Точно назвать цифру не могу, но примерно от 60 до 80 шекелей в месяц. Как раз в то время, когда мы приехали в марте 1995 года в кибуц, группа  молодых людей по программе "ульпан-авода" заканчивала свое обучение. Потом долго никого не брали, и вдруг в какой-то момент мы заметили в столовой большую группу молодых людей, разговаривающих на русском языке. Это была новая группа, приехавшая по программе.

Наверно, нам семейным было все-таки легче привыкать к новой жизни. Это такое счастье, когда можно  было все проблемы разделить, помогая друг другу хотя бы добрым словом, уткнуться в родное плечо и выплакаться или высказаться. Ребятам - одиночкам было гораздо сложнее.
Но молодость это такая пора, когда море по колено. Не повезло ребятам в другом. Не повезло с воспитателем- куратором. Как раз в это время вышла на пенсию по выслуге лет женщина - полицейская  член кибуца, прослужившая в полиции с 18 лет. Была она еще довольна моложавая, крепкая, сбитая такая бабенция, привыкшая к муштре, дисциплине, командованию. Звали ее Захава ( на иврите ахава - это любовь). Ну, не подходило это нежное имя к нашей Захаве.  Кибуц поручил пенсионерке - полицейской воспитание бывшей советской молодежи. Кроме нее к ребятам была приставлена и другая женщина Далья. В ее обязанности больше входило обучение языку. Ребята проходили ульпан прямо в кибуце. Далья проводила занятия, помогала делать домашние задания. Всю остальную воспитательную работу взвалила на себя Захава.

- Учеба и работа вот ваша главная задача сегодня, - неустанно повторяла Захава, - закончится ваша программа и делайте, что хотите.

Воспитание Захавы больше напоминало муштру, как в армии. Утром собрались, строились, все в столовую, потом на учебу, потом строго вместе на обед. Отдых, домашние задания и т.д. На следующий день тоже самое, только вместо учебы рабочий день.  Это больше напоминало армейские будни, чем проживание по программе. Чтобы поехать в город по делам, надо отпроситься у Захавы. Она постоянно придумывала всякие наказания за малейшую провинность. То не отпускала молодежь в бассейн, то запрещала дискотеку, то заменяла день учебы на рабочий день. Особо провинившихся на ее взгляд, она могла лишить их ежемесячного  пособия

Ребята стонали и проклинали тот день, когда согласились на эту программу, ведь можно было приехать и начинать жизнь самостоятельно по другим программам.

Мы знали о всех трудностях ребят от них же. Они молодые, одинокие тянулись к нам семейным. Подсаживались в столовой, чтобы вместе пообедать и излить нам душу, хотя бы здесь.  Захава и на нас пыталась наложить свою грязную лапу. Стала приходить на завод в рабочее время, следить за нами. Спасибо нашему куратору Джулии, она защитила нас от произвола этой бабы Яги.

  Первый  настоящий скандал разразился, когда в  одну из пятниц на шабатнем ужине  в столовой в бочке для вина, оказалось пусто. Ну, кто же еще мог выпить столько вина? Конечно, эти распущенные русские.  Потом уже выяснилось, что это дежурные поставили вместо полной бочки пустую. Но разве Захаву переубедишь. Одновременно она запретила брать ребятам хлеб, овощи из столовой, газированную воду из автоматов (помните я писала, что это мы  могли брать бесплатно). Она искала новые поводы для наказания и удивительным образом находила их. То пропали у кого-то часы - русские украли, то со склада пропали запчасти, то со столовой продукты.

  Постоянные разбирательства, постоянный позор. Мы вместе с ребятами стали ощущать себя изгоями. Очень уж неприятные стали происходить вещи.
Последней каплей стала жалоба Захавы, что после ночных дискотек возле кибуцного бассейна находят презервативы. Это русские парни "портят" бедных несчастных  невинных кибуцных девушек.

Ребята написали письма - жалобы в Сохнут, в кибуцное движение. Разбирательства здесь любят. Вскоре приехала комиссия. Вызывали всех почти, как на допрос. Обвинителем  и обиженной стороной (А как же! посягательство на незапятнанную репутацию бывшей полицейской) выступала Захава. Ребят одного за другим вызывали держать ответ перед членами Сохнута, членами кибуцного движения и другими членами непонятно чего.

Запомнили ответы одного парня из группы. Он был по-старше других, женатый, грамотный и, главное, юморной.
 На вопрос: "Были ли у Вас посягательства на приставание и принуждение к сексу девушек из кибуца? ", парень ответил : "Очень хотел посягнуть, но Вы сначала вызовите сюда девушек из кибуца. Как гляну, так всё желание и пропадает".
А на вопрос : "Чьи презервативы были найдены возле бассейна? ",  члены комиссии получили следующий ответ:
"Дорогие товарищи, я за те деньги, что получаю от Вас на свои нужды никакой презерватив купить не могу. Даже от секса с женой вынужден отказаться".

