пятница, 20 марта 2015 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Разные судьбы.

   Долго ничего не писала. Посмотрела  какими постами больше интересуются  мои читатели. Все-таки "Израиль, кибуц"- эта тема более востребована. Это можно отследить по количеству просмотров тех или иных постов.  Всем, кто ждет мои рассказы про Германию, обещаю вернуться и к этой теме обязательно.

                                                   А пока вернусь к теме кибуца.
                     
                  Помните фразу : «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». 



   Для нас в тот момент обществом стал маленький кибуц, в котором проживало 500-600 человек. Это были не только члены самого кибуца и люди, проходившие там испытательный срок, чтобы влиться в этот самый кибуц, но и такие же репатрианты, как мы. Кибуц принимал репатриантов по нескольким программам. Одна из них наша "Первый дом на Родине" и вторая программа "Ульпан-авода" (учеба-работа). По первой программе принимали семейные пары до сорока лет с детьми, по второй программе - молодых людей одиночек или женатых, но бездетных. Кроме этого в кибуце проживали волонтеры из разных стран света, которые приезжали ознакомиться с Израилем. Принимал кибуц на проживание и солдат-одиночек, проходивших срочную службу в ЦАХАЛе. Им давали жилье - комнаты, куда они могли приезжать отдохнуть на выходные дни.

   На первых порах мы были знакомы только с жителями караванного городка, т.е. такими же репатриантами, приехавшими по программе "Первый дом На Родине", и еще с теми членами кибуца, которые должны были курировать нас и помогать нам по долгу своей службы. Наверно, это было обусловлено и нашей загруженностью (учеба и работа), а так же очень слабым знанием языка. 

 Потихоньку, помаленьку мы знакомились с новыми людьми. Во-первых, оказалось, что на испытательном сроке в кибуце кроме нашего куратора Жени и ее сына, проживала еще одна семья. И жили они, как и Женя с сыном, отдельно в одной из квартир кибуца. Общались мы с ними мало, даже имен я не запомнила. Одно помню точно, что свой испытательный срок они не оправдали в глазах кибуцников. Уж не знаю по какой причине, но кибуц был очень строг к ним. Вскоре они уехали в город. Женя и ее сын тоже были на испытательном сроке. И их шансы остаться в кибуце тоже были мизерны. Уже писала раньше, что многие семьи репатриантов делали попытку остаться жить в кибуце, стать его членами. Но, увы, их даже не допускали на испытательный срок. 

  И вдруг выясняется, что все-таки есть одна семья из наших репатриантов, которые приехав по программе и пройдя испытательный срок, были приняты в кибуц. Про эту семью нам рассказывали разные разности. Заочно мы знали  всю их подноготную. 
Евреем в семье был муж Михаил, его жена Мария - русская. У них подрастал сынишка. Михаил в прошлом учитель русского языка и литературы. Естественно его специальность востребована в Израиле не была. Уже много лет спустя в школах стали преподавать русский язык как иностранный. Михаил закончил в Израиле курсы электриков и работал по новой специальности в кибуце. Добрый приятный отзывчивый  грамотный человек. 
  Его жена Мария была  в Союзе воспитателем в детском саду, закончила  в Израиле курсы от кибуца, стала работать воспитателем в детсаду кибуца. Сначала вроде всё было, как у всех. Но у Марии произошел сдвиг в голове (со слов наших соседей по караванам). Она вдруг решила резко отмежеваться от своей  бывшей страны и от всего, что ей напоминало о той жизни. Перестала сама разговаривать на русском языке, запретила ребенку и мужу разговаривать между собой и с другими репатриантами на русском. "Иврит  и только иврит",- такой стал ее лозунг.  Это она уговорила мужа сменить очень красивую еврейскую фамилию на чисто ивритский манер - Бен Давид. (Сын Давида - по отчеству мужа). В саду Мария подружилась со своей напарницей по работе Сигаль, которая сама репатриировала из Китая и была замужем за англичанином, бывшим волонтером кибуца. Обе жесткие, неприветливые, строгие и замкнутые женщины сошлись во всем. Из союз стал таким сильным, что на работе они переругались почти со всеми родителями детей. Кончилось тем, что на общем собрании кибуца решили их отстранить от воспитания детей. Не совру, если напишу, что половина кибуца с ними не общалась.

