вторник, 23 декабря 2014 г.

Первый дом на Родине или наша жизнь в кибуце. Будни.

  Вот праздники это всегда здорово! Душа поет! Расслабляешься! В предыдущих постах написала про празднование Песаха, Дня Независимости.

   Если Вас заинтересует мой рассказ, можете перечитать все предыдущие  мои посты с ярлыком "Израиль кибуц программа "Первый дом на Родине"/

 Только жизнь наша была совсем не праздничной в тот первый год в кибуце.

 Изучение нового языка, очень тяжелая работа, полное непонимание и не восприятие новой обстановки  и... климат.

                                           
                                          Изучение языка. Ульпан (студия).

  Об этом уже тоже  начинала писать в одном из постов. Кому интересно, есть возможность прочитать. Успехи наши в познание нового языка были слабенькие. Муж совсем не имел времени заниматься. Приезжали в час дня с учебы, обедали, а к четырем ему надо было уходить на работу. Те пару часов, что были до работы, он конечно отсыпался. Работа у него заканчивалась в двенадцать ночи, пока мылся, ждал меня к часу ночи со смены, получалось ложится спать почти в два часа ночи, а утром подъем в шесть с минутами. В семь часов  утра уже выезжали на учебу.
   Мой график работы был менее загружен. Я продолжала работать через день. Да, и работа моя начиналась в семь вечера до часу ночи. Все домашние письменные задания делала конечно я.
Помню, как наша преподавательница  иврита Рахель разозлилась на нас троих (меня, мужа и Андрея). Мы все трое были после вечерней смены заторможенные, уставшие. На фоне других бодреньких отдохнувших учеников из соседних кибуцев, которые только учились и не работали, мы выглядели, как потрепанные воробьи, замученные тяжелой неволей.

- Если вы трое не будете заниматься, готовить домашнее задание, спать на уроках, то я буду вынуждена обратиться в правление вашего кибуца с просьбой уволить вас с завода. Ваша программа "Первый дом на Родине" прежде всего направлена на изучение языка, все остальное второстепенно.

Мы переглянулись с мужем и пообещали больше заниматься. А вот реакция Андрея была более резкой.

- Я скорее брошу учебу, я обязан работать.

  Общими усилиями мы уговорили Рахель не обращаться в наш кибуц, обещали учиться. Но обещать намного легче, чем выполнять.
Буквально на следующем занятии Рахель обратилась с каким-то вопросом к моему мужу, который сидя с открытыми глазами, спал. Мой дорогой муж даже не услышал, что обращаются к нему. И причина была не только в усталости. Я уже писала, что наш ульпан находился в помещении бомбоубежища под землей. Темница, одним словом, без окон и дверей. Когда в классе был включен кондиционер, стоял такой монотонный сверлящий голову звук. Кислорода, соответственно, тоже не хватало. И в довершении  всей картины, мой муж после службы в артиллерийских войсках Советского Союза еще и плохо слышал. Так вот Рахель задает вопрос, а мой муж даже не смотрит в ее сторону. Я начинаю его толкать  ногой под партой. Он поворачиваясь ко мне, спрашивает:

- Что ты хочешь?

- Да, не я. Тебя Рахель вызывает, - тихонько  говорю я.

-  А что ей от меня надо?

 Начинаю подсказывать, получаем замечание. Рахель явно расстроена. Она очень классный педагог, человек на своем месте, если так можно сказать, очень старается вложить в наши головы, как можно больше знаний за совсем короткое время, отведенное отделом абсорбции для изучения иврита. Разве ее вина, что нам не только надо учить иврит, но и зарабатывать себе на жизнь. Не будем же мы вечно оставаться в кибуце по программе. Правда, была возможность продлить срок пребывания  в кибуце еще на полгода и даже больше, как это делали другие семьи репатриантов. Но помните я писала, что со своим "порядком"  мы попали в "черный список" к нашему начальнику цеха на заводе. Это из-за того, что я отказалась работать каждый день и оставлять дома дочь одну вечером.
 Поэтому после окончания ульпана в конце августа планировали переехать в город. А в город с пустым кошельком не переедешь. И хочешь не хочешь, а работать надо.

                         

                  Работа на заводе по производству резиновых колес для погрузчиков.