  Но это шутки. А на деле было всё очень противно и гадко. Разбирались с происходящим, конечно, и наши кибуцники. Так  выяснилось, что вещь, которую якобы украли ребята, была найдена у Захавы дома. Подробностей не знаю. Но вскоре каждый из ребят получил направление в другие кибуцы на ту же программу. Нашему кибуцу запретили больше набирать ребят по программе " Ульпан-авода". А Захаве, в частности, запретили приближаться к подрастающему поколению на пушечный выстрел.

Ну, и кто же тут виноват? Вроде неплохая программа, вроде всё было продумано. А вот и нет. Встречаются в жизни такие бабы Яжки, возомнившие себя ...  А собственно, кем  они себя возомнили?

Однако время от времени на нашем пути встречаются такие особи. Увы...






32 комментария:

  1. Как все не просто у Вас начиналось...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, добрый день! Начинать всегда не просто. А в другой стране вдвойне тяжелей. Как у Вас ? Напишите пару строк.

      Удалить
    2. Я больна с ноября, только начала выздоравливать, вот из больницы выписалась.Так что теперь буду появляться. :)

      Удалить
    3. Скорейшего и полного выздоровления. Пусть теперь все будет хорошо. Пишите обязательно!!!

      Удалить
    4. Я верю в израильскую медицину, всё должно быть хорошо.

      Удалить
  2. там еще с павлинами было какое то дело или это не с этой группой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не помню про это. А ты?

      Удалить
    2. словили, сжарили и съели

      Удалить
    3. Ужас. Очередная выдумка больного воображения Заавы. Таких, как она надо содержать отдельно от общества. Я что-то припоминаю, но конкретно не знаю, что было на самом деле.

      Доченька, я собираюсь написать пост о проблемах с которыми столкнулась ты. Одобряешь?

      Удалить
  3. Татьяна, желаю вам полнейшего выздоровления !

    ОтветитьУдалить
  4. Жека, добрый вечер! Такая " баба Яга встретилась и мне, но это в прошлом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Реалистка! Надо сказать, что нам повезло, что эта женщина не стала именно нашим куратором. После отъезда ребят в другие кибуцы, всё успокоилось. Больше наша Заава никого не трогала.

      Удалить
  5. "Захава ( на иврите ахава - это любовь)." Но захав - на иврите золото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так как же правильно переводится имя Заава?

      Удалить
    2. можно золотая, а вообще Заавой зовут Машу из сказки Маша и три медведя.זהבה ושלושת הדובים

      Удалить
    3. Интересный вариант с Машей. Но нашей Зааве больше бы подошло имя Дуся. Как в той песне : " Ты агрегат, Дуся, агрегат".

      Удалить
  6. Ужас какой ((((
    И такие люди работают в израильской полиции (( впрочем, я думаю, что проблема была именно в этом - работа в полиции приучает к мысли, что вокруг одни подонки :(.
    Хорошо, что все-таки разобрались и отстранили эту тетку от программы....
    Про дочку и школу было бы очень интересно почитать, конечно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, правильно ты заметила - работа отложила свой отпечаток на Зааву. Мы все вздохнули с облегчением, когда ее отстранили от работы с молодежью. Про дочку напишу , это очень интересная история на мой взгляд.

      Удалить
  7. Странно, но спустя 20 лет в нашем кибуце тоже был воспитатель для ребят плохой, грубый, как будто бы из полиции...Но и ребята были другие, из Америки приехало много неблагополучных, наркоманов, неумных и никаких...

    ОтветитьУдалить
  8. В той группе , что я рассказала, были ребята только из бывшего Союза. Обычная молодежь со своими присущими для этого возраста амбициями. При толковом хорошем воспитателе никаких проблем не должно было возникнуть. Отучились бы спокойно и разъехались кто куда.

    ОтветитьУдалить
  9. Нелли, абсолютно не странно , что и спустя 20 лет история с воспитателем повторилась.
    Дело не в воспитателе, а в самой системе кибуцного воспитания.

    ОтветитьУдалить
  10. Аня, соглашусь только наполовину. Дело не только в кибуцном воспитании, дело во всей системе воспитания и образования страны в целом. В городе на экзаменах в школе мне попадались такие кадры, что кибуцные дети по сравнению с ними просто золотые. А в той ситуации, которую описала я, как раз очень большие проблемы были с воспитателем. Возможно наша Заава была классным полицейским, но этого видимо мало для той работы, на которую ее поставили. И не забывайте - это были не маленькие дети. По программе " Ульпан-авода" приезжала молодежь от 18 лет до 24 лет. Воспитывать их уже и не надо было, только направлять правильно .