  Мы, конечно, познакомились с этой семьей. С Марией только на уровне "здравствуйте" и "до свидания" и то на иврите, и только сквозь зубы с ее стороны. Про себя я отметила, что женщина очень миловидная интересная, но холодная, видимо репатриация что-то делает с людьми непонятное. Михаил, спасибо ему огромное, общался с нами, помогал с переводом домашнего задания для моей дочери. На первых порах его помощь стала незаменима. Обращалась я сперва к Жене, но почти всегда она говорила что занята. А Миша никогда не отказывал в помощи, приходил к нам, чтобы перевести упражнения и задачи из школьной программы.

Почему именно эту семью оставили жить в кибуце? Трудно сказать. Лично я по совету караванных жителей старалась держаться подальше от Марии, да и, вообще, ничего тогда нас не связывало. Но на моё еврейское счастье судьба свела меня с Марией очень тесно. И не только с Марией, но и с ее подругой Сигаль.  Но это уже другая история и произошла она намного позже. Об этом еще будет рассказ.

  Не сразу мы узнали и про еще одну маленькую девочку из наших бывших. Лена, Леночка! Девочка приехала в кибуц с семьей - мамой, папой и старшим братом Андреем. Очень быстро стало понятно, что мама Лены, молодая совсем женщина, неизлечимо больна. Вскоре ее не стало. Кибуц, чем мог помогал отцу семейства и его двум детям, оставшимися сиротами. Но как говорят пришла беда - отворяй ворота. За отцом стали замечать странности, отправили на проверки, врачи признали у него шизофрению. Были ли раньше предпосылки или смерть жены так подействовала на мужчину? Никто не знает. Только пришлось ему поселиться в психиатрической лечебнице. Дети остались в кибуце. Возраст Андрея был к тому моменту 16 лет. В этом возрасте кибуцные дети начинают жить отдельно от своих родителей в специально отведенных для этого отдельных квартирах. Об этом я еще расскажу в другой раз. Для нас дикость дикая. Как раз, когда начинается бурное половое созревание, мозги не успевают за телом, детей отделяют от родителей.   

  Так вот Андрей получил отдельную комнату-жилье и в 16 лет стал вести вполне самостоятельную взрослую жизнь. Мы познакомились с парнем, когда ему было уже лет 19. Он служил в армии обороны Израиля, приезжал в кибуц в свое жилье на побывку, чтобы постирать вещи, отдохнуть и, главное, повидать сестренку. Над Леной взяла опеку одна из семей кибуца. Сразу скажу, что девочке повезло, как бы кощунственно не звучали мои слова. Но если бы такое горе с ними случилось там в Союзе, то думаю детей бы отправили в детские дома и как бы сложилась их судьба, трудно мне сказать.  
Новая семья Лены состояла из мамы, папы и их троих детей - два сына  и дочка. Собственные дети уже перешагнули 16-ти летний барьер и жили отдельно от своих родителей. Леночка стала самым младшим ребенком в семье. О ней всегда заботились, ее лелеяли и баловали. Это было видно невооруженным глазом. А так же приемная семья Лены очень помогала Андрею. Девочке в то время, когда мы приехали  было 11 лет, она была ровно на год старше нашей дочки. 

  Наше знакомство произошло довольно неожиданно. В столовой к нам подошли  приемные родители Лены. С ними вместе подошла Женя, чтобы помочь нам с переводом. О чем мы говорили? Родители девочки обратились к нам с просьбой. Леночка была очень стеснительной и скрытной девочкой, несмотря на любовь и заботу, которой ее окружили. Она сторонилась своих сверстников. Но больше всего волновало новых  родителей девочки, что она станет забывать русский язык, не имея общения с русскоязычными репатриантами. Наша дочка более всего подходила по возрасту для общения с Леной, кроме этого им понравилась наша семья. Нас попросили отпускать дочку в семью к девочке, давать Лене для чтения книги на русском языке, по возможности приглашать ее к себе. Конечно, мы не могли остаться равнодушными. Вместе с Леной в наш дом стал приходить Андрей, когда приезжал на побывку из армии. Кстати, он таки больше Лены нуждался в помощи и общении. Нет, друзья у него были. Но вот так с семьей попить чай,  поговорить,  рассказать о своих волнениях и проблемах, молодому человеку было просто некуда обратиться. Мы старались, чем могли. Всегда приглашали в гости, давали и ему книги на русском. 