   Уже само название завода приводит в ужас. О заводе я тоже писала в предыдущих постах. Маленький ад - грязь, жара, тяжелый запах резины.
Муж работал на прессах. Загрузка  колес в пресса, определенное время сдавливания в горячих формах (до 130 градусов).  Потом выемка, чистка форм и новая загрузка. Тяжело ему было, но справлялся, не жаловался.
Каждая смена для меня была борьбой за выживание. Работала помощником строителя колес. Подвозила к месту работы поддоны с резиной весом по 300-400 килограмм. Всю смену с ножом в руках резала и резала эту проклятую  резину, взвешивала  и заталкивала в горячую "мясорубку", где было почти 80 градусов.  Бывало, что резина на поддонах склеивалась из-за плохой обработки после ее изготовления, и тогда приходилось еще и отрезать ножом полосы одну от другой. Руки отваливались, все тело ныло. Отмываться дома от резиновой пыли приходилось в трех водах. После каждой смены всю рабочую одежду отправляли в стирку. А представляете, что было с нижним бельем после всех этих ежедневных стирок. Это был полный абзац!  Жалко было до слез, а покупать каждый раз новое было безумно дорого .

 Вспомнила еще. Как-то работала в одной смене с Надей, соседкой по караванному городку. Довольно крепкая, высокая русская женщина. Приехала с мужем евреем в Израиль.
В середине смены забилась у нас "мясорубка". Провозились мы с Надей с полчаса  времени, пока почистили, прочистили  всё. И говорит она  мне следующее:

- Ну, тебе такое наказание Б-гом назначено. Это твоя земля, твоя страна. Страдай, терпи и молчи! А мне русской бабе за что все это?

Ну, что ответить на такое ?!

- Мне хоть Б-гом назначено, а ты добровольно себя мучаешь. Значит есть за что.

 Женщины-строители иногда  успокаивали меня :

- Вот закончишь ульпан, научим тебя работать строителем, станет легче.

Оптимисты, блин косой. Видела я это "легче"! Ну, не хочу я так работать! Какой дурак определил, какая  сволочь решила, что эта работа для женщин. Колеса строили разной величины от 5 килограмм до 150. Снять маленькое колесо с установки и отправить его в печь, конечно не трудно. А сколько же мучений стоило и какие усилия прилагали женщины, чтобы снять крюком колесо  весом в 150 килограмм!  Нет, это точно не для меня. Я не переживу этого. Я такая маленькая слабая хрупкая женщина. Господи, дай мне силы дожить до конца августа и уехать из кибуца.

Куда мы попали? Как пережили?



                                                         


















5 комментариев:

  1. жесть жесткая-вот что это такое!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, жесть полная! Я только добавить вот , что хочу. Задача кибуцов всегда была четко определена - накормить страну, т.е. сельскохозяйственное направление. Но скоро стало понятно, что одним сельским хозяйством не обойтись на плаву. Кибуцы стали нерентабельными , приносили только убытки , стали жить на дотациях государства. Идея открывать промышленные цеха в кибуцах была как нельзя кстати. Во-первых, это рабочие места для подрастающей в кибуце молодежи, во-вторых, возможность прочно встать на ноги и независеть от государства. Так вот вторая часть в нашем кибуце успешно осуществилась. Да и в других кибуцах, которые приобрели небольшие промышленные предприятия, дела стали налаживаться, кибуцы эти расцвели в отличии от тех, кто остался заниматься только сельским хозяйством. А вот с первой задачей так и не справились. Очень быстро все кибуцники отказались работать на тяжелой изнуряющей и грязной работе. И как нельзя кстати была огромная олия 90-х годов и заключенный договор на программу " Первый дом на Родине". У кибуцев появилась дешевая рабочая сила, а для нас была предоставлено жилье, учеба и работа.

    ОтветитьУдалить
  3. Жуть (((.
    У нас, кстати, в Кармиэле я тоже нередко наблюдала такую картину, когда приезжают муж и жена. Муж сразу устраивается на завод, на тяжелую работу. Ну какой ему иврит? Но без работы не прожить просто. Жена, как правило, тоже работает, но гораздо меньше. И вот месяца через 2-3-4 муж окончательно уходит из ульпана, и вообще, ему уже не до языка. А жена заканчивает в ульпан, идет в вечерний, язык у нее становится все лучше. А муж так и остается с плохим ивритом уже навсегда. Грустная картина :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, это явление можно было наблюдать везде и всегда. Работать и учиться очень тяжело. При всех недостатках нашего бытия, были в кибуце и большие плюсы. Мы работали только по 6-8 часов в день, нам не надо было ездить за покупками, варить, стирать . И самое главное- ивритоговорящее окружение. Волей-неволей разговаривать приходилось каждый день.Мы закончили ульпан - и я, и муж.

      Удалить
  4. У нас на границей с Газой опять назревает конфликт. Тяжело ранен солдат ЦАХАЛа .Все приграничные поселки получили уже указания от службы тыла проверить бомбоубежища. Перекрывают дороги. Покоя не было и нет.

    ОтветитьУдалить