    ОтветитьУдалить
  11. Разумеется, дело не в детях.
    И, я вполне допускаю, что кибуцных детей воспитывают иначе . И вообще , как вы и написали, речь идет не о детях.
    Может, воспитателей не верно информируют о приехавшем контингенте?
    Знаете, нас ведь местные совершенно искренне спрашивали в 91-м, видели ли мы лифт, эскалатор и холодильник. И они были твердо уверены, что с пылесосами мы не знакомы по причине того, что у нас были коммунисты.
    Но разве люди были виноваты в своём невежестве? Нет. Так их информировали СМИ.
    С другой стороны, Нелли пишет о группе наркоманов из США...
    Может, изначально программа была именно для таких и предназначена? Отсюда и соответствующие воспитатели-надзиратели.
    Короче, можно делать различные предположения.
    На меня посещение кибуца произвело неприятное впечатление. И , будто рояль в кустах, как бы ниоткуда и случайно возникшая репатриантка , смотревшая всё время в сторону и повторяющая одно и то же "город -это зло".
    И договор полностью лишающий нас всей "корзины" и оставляющий за собой право без объяснений в любой момент нас выгнать.
    И просьба следить за вещами , потому что в кибуце воруют.
    Впрочем, не берусь судить о всех кибуцах.
    Хотя читала, что идея коммун уже в третьем поколении оказалась утопией.
    На эту же тему я видела израильский документальный фильм "Дети солнца". И вывод фильма тот же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я только ответила на Вашу фразу :" Дело не в воспитателе, а в самой системе кибуцного воспитания". Не прожив в кибуце ни одного дня, нельзя писать так категорично. Для меня, например, вся система воспитания и образования в стране нуждается в пересмотре и улучшении.

      Первоначально программа " Ульпан-авода" все-таки была предназначена для большой алии из Союза. А может и ошибаюсь. Но в 90-ые наша алия перекрывала все остальные, и это выглядело именно так. Возможно сегодня существуют другие порядки и изменилось предназначение программы.

      Я могу понять, что у Вас остался тяжелый отпечаток от увиденного в том кибуце. Но кибуцы действительно не все одинаковые.

      То, что идея коммунизма это утопия , было понятно еще в Советском Союзе.

      Но и огромную роль кибуцев нельзя забывать. Люди приезжали на голое место, в пустыню, строили дома, развивали животноводство, садили сады, засевали поля, растили своих детей и помогали чужим. И делали это бесплатно, за мечту, за идею, за молодое государство Израиль. Не надо забывать об этом.

      На смену старому пришло всё новое. И кибуцы уходят в прошлое. Это естественный процесс, но он не умаляет ни на минуту все заслуги кибуцев.
      Ну, это моё такое мнение.

      Удалить
  12. Жека, так я же с вами не спорю. Более того, во всём согласна.
    (Тяжко всё таки писать без смайликов, и тон мой вы , естественно, тоже не слышите).
    Конечно, всему своё время. И , кстати, начинались кибуцы с молодежи. Разумеется, когда тебе 18 , легко поселиться коммуной .
    И именно с третьего поколения и начались проблемы.
    Опять же: это пересказ израильского документального фильма.
    А я? Кроме того единственного раза с кибуцниками жизнь не сталкивала.
    Так что я могу лишь делать свои предположения.
    А отпечаток встреча эта никакой не оставила. Просто воспоминание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я тоже не спорю. Я высказываю свою точку зрения.

      Ох, как нелегко поселиться на голом месте в пустыне в 18 лет, особенно, если ты приехал из большого города и привык ко всем удобствам. У меня на эту тему будет отдельный пост посвященный удивительным людям. Непонятным мне совершенно людям, которые сменили огни большого города Парижа на кусок голой земли в пустыне Негев. Вот на таких людях держался и держится Израиль. Такие люди приезжали по зову молодого еврейского государства в 50-х, 60-х со всех стран мира и строили, поднимали эту страну. И любят они эту страну по своему, особенно. Нам так не дано.

      Удалить
  13. В догонку: неприятной встречей, пожалуй, и тогда не была. Мы просто поняли, что программа нам не подходит.
    Но даже если бы и подошла, нам нужны были два гаранта для подписания договора, у нас их не было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит не судьба была вам с кибуцем. В 95 году гарантов уже не надо было. И изменились многие вещи к тому времени, когда мы приехали.

      Удалить
  14. Мда, не повезло ребятам, но к счастью таких воспитателей все же меньшинство ( я очень на это надеюсь )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, ребят очень жалко. Неудачно сложились обстоятельства, оставив неприятный отпечаток. С другой стороны трудности закаляют. Я тоже надеюсь, что хороших больше. Правда, уже писала раньше, что израильская система образования и воспитания желает лучшего .

      Удалить