Удивил меня один случай. Он произошел еще задолго до нашего  личного знакомства с Леной и Андреем.
 До сих пор вспоминаю с дрожью. Сама выросла без отца, знаю как тяжело ребенку психологически справиться с травмой. А у Лены, вообще, трагедия. Так вот. Я уже писала, что в ульпан мы ездили на школьных автобусах вместе с детьми. В один из дней, закончив учебу, мы увидели как возле школьного автобуса останавливается машина, из нее выходит еще не старый, но очень измученный мужчина. Из нашего автобуса выводят Лену. Она идет на встречу с отцом, которого привезли прямо к школьному автобусу. Лена сгорблена, ей стыдно. Как я ее понимаю! Под пристальными взглядами своих одноклассников идти на встречу к отцу, которого привезли санитары. Отец пытается обнять девочку, она опускает голову. Потом короткий разговор, потом уводят девочку, потом уводят плачущего мужчину. Ужас! 

Неужели не могли найти более подходящую обстановку соответствующую для такого случая. Чтобы мог отец обнять своего ребенка, а девочка не стесняясь, могла поцеловать отца.

Вот такие судьбы. Вот такие встречи. Я продолжу рассказ в следующий раз


























19 комментариев:

  1. Жека, добрый вечер! Не скрою , для меня тема первых шагов в этой стране более интересна, так как мне очень трудно прижиться ! Цель нашего приезда- жить рядом с сыном, что успешно осуществляется) мы живем в разных городах, но всетаки рядом ! Все остальное для меня , морально, складывается тяжело...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Реалистка! Все новое всегда тяжело. Первое время опускались руки. От непонимания, от непосильного труда, от незнакомого языка. Очень медленно стало что-то налаживаться. И еще. Морально сегодня действительно тяжелее даже для нас проживших здесь 20 лет. Это касается и сферы безопасности, и экономической сферы. Виновато ли только правительство Израиля? Нет, мы же не живем отдельно на необитаемом острове. Переписываюсь со своими знакомыми из Украины, России, Америки - везде упаднические настроения. Реалистка, напишите о своей работе, как живете, что волнует больше всего?

      Удалить
  2. Я пока даже не знаю о чем писать..
    Хочется о многом поделиться, посоветоваться , но реальной картинки не получается( Сегодня я думаю так, а на завтра все меняется!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пишите, как есть. Жизнь очень насыщенная сегодня - это правда. Мы тоже не успеваем за всем и продолжаем делать ошибки. Нам кажется, что только у нас есть проблемы, только мы попадаем в тяжелые ситуации. Но когда начинаешь вникать в ситуации других, свои уже не кажутся такими страшными. Я описываю события двадцатилетней давности, не знаю или они могут чем-то реально помочь кому-то. Но читают люди, интересуются.

      Удалить
    2. Жека, спасибо за такой трогательный пост о человеческих отношениях и судьбах, очень интересно читать. Какие удивительные сдвиги в головах происходят у людей, это я про Марию из киббуца! А Реалистку хотела попросить: пишите обо всем, нам, собирающимся, все очень интересно как обстоят дела на сегодняшний день у новых олим, тем более мы почти одного возраста. И не бойтесь писать, делитесь своими впечатлениями, сомнениями и мыслями, ПОЖАЛУЙСТА, это очень нужно как вам, так и ( например ) мне. Ошибки делают абсолютно все люди, не зависимо от страны проживания, главное как к этому относиться. У Вас все получится! Вы вместе с мужем, сын почти рядом, а это очень много.

      Удалить
    3. Спасибо, Наташа! Судьба свела нас с интересными людьми.

      Вам могу посоветовать прямо сейчас начинать учить иврит.

      Удалить
  3. Жека, по теме поста, почему девочка так отнеслась к отцу, здесь в этом отношении люди более понятливы и доброжелательны к таким людям как ее отец?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Реалистка, это очень тяжелая история. Девочка пережила смерть матери. Потом на ее глазах происходило что-то непонятное с отцом. Мы же не можем всего знать. А встречу им устроили прилюдно , на глазах у сверстников. Знаете какие дети жестокие. Я еще только собираюсь написать, через что пришлось пройти нашей дочери. И это при том, что мы всегда были рядом. А тут маленькая беззащитная девочка. Но больше всего виню взрослых людей, социальные службы. Как можно устраивать такие встречи на ходу возле автобуса?

      Удалить
  4. Жека, я , признаться, прочитав название поста, подумала , мол, что нового я сейчас узнаю о кибуце....и оказалась, что была совсем не права.
    Пост ведь не о кибуце оказался, а о человеческих судьбах. А судьба любого человека уникальна.
    Так что спасибо за пост. И жду продолжения.
    Реалистка, а вы пишите...и не важно, что вы сегодня думаете что то одно, а назавтра что то иное. Опишите ситуацию, а мы выскажем своё мнение. Может ,оно совпадет с вашим , может , нет. А вдруг вообще в результате разговора ситуация покажется вам проще и легче....Так почему нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, этот пост на самом деле вымученный мной. Название я поменяла раз пять, не меньше. Вы правы, он больше о человеческих судьбах. Иногда казалось, что вот нам тяжелее всех. А вдруг оказывалось, что есть рядом люди, которые пережили огромную трагедию и им нужна поддержка от нас . Я уже начала писать продолжение. Почему-то тяжело пишется.

      Удалить
    2. Реалистка, пишите! Иногда важно просто выговориться, описать конкретную ситуацию. Не обязательно ведь пытаться выразиться глобально, "сегодня одно - завтра другое" - это абсолютно нормально.

      Удалить
  5. Спасибо! Очень трогательно....спасибо.Солнечное затмение вчера у вас в Израиле было видно ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Георгий! Спасибо за отзыв.

      У нас на юге страны затмение почти не наблюдалось. Говорят, что на севере это явление было более существенно заметно. Для меня солнечное затмение - неприятное явление. Я солнечный знак по гороскопу, когда прячется солнышко, очень чувствую. Голова раскалывалась весь день, пришлось взять таблетку. Муж еще накануне почувствовал недомогание и головную боль ( он тоже огненный знак). А потом позвонила дочка и тоже пожаловалась . И маленький внук был вчера капризным. И дочка и внук, как вы уже догадались, тоже знаки Огня. Вот такие мы чувствительные к солнечным затмениям.

      Удалить
    2. А у нас на севере весь день было облачно, полдня вообще дождило. Так что ничего мы не увидели...

      Удалить
    3. Женя, у нас тоже ничего не наблюдалось. Одна головная боль.

      Удалить
  6. Жека, я прекрасно представляю жизнь в киббуце. Не писала прежде о том, что мы приехали по той же программе, что и вы, только с разницей почти в 20 лет. Приехали в киббуц возле Тверии. Честно сказать, больше чем полгода, я не смогла там прожить и мы уехали в центр. Теперь, когда меня спрашивают, как бы я поступила сейчас, даже не знаю, что ответить. По крайней мере, я не могу сказать, что я жалею. Ульпан и преподаватели в ульпане были прекрасные. И вообще было чувство "пионерского лагеря". В наш киббуц и в соседние приехали семьи из разных стран и городов: венгры, молдоване, русские, украинцы, белорусы. Тогда я начала удивляться тому, что славяне могут быть такими разными. Но каждодневные занятия нас очень сплотили. Со многими мы общаемся и дружим по сей день. У нас здесь практически нет родственников, и длямнас наверное это был оптимальный вариант, приехать в готовую квартиру, знать, что занятия начинаются через пару дней и ребёнок определён в садик. Да и безусловно, нам помогали как могли и в информационном плане, счёт открыть, в больничную кассу оформится. Конечно, сейчас условия программы совершенно другие и мне интересно читать вас, Жека, и сравнивать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Sinshne, в каком году Вы приехали ? Я сейчас как раз пишу о событиях 20-ти летней давности. И мы хотели уехать после окончания ульпана, но получилось по другому. Я еще напишу об этом. Как бы не было тяжело в кибуце на первых порах, мы не жалеем, что начинали свою жизнь в Израиле именно с кибуца.

      Удалить
  7. Жека, мы приехали в 2013 году, разница с вами почти в 20 лет. Сейчас все по другому, хотя название программы то же. Киббуц наш считался по сравнению с другими киббуцами достаточно большим и обеспеченным. И для нас, наверное, это было оптимальным вариантом, такое мягкое приземление и постепенное вливание в жизнь.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, после убийства Рабина в 1995 году многое изменилось для кибуцев. Кибуцы жили и держались за счет партии Авода. Ежегодные вливания, дотации от правительства. Уже 20 лет назад было очевидно, что в том виде, как существуют кибуцы, без поддержки им не удержаться на плаву. С одной стороны - все течет, все меняется. А с другой стороны без образования кибуцев в свое время, Израиль бы не выстоял все эти годы. Такой вот парадокс. Идея была хорошая, но увы, она уже устарела.

    ОтветитьУдалить